История «Агаты Кристи» найдет свое воплощение в форме…художественного произведения?
Нам удалось пообщаться с одним из основателей культовой рок-группы «Агата Кристи» и ее бывшим барабанщиком Петром Маем. О том, какое воплощение получит ранняя история группы – в нашем интервью.
— Насколько нам известно, вы сейчас работаете над книгой о раннем творчестве группы «Агата Кристи». На каком этапе находится этот проект?
— Ну, известно от меня, прежде всего (улыбается). Книга закончена. Если вкратце об истории ее создания, то получается следующее. Около года назад, мы с Вадимом Самойловым встретились на «Старом новом роке» и поговорили о том, планируются ли вообще какие-то праздничные мероприятия, в связи с 25-летием «Агаты Кристи». Группа очень, скажем так, заметная в истории российского рок-движения. Он сказал, что ничего не планируется, помимо издания подарочного бокса со всеми альбомами «Агаты» на виниле. И, если честно, мне стало немного обидно. Достаточно серьезная группа, достаточно большое количество поклонников, богатая история…
Каждый период – будь то ранний этап творчества, расцвет или поздняя «Агата», имеет свои особенности. И стало несколько не по себе, что в общем-то никак этот юбилей не отмечается. Более того, в связи с тем, что я постоянно общаюсь с поклонниками в сетях, меня многие спрашивали – будут ли какие-то мероприятия. Может даже не концерты (по вполне объективным причинам) а хотя бы какой-то фестиваль. Но поскольку ничего этого не было, я сел и стал думать – а что лично я могу сделать для истории группы, сделать подарок поклонникам (улыбается). И вдруг у меня родилась идея. Меня достаточно часто спрашивают относительно того, как все начиналось, как мы познакомились, как мы играли свои первые концерты, как учились в школе, в институте. В общем, как все это зарождалось.
Все истории, вошедшие в книгу, были частично высказаны в предыдущих интервью. Особенно, вы знаете, внушительное интервью было, когда выпускался CD-ROM, посвященный десятилетию группы, работала большая команда журналистов. Брали интервью у Вадима, Глеба, Александра, у меня, у Андрея Котова, Александра Пантыкина, Николая Грахова. Был задействован достаточно большой круг музыкантов, журналистов и людей, имеющих отношение к истории команды. И почти все материалы, вошедшие в этот CD-ROM, были размещены на официальном сайте группы. Долгое время они были в открытом доступе.
К сожалению, сейчас сайт то работает, то не работает: какие-то страницы доступны, какие-то – нет. Однако контент был скопирован на другие открытые ресурсы. Найти его довольно легко. Именно эти материалы, официально размещенные группой и вошли в книгу в раздел «Справочные материалы».
Сама книга – это попытка создать художественное произведение на основе реальных событий. Это не мемуары и не документальная повесть. Это художественное произведение.
Там четыре главных героя – Александр, Петр, Вадим и Глеб. Ну, поскольку Глеб в раннем периоде, именно зарождения группы участвовал меньше, то в книге ему уделено чуть меньше внимания, чем остальным троим участникам. Персонажи, названные своими подлинными именами (к слову, так же как и их родители, друзья) – художественные герои. Практически вся книга написана от третьего лица. Это сделано с целью представить читателю некое художественное произведение о героях, которые жили обычной для того времени жизнью – учились в школе, поступали в институты, ездили в стройотряды, занимались творчеством. Но вот как-то так сложилось, что они сумели достичь своей мечты, своих устремлений, идеалов и выйти на большую сцену, на телевизионные экраны, начать записывать альбомы и так далее.
Возможно, эта история, изложенная в художественном оформлении, поможет кому-то из начинающих музыкантов понять принципы, по которым можно достичь успеха. Возможно. Ну а люди, близкие к нашему возрасту еще раз, с помощью историй, рассказанных в книге, переживут вторую юность, ведь все, что происходило с нами,абсолютно для того времени типично.
В принципе, все факты и до меня были изложены неплохо. Но хронология развития событий хромала везде и всегда. Даже если просто взять те самые интервью, о которых я рассказывал, размещенных на официальном сайте группы, так или иначе, каждый из четырех участников тех событий немножко по-своему смотрит на одну и ту же картину. Поэтому я и попытался изложить эту хронологию именно так, как она видится мне. И облечь ее в художественную форму.
— Будут ли в книге иллюстрации, редкие фото группы?
— Значит, касательно редких фото. У «Агаты» достаточно большой фотоальбом. На официальный сайт, на фан-ресурсы попадают порой раритетные кадры, которые я много-много лет не видел и даже удивляюсь иногда – откуда люди это вообще берут? Да, я, конечно, посмотрю свой личный фотоархив, который уже в свое время предоставлял журналистам, когда готовились материалы, по поводу десятилетия группы.
А вот по поводу иллюстраций – тут была предпринята попытка дополнить произведение достаточно серьезным художественным рядом. У нас есть земляк, известный художник Сергей Парфенюк (тоже родом из Асбеста). Сергей — очень хороший художник именно в плане того, как он чувствует и понимает музыку. У него где-то под тысячу картин, посвященных только «The Beatles». Причем, есть картины…не хотелось бы употреблять термин «абстрактные», скажем так, написанные в свободной форме. Есть совершенно конкретные портретные работы. В общем, его техника очень разнообразна. Сергей может писать какие-то совершенно вольные образы, которые ему приходят в голову, а может писать конкретные портреты конкретных людей. И он это делает музыкально. Вот почему именно к нему я и обратился. Ему нравится творчество Агаты – и ранний и поздний период. Он с удовольствием откликнулся, у нас состоялась встреча.
На сегодняшний момент выбрана одна его картина для обложки книги (ну, по крайне мере, мы так планируем). Нарисованы на старых виниловых пластинках четыре портрета участников группы. Это авторская работа, сделанная именно под данный проект. И, поскольку его творчество многообразно, то нам не составило большого труда просто в его творчестве найти картины, которые, в принципе, могут проиллюстрировать абсолютное большинство глав книги.
— Насколько нам известно, вы дали прочесть рукопись братьям Самойловым. Как они отреагировали на вашу идею?
— Интересно отреагировал Глеб (улыбается). Я дал ему рукопись и говорю: «Глеб, понимаешь, так получилось, что основные истории написаны про меня самого» (смеется). Потому что, я конечно знаю какие-то вещи, которые с ними происходили, их описываю и так далее. Но самые личные истории написаны мной про самого себя. А он ответил: «Ну правильно, все так и делают, все про себя самих и пишут» (смеется). Вот такой у нас разговор состоялся с ним.
Вадим прочитал, сказал, что предлагает эту книгу вложить в тот самый виниловый бокс со всеми альбомами «Агаты Кристи», который планировался выйти к 25-летию, но не вышел. Причины не буду называть – это отдельный разговор.
Понравилась книга Ирине Владимировне, маме Глеба и Вадика. Хотя, она, конечно, там несколько критических стрел выпустила в мой адрес по поводу того, как я там написал про нее (улыбается). Не по поводу каких-то историй, а то, что «ты меня назвал главным анестезиологом, а я не главный анестезиолог». Я говорю: «ладно, Ирина Владимировна, уберем». Но книга ей понравилась, она сказала: «До того момента, пока я у тебя это не прочитала, даже не знала, насколько трудно было моим сыновьям в определенные периоды. Я на них наговаривала, а оказывается, что вот такие события, с одной стороны интересные, с другой стороны тяжелые, у них происходили». В общем, получилось так, что все возможные главные действующие лица, которые, повторюсь, названы в книге своими именами, этот материал видели и читали. Не скажу, что одобрили, нет. Но, по крайней мере, ознакомлены.
— Касательно вышедших материалов, статей о группе: есть что-то, что вам понравилось? Наиболее известная в данном ключе – книга Ильи Стогоff, но она не получила широкого положительного отклика у поклонников «Агаты Кристи».
— Я, конечно, почитывал пасквили, которые в интернете расходятся, не знаю уж, чьему перу они принадлежат. Посмотрел достаточно большое количество как официальных материалов, так и тех, которые размещены на фан-ресурсах. Я могу сказать, что мне понравилось. Это например, статья Александра Кушнира в книге «Сто магнитоальбомов русского рока», 1988 год, Агата Кристи «Второй фронт». Вот эта статья написана очень толково. Там есть какие-то совершенно незначительные мелочи, касающиеся самой технологии, но я прекрасно понимаю, что человек, который поднял такой гигантский труд просто не смог досконально, до самых-самых зернышек дойти, для того, чтобы один какой-то конкретный альбом описать. Но именно то, как у Александра это сделано, как написана статья, какая там описана атмосфера записи альбома – вот это очень здорово. И я включил эту статью (поскольку она находится в открытом доступе), в раздел «Справочные материалы».
Все остальное, что я видел в интернете, что я видел в продаже — фактические материалы там изложены, как правило, верно. Ну, в общем-то это ведь понятно, группа никогда не делала никакой тайны из своих даже очень-очень темных и личных вещей. Уж чему-чему, а откровенности Вадима и Глеба можно только…ну не позавидовать…я не знаю. То, что люди так откровенно говорили такие вещи– это достаточно серьезно. Найти в истории группы какую-то совершенно неизвестную страницу – практически невозможно. Но вот составить из этого целостную картинку, изложить это все в художественной форме – такая задача показалась мне интересной. Поэтому я за нее взялся.
— Планируются ли публичные чтения/видеочтения?
— Да, вот теперь мы переходим от возвышенной части к земной. Понятно, какие у нас времена на дворе – все занимаются бизнесом. Что такое бизнес? Это зарабатывание денег. Поэтому на некоторых моих встречах с издателями (ну, пока, конечно, местными) мне русским языком в открытой форме было сказано, что неизвестного автора ни одна фирма на свой страх и риск сегодня издавать не будет. Я понимаю прекрасно, что людям гораздо проще тиражировать известные имена, продукты и т. д. Можно зайти в любой книжный магазин, обвести взглядом полки и буквально пальцев на руках хватит, чтобы перечислить имена раскрученных авторов. Я, естественно, в этот круг никак не вхожу, какие бы горячие пирожки я не испек и не представил в виде моей книги.
Поэтому получается следующая история: есть два варианта развития событий. Либо мы издаем (я имею в виду себя и ближайших друзей, которые мне помогают) на свой страх и риск, платим деньги какому-то издательскому дому, и на выходе получаем кучу пачек книг, которые будут пылиться у меня дома, а я их буду каким-то образом отправлять наложенным платежом. Это первый вариант развития событий.
Второй вариант – собственно для чего мы и задумали эти интернет-чтения. Обычно как все происходит: выходит книга, ее начинают раскупать. Автор получает известность. У него появляется круг поклонников, которые хотят его видеть живьем, задать ему вопросы, получить автограф на обложке. И автор приезжает в какой-нибудь книжный магазин, читает там одну-две главы, люди все это вживую слушают, задают вопросы, конференция, опять же раздача автографов… Это увеличивает тираж книги.
В нашем случае получается, что книги в продаже еще нет, а вот эти авторские чтения, видеоконференцию мы уже задумываем и пытаемся провести. Для чего мы это делаем? Мы пытаемся таким образом собрать как можно больше откликов и заявок. Есть фан-движения по всей стране. Есть просто любители. Вот они каким-то образом должны откликнуться, может быть даже кто-то захочет предложить свою помощь. Мне уже предлагают эту помощь – в плане распространения книги. Но мне хочется понять, круг потенциальных читателей. Чтобы потом прийти в издательство и сказать «мы собрали столько-то заявок и оцениваем тираж в тысячу или там десять тысяч экземпляров».
Мы выпускаем определенный тираж, который партиями отправляем в какие-то точки, может быть в книжные магазины. Для чего мы это делаем? Не для того, чтобы заработать. Мы пытаемся во-первых, дать эту книгу, этот материал тем людям, которые заинтересованы, приблизить ее к читателю. Чтобы человек мог получить информацию — «вот такая торговая сеть взяла книгу в распространение и вы можете хоть во Владивостоке хоть в Санкт-Петербурге прийти в книжный магазин и там эту книгу купить». Ну а во-вторых, мы пытаемся придать этому всему процессу некую публичность, если хотите. Это потому что, открою маленький секрет, наверное для меня второго такого шанса записаться из музыкантов в писатели уже не будет (улыбается).
Музыкантской работы тоже много – сейчас вот работаем над альбомом (Петр — барабанщик в группе «ЛучшиеВремена» — примеч.). Но все-таки хотелось бы одним выстрелом убить двух зайцев — стать писателем и дать людям этот материал, чтобы они потом не выискивали его в интернете. Повторюсь, книга будет богато иллюстрирована, в ней будут справочные материалы, возможно будет диск с записью «Второго фронта». А еще я лелею надежду договориться с Вадимом и Глебом, чтобы все-таки хотя бы в формате mp3 издать альбом «Коварство и любовь» первой версии магнитоальбома, которая до сих пор не признана группой, не размещена на сайте и никак они ее в свою дискографию не включают. А поскольку одна из глав книги посвящена именно этому магнитоальбому, я думаю, что можно все-таки попробовать договориться и его туда вложить.
— Не отходя от земного: если не секрет, когда планируются эти чтения?
— В принципе мы к чтениям готовы. Есть кое-какие особенности, связанные с тем, что журналисты хотят это видеть в виде некоего клуба. Нужно что-то думать либо по поводу зала библиотеки Белинского, либо проводить мероприятие в стенах кафе, дабы снимать не только меня с листочками, (улыбается) но и реакцию зрителей, их вопросы. Мы понимаем эту задачу и готовы над ней работать. Но это уже какая-то организация, это монтаж. Книга готова, текст, написан, иллюстрации есть.
-А по поводу зрителей: смогут прийти все желающие?
— Вообще, конечно, закрывать кому-то дорогу, устраивать фейс-контроль и прочее – конечно, глупость. Однако возможности организации данного процесса предусматривают работу в достаточно небольших по объему помещениях. Это все-таки камерная, даже квартирная обстановка. Я так понимаю, что несколько десятков человек – предельная цифра. Думаю, что в самое ближайшее время все начнем снимать.
— Будучи сама поклонницей творчества «Агаты Кристи», могу сказать одно: звучит чертовски заманчиво.
— Да. Вопрос в том, чтобы этому был придан именно серьезный статус. Мы не можем просто взять текст и выбросить в интернет. Это будет неправильно. Все это должно быть хорошо иллюстрировано, на приличной бумаге. Я надеюсь, что в книгу будет вложен диск. То есть, это будет эксклюзивное издание. Поэтому я и пытаюсь сначала максимально приблизить все к зрителю и к читателю, потом договориться с издательским домом, чтобы книга пошла в серьезную сеть и у людей не было проблем с покупкой. Ну а потом, пожалуйста, пусть этот текст будет размещен в интернете. Я думаю, что те, кто любит эту группу, те кто слушает до сих пор их песни, захотят иметь в своей коллекции такое издание.
— Спасибо, будем ждать. =)
Фото — Дмитрий Власов
Интервью — Ксения Вендеревских