О концерте группы Юрия Цалера «Птица Зу» в Мастерской 23 февраля во истину можно написать, что он был уютно-ламповый. Небольшой зал, абажуры, дым сигарет, приглушенный свет и прекрасные музыканты. Сложилось такое ощущение, что на концерте собрались друзья, и все друг друга знают. Общение с публикой, шутки и присказки.
Одна из таких фраз Юрия запомнилась в особенности: «Главное в артисте-недосказанность, а мы по ходу сегодня перебрали».
Но, главное, конечно, что всё это уютное действо было сдобрено качественным исполнением музыки.
Отличный концерт, что уж тут и говорить!
А перед концертом мы смогли немного поболтать с участниками группы о Птице Зу, Мумий Тролле и том, как изменилась музыкальная индустрия за годы существования группы.
Интервью: Полина Волкова
Фото: Александра Петрова
Интервью с Юрием Цалером
— Юрий, вот наш первый вопрос: почему же вы выбрали гитару?
— Не знаю, мне кажется, мы вообще ничего в этой жизни не выбираем: мужчина женщину не выбирает, женщина мужчину… Все идет по путям природы, путям Господним…
Наверное, гитара сама меня нашла… Просто я занимался музыкой с детства: у нас вся семья музыкальная. Еще с садика, когда все детки ложились спать, ох, этот ненавистный тихий час, я его очень не любил…
— О, да, в детстве его никто не любит!
— Знаете, особенно я не любил есть перед ним: помню, нас кормили супом… Я практически ничего не ел, а потом сбегал из детского садика… Ну, на самом деле, я уходил, отпрашивался, нянечке говорил, что я ушел в музыкальную школу, в подготовительный класс.
То есть, я с пяти, с пяти с половиной лет уже занимался музыкой. У меня не было тихого часа, а был «музыкальный час». Я ходил в музыкальную школу, учился играть на фортепиано. И вот только когда я заканчивал музыкальную школу-«семилетку», у нас появился преподаватель гитары. Раньше такого не было. И меня это сразу очень заинтересовало, и так получилось, что я попросился к нему на один урок, он мне показал три аккорда, как говорится, «Отец, сын и святой дух в музыке»: ля минор, ре минор и ми мажор — это единое начало всей гитарной музыки…
Ну и, собственно говоря, с этого все и началось.
— Какие музыканты вас вдохновляли на протяжении творческого пути?
— Все музыканты, без исключений.
Когда ты слышишь любого человека, в любом случае ты что-нибудь от него возьмешь, даже если тебе что-то не нравится, даже если это какой-то жутчайший трэш, блэк или дэт-метал, что угодно, — все равно ты от него возьмешь полезное для себя.
Но, как правило, я до сих пор вдохновляюсь Джими Хендриксом. Даже сегодня послушал его перед тем, как поехать на концерт. Он очень близок мне, я, наверное, нахожусь приблизительно в этой же струе.
Я не классический гитарист, классическим я так и не стал. Блюз и джаз — это основные вещи, которые всех нас вдохновляют. И естественно, классическая музыка. Все это вместе очень помогает.
— Как по-вашему, в России есть по настоящему великие гитаристы?
— Ну конечно, есть! Мы и половины их не знаем, есть настоящие, великие, Иван Смирнов например, Николай Кильдеев. Сейчас вот так не вспомнишь с ходу, но есть достойные люди, безусловно.
— Чем принципиально для вас отличаются музыкальные эпохи, когда вы начинали и сегодня?
-Мы начинали в 90х, насчет индустрии сложно сказать… С приходом интернета всё изменилось: теперь все в интернете.
Когда мы начинали с Птицей Зу, мы играли в первом(!) московском ночном клубе «клуб Московский» на Тверской, не знаю, что там сейчас — вывески постоянно меняются, потому что это Россия, никто не задерживается на одном месте…
Так вот, однажды нам посчастливилось там играть. Мы выступали там на дне рождения Сергея Галанина, ему было тогда было, кажется, 33 года. Тогда нам дали возможность выступить перед Серьгой…. Совсем другая тогда была эпоха, сейчас же этих клубов все больше и больше.
Мы тогда в первый раз попробовали джин, кстати! Первый раз перед концертом объелись в Макдональдсе, причем с такой силой, что я не мог на сцене стоять, не то что дышать! И после этого: ни Макдоналдса, ни джина. (смеется)
Просто это все, и то, и другое, не очень хорошо для русских музыкантов.
— А что хорошо?
— Хорошо все, кроме Макдональдса и джина (смеется). Домашняя пища, хорошая и русская качественная водка гораздо лучше, чем еда из Макдональдса и джин.
— Творчество группы «Птица Зу» можно отнести к свердловскому року, куда относятся и «Наутилус», «Агата Кристи», «Чайф»?
— Наверное, можно…
Дело в том, что мы всегда стремились в Свердловский Рок-Клуб, приходили с кассетами и со своим творчеством, нас вроде как взяли туда…
Но вообще этот рок-клуб, как некое сообщество музыкантов, на тот момент уже заканчивался. Мы выступили, по-моему, на последнем и каком-то маленьком фестивале, который назывался «Регенерация». Это был небольшой концерт для молодых групп, мы там заняли первое место, нас похвалил Владимир Шахрин (группа Чайф), и, собственно, Свердловский Рок-Клуб на этом закончился. На группе «Птица Зу».
— Каких творческих целей вы добиваетесь в рамках «Птицы Зу»?
— Конкретных целей, идеологии у нас нет. Мы хотим играть музыку, простую музыку. Нам хочется, что бы была простой. Мы хотим играть музыку и хотим, что бы она еще кому-то нравилась. Собственно, вот и вся идея, в которой нет идеи (улыбается).
А еще заработать миллион долларов (иронично). Если нам за то, что мы будем делать то, что нам нравится, ещё и будут платить, мы не будем против.
Станислав Цалер: Мы можем себе это позволить. Наше творчество не заключено в какие-то рамки, как у КиШа, например, или Pompeya, у них есть аудитория…
— Как вы оцениваете свою аудиторию сейчас?
— Не знаю еще, вот сегодня на концерте и увидим (смеется)
— Юрий, что для вас значит период «Мумий Тролля»? Наверное, вам уже надоели с этими вопросами про МТ…
Да нет, что вы, совсем нет. Глобально: 16 лет совместного творчества и жизни — это почти совершеннолетие. Так скажем, человек развивался, и вот к чему пришел. Мне кажется, все произошло логично, надо двигаться вперед и группе Мумий Тролль, и, как оказалось, мне тоже, в данной ситуации, потому что ситуация на самом деле сложилась тупиковая.
Так что все произошло гармонично, в созвучии с космосом.
— Как вы оцениваете влияние такого внушительного периода на себя, свое творчество?
— Ну, конечно, влияние огромно! Благодаря коллективу я, в первую очередь, объехал весь шар земной, не только в кругосветке, но и вообще везде кроме Австралии побывал. Я думаю, это мечта любого человека, а у меня вот так получилось, и это большая радость.
Во-вторых, это огромный опыт: общение с шоу-бизнесом, со звездами, со всеми, с кем мне удалось познакомиться, пообщаться, выступить… Все это очень приятно. И будет радовать до самого конца.
— А вообще нет желания сделать дуэт с Лагутенко?
В общем-то, в какой-то степени, это и было наше сотрудничество. Но надо немножко отдохнуть друг от друга, а дальше, может быть через годик-другой, создадим что-то.
Дуэтом можно назвать саундтрек к фильму «Похитители книг», который мы вдвоем писали: за недельку собрали. Почему бы и нет, можно сделать что-то вместе, но нужно что бы время прошло.
— Но вы в хороших отношениях разошлись?
— Конечно, да. Без всяких недомолвок, просто так получилось.
— Ну и последний, шуточный вопрос от нашей редакции. Скажите, с каким блюдом вы сравнили музыку «Птицы Зу»?
Юрий: Это явно какое-то ассорти, мусс…
Станислав: Нельзя, как можно музыку с едой какой-то сравнивать? Музыка — это же что-то эфирное, нематериальное, ее нельзя потрогать.
Юрий: Абсолютно, в этом и ценность.
Если так посмотреть, у нас очень разнообразный репертуар. Вот группа Кино, грубо говоря, играла в одном жанре. У них это и плюс, но одновременно и минус, но зато у них был совершенно четкий стиль. Вот выходит Витя Цой, все с гитарами — все, поехали. Вот, в этом как бы и плюс и минус.
А у нас плюс в том, что мы очень разнообразны, у нас нет рамок. Это можно назвать и минусом, но мы это так не считаем. А может, таким образом и выработается что-то определенное, мы же только начали. Сейчас снова будем возрождать концертные традиции, и очень хочется, чтобы сформировалось что-то определенное.
Может, тогда мы сможем показать вам более четко, с каким блюдом у нас ассоциируется музыка группы «Птица Зу».