Площадь Восстания выложились на все сто на концерте 7 февраля, в день презентации альбома ESTRADA в петербургском клубе Космонавт. За один день произошло слишком много событий, вышел вечер получения впечатлений. На следующий день музыканты устроили веселую вечеринку, чтобы пообщаться с друзьями и послушать первые впечатления поклонников от их новой работы.
В клубе Ящик тесно, уютно, нарядно и празднично. Лидер группы Андрей Новиков объявляет в микрофон, что никакой музыки не будет, пока кто-нибудь не потопчется по его лицу – на полу расстелена большая афиша, которую все аккуратно обходят. На сцене появляются участники коллективов Площадь Восстания, Копенgаgен, para bellvm – песни в нежном акустическом звучании перемежаются с несколько сумбурными, но очень теплыми отзывами о новом альбоме «ПВ». Виновники торжества угощают всех шампанским, поют, принимают поздравления.
У лидеров Площади Восстания Андрея и Дмитрия Новиковых на груди красуются восстанческие звезды – стальные кулоны, подаренные поклонниками к восьмому дню рождения группы, совпавшему с выпуском нового альбома. В Ящике негде скрыться от разговоров, смеха и музыки, поэтому беседа с артистами проходит на террасе, под полиэтиленовым навесом, не слишком спасающем от хлюпающей сырости петербургского февраля. На свежем воздухе довольно холодно, рядом несколько гостей after-party курят, болтают и смеются. Андрей Новиков, накануне поразивший всех витиеватым многословием, в этот раз, как и всегда, верен себе.
Андрей Новиков: Идея альбома ESTRADA — в абсолютном контрасте. Мы хотели показать, что наш путь, а также вообще путь человека, выбравшего творчество, в частности, рок-н-ролл, очень непрост. Путь этот не такой поверхностно позитивный, как кажется на первый взгляд. В нем очень много и грязи, и пошлости, и вещей, о которых в начале пути мы не знаем, не подозреваем, что они нас ожидают, но все это в определенный момент нас настигает. Об этом альбом ESTRADA. В нем мы говорим о взаимодействии артиста и зрителя, взаимоуважении, взаимопонимании, готовности не только артиста трудиться и работать для зрителя, но и зрителя трудиться и работать для артиста. Потому что только в таком контакте может происходить настоящее творчество и движение вперед.
Rock Cult: Раз вас беспокоит, чтобы вас правильно поняли, а не просто услышали, значит ли это, что группа уже добилась определенного успеха?
Дмитрий Новиков: Да, мы знаем, что в Петербурге, нашей alma mater, где мы творим и часто играем концерты, уже сформировалась приличная аудитория. Мы знаем, для кого выступать, кто ходит на наши концерты. Действительно, просто гоняться за количеством не хочется. Важно, чтобы было полное взаимопонимание, чтобы люди знали, для чего мы это делаем, и чтобы мы так же понимали их. Раз мы видим правильную реакцию, значит, мы делаем что-то верно.
Rock Cult: Во время шоу вы разделили сцену на три уровня. В связи с этим, по крайней мере, в рамках перфоманса, три участника группы на сцене стали второстепенными персонажами.
А.Н.: Я бы так не сказал. Мы общались на эту тему, все отметили, что чувствуют себя комфортно. Многоуровневость сцены была нашей задумкой. Это помогло подчеркнуть многослойность и многоуровневость нашего альбома. Поиск формы для нас очень важен. Когда я увидел перед концертом, как все это выглядит – эти буквы ESTRADA, которые мы так долго делали, эти помосты, я понял, что все получится. Все это плод довольно долгой, серьезной, продуманной работы. Я считаю, что визуально этот концерт абсолютно состоялся. Это более современный, европейский подход к вопросу организации сценического пространства. Мне близка идея того, что сцену надо ломать, менять. Всегда нужно чем-то удивлять.
Мне бы хотелось, чтобы люди, приходящие к нам на концерт, чувствовали, что они попали в какой-то иной мир. Во время выступления лично я действительно ощущал, что мы на этом маленьком клочке пространства сотворили что-то совсем другое, непривычное, незнакомое, в чем-то пугающее и интригующее.
Rock Cult: Разъясните, пожалуйста, один конкретный момент шоу. Перед песней «Зачем?» на пяти мониторах разные рты произносят монологи.
А.Н.: Это все были мои рты.
Rock Cult: Там был один женский рот.
А.Н.: Это был мужской рот. Мой. Поклон и радость нашему бас-гитаристу и по совместительству оператору-монтажеру Анатолию Анфилатову, который может из мужского рта сделать женский и наоборот (улыбается). Он сделал эту видеоинсталляцию за 12 часов до концерта.
Произносимые монологи – цитаты из книги братьев Стругацких «Град обреченный». Первый вариант видеоинсталляции был создан два с половиной года назад. Мы использовали его на презентации альбома Просто жить в Авроре и в А2. Это заглавная песня с нашего первого альбома. К этому концерту мы все записали заново. Ранее был немного другой концепт, были лица людей, а в этот раз мы решили обезличить монолог, оставили только мои губы и тембрально изменили голос.
Rock Cult: Очень запомнился первый номер «Буду там» с участием красивых танцовщиц в вечерних платьях.
А.Н.: Да, это была абсолютная провокация. Собственно, в этом номере и был заключен основной вопрос альбома. Я счастлив, что режиссер и хореограф театра танца «Рада» Анжела Макарова поняла, приняла и визуализировала нашу идею максимально точно. Это должно было быть по-настоящему пошло, вычурно, откровенно, но при этом эстетически гармонично. Я считаю, что артисты театра справились с этой задачей на 100%. Преклоняюсь перед их талантом. Одна из трактовок слова ESTRADA, в нашем понимании, этим номером отражена в полной мере.
Rock Cult: Андрей, вы сказали со сцены, что не видели концерт со стороны. А что же вы видели в этот знаменательный вечер?
А.Н.: Я видел в зале людей, которые были полностью погружены в атмосферу и отдыхали, и работали над собой. Я видел в зрителях желание делать чуть больше, чем просто эмоционально воспринимать музыку. Конечно, всегда есть те, кто приходит потому, что знает несколько наших старых песен и намерен просто «клево затусить». Этот концерт для таких слушателей был, наверное, не самым интересным…
Д.Н.: Мне очень понравилась реакция публики. Особенно тронуло, что девушка с охапкой цветов прорвалась к сцене, просто сказала «Ребята, я вас так люблю!» и подарила каждому по букету.
А.Н.: Это было отличным завершением эстрадной атмосферы концерта. Цветы в финале, шампанское в финале – все состоялось.
Для нас очень много значит поддержка и понимание зрителей. Уверяю вас, что без этих бабочек, которые раздавали всем на входе (галстуки-бабочки, сшитые силами поклонников группы – прим. ред.), без перфоманса с лампочками и театральной зарисовки на песню «О людях» этой удивительной атмосферы бы не было. На этом концерте зрители в зале сделали 50% успеха. Мы счастливы, что нас поняли, приняли и поддержали в идее создать именно такую «эстрадную» атмосферу. Низкий поклон нашим слушателям. Это было сотворчество!
Rock Cult: Андрей, вы вчера со сцены достаточно много говорили. Неужели вы настолько не уверены в своей музыке, что считаете необходимым постоянно снабжать ее исполнение уточнениями и комментариями?
Д.Н.: Хочу заметить, что тот же Джаред Лето говорит на своих концертах полтора часа, а потом около часа играет музыку. Причем он общается на английском языке с русскоязчной аудиторией. Мне кажется, что он вполне уверен в своей музыке. Наверное, это его искреннее желание сказать что-то, войти в контакт со слушателем.
А.Н.: Творчество само по себе – очень сумбурная история. То, что приходит нам в голову, те песни, которые за эти два года были сочинены, аранжированы, записаны… Это абсолютное ассорти из мыслей. Подвести это все под одну концепцию без дополнительных комментариев, на мой взгляд, очень сложно. Это во-первых.
Во-вторых, я же старый фанат авторской песни и каждый концерт воспринимаю не только как яркое, красочное шоу, но и как творческий вечер. Для меня любой, даже самый пафосный, концерт – это, прежде всего, диалог. Хотя иногда кажется, что я совершенные глупости со сцены говорю. Но если бы я пытался себя в этом ограничивать, это было бы неискренне.
Rock Cult: На концерте вы анонсировали съемки клипа и намекнули на то, что от зрителей зависит, на какую песню вы снимете клип.
А.Н.: Думаю, в течение месяца мы выложим наш новый альбом в сеть — в наших современных реалиях это необходимо. Будем очень внимательно следить за реакцией публики. Нам важно первый клип снять на песню, которая, по мнению наших слушателей, максимально интересна, близка людям, максимально удалась. Публика – главный судья, главный арбитр. Я могу поручиться за каждую песню на этом альбоме. Каждая мне кажется состоявшейся, удачно записанной и отражающей наше нынешнее музыкальное, эмоциональное состояние. Поэтому на каждую из этих песен мы готовы снять клип. Поспрашиваем и узнаем, какую песню на альбоме публика считает самой яркой и интересной.
Rock Cult: Впереди Москва, Великий Новгород, Петрозаводск. Что ожидает ваших зрителей?
Д.Н.: Мы бы с удовольствием приехали в Москву, Великий Новгород, Петрозаводск со всеми декорациями, но дело в том, что они занимают очень большое пространство и потребуется огромная машина, чтобы их перевезти. Кроме того, декорации довольно хрупкие и, как бы нам ни хотелось, нам не удастся приехать с ними в другие города. Это значит, что на нас самих возлагается больше ответственности, мы должны и без больших красивых декораций воплотить на сцене все, что представляет собой альбом ESTRADA. Думаю, все получится. Мы с нетерпением ждем всех слушателей группы Площадь Восстания в этих городах и надеемся, что нас поддержат. Обещаем, что это будет по-новому. Мы чувствуем, что сами меняемся и хотели бы, чтобы наши слушатели в других городах также почувствовали, что происходит, что-то новое, интересное.
А.Н.: Я немного поправлю Дмитрия Сергеевича. К каждой площадке, к каждому городу мы подготовим нечто особенное. Похожих друг на друга концертов не будет. Мы с директором группы — Владиславой Кондор — уже сейчас едем в Москву, чтобы познакомиться с концертной площадкой, придумать, каким именно будет перфоманс в столице, у нас есть целый месяц для того, чтобы это решить. В этом есть особый интерес – редактировать шоу для каждого города в соответствии с размером и архитектурой площадки. Каждая из этих историй будет иметь свою неповторимую атмосферу…
Текст: Александра Прозорова
Фото: Терри Уильямс