За пару часов до концерта в клубе The Place двое участников группы План Ломоносова — Алексадр Ильин и Денис Хромых — пообщались с Роккультом о том, какую музыку они слушают сами, почему в качестве литературной основы для альбома была выбрана поэма Маяковского и что категорически неприемлемо делать на сцене.
Роккульт: Как вы боретесь с волнением перед концертом?
Александр: У меня не бывает, я не боюсь.
Денис: Да я тоже уже не боюсь. На самом деле привык, много концертов отыграл за свою жизнь. Но все равно волнение какое-то есть, но это не переживание.
Александр: Это скорее даже предвкушение.
Денис: Ну да, есть ненужные волнения, а есть нужные. Перед сценрой ненужные все отпадают, остается только музыка и концерт.
Роккульт: Как сформировался ваш собственный стиль? Вы чётко следуете какому-то направлению или экспериментируете?
Денис: Вот если взять нашу последнюю пластинку по Облаку в штанах на стихи Владимира Маяковского, то, конечно, прослушав её, человек задастся вопросами: «Что же вообще ребята играют?», «В каком стиле они работают?”. Скорее всего, мы не понимаем, что мы делаем.
Роккульт: То есть вы развиваетесь без определенного курса?
Денис: Да, плывём по течению, но подгребаем периодически. То есть мы не просто плывём, а какие-то движения совершаем, подруливаем.
Роккульт: Я знаю, что ранее некоторые участники Плана Ломоносова были в составе других, достаточно известных групп, таких как Слот, Тараканы! и других. Как произошло создание группы? Ради этого проекта вы покинули предыдущие?
Денис: Сначала у Санька родилась идея группу создать, вот эта идея и воплотилась в то, что сейчас есть. А то, что я, например, играл в разных группах – это да. Ребята меня позвали, когда организовали группу, играть на гитаре и, собственно, после парочки репетиций, мне понравилось, вот теперь здесь играю. А из предыдущих групп я не уходил, все само собой произошло. Так я играл в Тараканах до 2012 года, а с ребятами познакомились в 2010. И эти два года мы с ребятами из Плана Ломоносова встречались периодически, что-то сочиняли, общались.
Роккульт: Как вы общаетесь вне концертной деятельности?
Денис: Дело в том, что после того, как наша группа образовалась, у нас появилась база, где мы встречаемся, сочиняем музыку. И, собственно, на этой точке мы и проводим время, часть группы, можно сказать, там и живёт. Саня вообще рядом с этой точкой живёт. Пропалил, да? Но я не буду говорить, где, а то потом паломничество начнётся. У нас появились какие-то знаки анархии на этажах нарисованные, и нас начали обвинять, что наши фанаты приходят и это рисуют.
Александр: Непонятно, почему наши, там ведь на этаже столько студий.
Роккульт: Почему вы живете в столице? Не утомляет ли её всем известный быстрый темп жизни? Не хотели бы переехать в Петербург, например?
Александр: Ну, я родился в Москве и вырос, поэтому нет желания.
Денис: А я гастарбайтер из Курска. Почему Москва? Так судьба сложилась, в Питере у меня не было знакомых вообще, поэтому как-то не получилось сюда переехать, а в Москве я учился в МФТИ, как отучился, так и остался жить в столице. В Питер мне нравится приезжать с концертами, либо приезжать просто так отдохнуть летом, когда белые ночи начинаются, как сейчас, июнь же. Еще у вас в городе такая заметная творческая атмосфера, а Москва мне по ритму жизни ближе всё-таки. Конечно можно приехать в Питер на пару месяцев, записать альбом или поучаствовать в каких-нибудь акциях, у вас не заскучаешь.
Роккульт: Расскажите, как проходит ваш тур? Как вы перемещаетесь между городами: самолёты, поезда, автобусы? Возите ли с собой всё оборудование?
Александр: По-разному, на всех видах транспорта, которые ты назвала.
Денис: Аппаратура у нас своя есть, и она находится на нашей репетиционной базе, но мы с собой в туры её не возим, только по Москве иногда.
Роккульт: То есть вы клубам доверяете?
Денис: Чтобы концерт нашей группы состоялся, у нас есть технический и бытовой, как говорится по-английски, райдер, в котором прописана необходимая аппаратура, которой нас должны обеспечить организаторы концерта. А с собой возить через всю страну комбики и барабанную установку просто экономически нецелесообразно.
Роккульт: Опаздывали когда-нибудь на концерт?
Денис: Мы как-то стояли в пробке десятикилометровой под Ростовом-на-Дону.
Александр: Да больше даже.
Роккульт: И сколько вы простояли?
Александр: Да мы в итоге по «встречке» поехали на концерт и правильно сделали. Если бы мы ещё чуть-чуть простояли, там начинался отбойник, и уже не выехать было бы. На концерт в итоге успели.
Денис: Накладки бывают разные, главное и самое важное для нас это то, чтобы публика относилась с пониманием к возникающим ситуациям. Например, в Калининграде наш концерт был заявлен в десять часов вечера, мы играли на фестивале и в нем участвовало около 12 групп, мы хэдлайнеры, но так получилось по всяким техническим обстоятельствам, что выступление на два часа сместилось. Мы вышли около 12 ночи, отыграли, но публика дождалась и концерт был супер и все были счастливы. Понятно, что после 12 групп в клубе уже был угар, но в итоге всё сработало.
Роккульт: Как происходит организация концертов?
Денис: На данный момент постоянно приходят запросы о концертах. Если делать тур, то обычно выделяется один или два города, обычно это крупные города или областные центры, которые хотят наш концерт и организаторам известно, что какое-то количество людей придет и привоз группы окупится. А дальше уже подтягиваются города поменьше. У нас в группе пять человек музыкантов, плюс администратор, техник и тур-менеджер в одном лице, а также звукорежиссёр — это минимальный состав в семь человек, с которым группа может ездить на гастроли.
Роккульт: Расскажите, пожалуйста, о вашем новом альбоме, который сегодня представляете.
Александр: Сегодня мы презентуем только первую часть альбома Облако в Штанах, потому что весь альбом мы будем представлять отдельно, 30-го сентября в Москве, в клубе Stereo Hall.
Денис: В Питере дата презентации всего альбома Облако в штанах пока неизвестна из-за сложной технической составляющей предстоящего шоу: визуальные ряды, голограммы, декорации. Мы придумали видеообразы под каждую из 19 песен совместно с компанией визуальных эффектов Edison Lab. Александр режиссирует этот видео-спектакль. А что касается Маяковского и его творчества, то все его стихи, которые были написаны сто лет назад, на данный момент являются довольно-таки актуальными, судя по тому, что происходит вокруг. Новый виток спирали истории, форма поменялась, а суть та же.
Александр: Ну, и вообще классные, эмоционально насыщенные стихотворения у него, образы такие гипертрофированные. Все это интересно на рок-музыку ложится, идеально, тем более для него, можно сказать, рок-музыка – музыка будущего, поэтому всё совпадает. Он бы был очень доволен.
Роккульт: Какими группами вы вдохновляетесь? Кого слушаете?
Денис: Да мы всё слушаем, у нас просто такая большая компания, что, в принципе, мы слушаем от песен в стиле Не унывайте пацаны (Enjoykin), иногда бывает Oxxxymiron всплывёт, потом Макс Корж, затем можем и Тараканов послушать, Наив, а там и План Ломоносова зарядить пару треков.
Роккульт: То есть вы слушаете собственные песни?
Денис: Ну, конечно, да. Тем более, что когда начинаешь сочинять новые песни, делать какие-то демки, вообще очень полезно послушать себя со стороны.
Роккульт: Есть ли у вас какие-то ритуалы перед выходом на сцену?
Александр: Мы пожимаем руки друг другу перед выходом. Ну, и в православной живём стране, какие ещё ритуалы. (смеется)
Роккульт: Что Вы считаете абсолютно недопустимым для сцены, чего бы никогда не сделали?
Александр: Я бы не совокуплялся, думаю, ни с кем на концерте.
Денис: Я всегда знаешь, что вспоминаю? GG Allin. Помнишь, мы как-то смотрели? Вот чего я не готов делать, так это как он.
Александр: Да, избиение людей в зрительном зале, закидывание их г…ном. Вот это нет, конечно, тем более это уже было. Главное, чтобы все это в гадость не превращалось, минимальный эстетический момент, чтобы всё-таки присутствовал.
Роккульт: А какой Ваш концерт запомнился больше всего? В каком городе?
Александр: Я обратил внимание, что в Минске очень открытые фанаты. Мы два раза там были, и оба раза запомнились. Белорусы, они такие светлые, крепкие чуваки, у них классно.
Денис: Они еще любят стейдж-дайвинг: иногда на сцене уже больше людей, чем музыкантов.
Александр: Да, это присуще нашим концертам, такое поведение. Главное, чтобы не ломали оборудование, а так все нормально.
Денис: Это же целое искусство, на самом деле – стейдж-дайвинг. Чтобы человек вышел, залез на сцену, пробежал и прыгнул так, чтобы ничего не сломать, со всеми побратался, спрыгнул, чтобы его поймали и остался в живых. Это же искусство, реально.
Роккульт: Вы упомянули Белоруссию, а вот недавно был какой-то инцидент с Украиной. Вы должны были туда приехать, но что-то не сложилось по вине организаторов, правильно?
Денис: К сожалению, да, так случилось.
Александр: Они нам прислали приглашения с ошибками, грубо говоря. Выяснять что-то на границе с таможенниками с неправильными документами – это безумие. Можно сколько угодно проявлять себя, как романтический герой, но это все просто чушь собачья. Они и без того были не самые тактичные чуваки, пограничники на украинской границе, я с ними уже встречался, знаю, что это такое, а тут еще неправильные документы. Ну и вообще, если на начальном этапе делаются такие ошибки, то и во время путешествия может произойти что угодно. Как бы ты ни относился к происходящему, чужая территория – это не у себя дома, и если что-то случается, то ты встреваешь конкретно. Кто тебе помогать-то будет?..
Денис: Я вот вообще не смотрю телевизор и не в курсе, что происходит. У себя в Facebook поставил галочку, отсёк всю эту фигню про конфликт, ибо надоела ругань между странами и людьми. Я просто перестал существовать в мире, где Россия и Украина находятся во вражде. И я пребывал в таком блаженном состоянии до момента нашего предстоящего путешествия. Если копнуть глубже в нашей истории отмены концертов в Украине, почему мы не поехали, то, по большому счёту, это произошло потому, что у нас реально напряжённые отношения между странами, и эти напряжённые отношения просто вылились в бюрократию. Нужны какие-то документы, приглашения, подписи, под каждой фамилией по четыре печати. Вот, собственно, все эти бюрократические штуки тормозят наше общение, и между людьми происходят ссоры. С другой стороны, сейчас такое время, всё меняется в жизни и в окружающем мире.
Текст: Александра Смыгина
Фото: Анна Бром