В последние выходные августа Эрарта уже во второй раз приняла на своей сцене спектакль под названием Моя счастливая жизнь, который воплотили в жизнь актриса Светлана Иванникова и музыкант Светлана Сурганова. Собрав полный зал в Петербурге, постановка, вместе со своими героинями, отправилась в небольшой тур – на очереди Москва и Тула. После спектакля Rockcult встретился со Светланами и выяснил, в чём причина моды на депрессию, а также получил советы о том, как избежать уныния.
RockCult: В постановке несколько вариантов на тему «счастливой жизни» — жизнь в Москве у главной героини не такая уж и счастливая, подруга Тая из Парижа страдает по Родине, мать, которая своей заботой «добила» собственного мужа — почему так происходит? Почему даже оторвавшись от «палки с сеном» всё равно люди продолжают чувствовать себя «ослами», а не «орлами»?
Светлана Иванникова: Потому что в большинстве своем люди ленивые. Для счастья нужно очень много работать. Героиня Светы как раз и говорит о том, что счастье в самой жизни, в том, что ты живешь, в том, что ты сомневаешься, в том, что ты способен думать, в том, что ты несчастен, в стремлениях, в чаяниях. Разве моя героиня несчастна? Мне кажется наоборот: она заявляет — это МОЯ счастливая жизнь, такая вот она у неё, не без проблем. Мне кажется, что если человек чувствует себя совершенно счастливым, то это как раз признак того, что нужно обратиться к врачу. Если человек абсолютно счастлив долгое время, то здесь что-то не в порядке, нужно вмешаться. Я думаю, что просто жить — это и есть самое настоящее человеческое счастье.
RockCult: То есть счастье мимолетно, не постоянно?
Светлана Иванникова: Ну, вот представьте, что вы постоянно счастливы, как вы будете себя чувствовать? Оно потеряет свою ценность. Как любое чувство можно измерить, чем измерить? Убедиться, что это было счастье можно только тогда, когда пройдет время. Время — это и есть то самое мерило, которое покажет — счастливым было то или иное событие или нет. Если ты живешь и стремишься куда-то, наверно, в итоге ты будешь счастлив. Если ты с диагнозом «абсолютного счастья», то ты абсолютно несчастен.
RockCult: Депрессия — неотъемлемая часть современной жизни, лет сто назад, ей была подвержена малая часть аристократии, а сегодня — каждый второй. Это мода или болезнь?
Светлана Иванникова: Мода пошла на это слово. Депрессия — как это интересно, как круто.
Светлана Сурганова: Мне кажется, что это от перенасыщенности. Сейчас идет какое-то угнетающее действие огромного количества доступной информации. Информация потеряла свою ценность, уступила место многим другим вещам. Раньше люди прилагали немалые усилия, чтобы достать ту или иную книгу, тот или иной журнал. Чтобы попасть на концерт или выставку стояли в очереди за билетами. За информацией ходили, ее искали; записывались в библиотеки, в архивы и так далее. Сейчас — два клика, и у тебя огромное количество данных, которые тебе нужны, а чаще всего не нужны совсем. Это, знаете, когда у тебя есть только одна бутылка пива в твоем баре, единственная, ты делаешь глоток-другой и ничего слаще в этот момент нет для тебя. Когда же полный бар всего, то ты в этом всем многообразии теряешься, закрываешь бар в растерянности. Легкодоступность информации — одна из причин депрессии. Люди ещё не научились фильтровать данные – выявлять то, что им действительно необходимо.
RockCult: Как в таком случае подобрать такой фильтр?
Светлана Сурганова: Нужно чаще обнуляться, перезагрузки делать. Возможно позволять себе уезжать из суеты в какие-то энергетические места, на природу, на Байкал, к примеру. Просто быть одному или с самым близким человеком, брать обет молчания, постараться побыть с самим собой в тишине. Вот это мой рецепт.
Светлана Иванникова: Как говорит героиня Светы — нужно смотреть на свою депрессию с инвалидного кресла, тогда половина проблем исчезнет сама собой. Странная мода на депрессию, гораздо круче быть деятельным, бросаться на помощь, справляться с трудностями, не грузить никого. Искать виноватых среди своих друзей и близких — это даже не прилично. Ты — Человек, поэтому ты обязан держать себя в руках.
RockCult: В оригинале пьесы героиня сама себе доктор, можно ли сказать, что «сам себе не поможешь» — никто не поможет? А в постановке всё же финал изменили — подруга помогает выбраться из депрессии. Почему решили изменить финал именно в таком ключе? Оставить надежду, что ещё не все потеряно?
Светлана Иванникова: Пьесу мы взяли за основу нашего спектакля. С позволения автора переиграли некоторые вещи. Она в оригинале даже называется по-другому — «Диалоги по поводу американского джаза». Елена Ерпылёва, драматург, позволила нам экспериментировать, и вот что у нас получилось.
RockCult: У вас остается еще надежда на друга, который может спасти.
Светлана Сурганова: А на что еще надеяться – только на руку друга и вбитый крюк.
Светлана Сурганова: И чтобы страховка не подвела (улыбается).
RockCult: Почему остается неудовлетворенность от достигнутых целей?
Светлана Иванникова: Неудовлетворенность может быть только от себя. Фальшивая мода на всё это. Люди сами себя загоняют. Можно уже быть довольным тем, что ты живешь, что ты сам у себя есть, у тебя есть своя жизнь и тебе комфортно в этом. Нужно иметь хотя бы одного человека, которому ты можешь позвонить среди ночи, с которым ты можешь рвануть куда-то внезапно. Для счастья нужно не так уж и много — достаточно одного человека рядом и быть удовлетворенным своей жизнью, не заглядывать ни в какой чужой коридор, там другая жизнь, с которой ты можешь с ней не справиться. Поэтому живи в своей комфортной зоне.
Светлана Сурганова: Люди завидуют: почему это у одних что-то есть, а у меня нет, а то, что находится рядом, перед носом, не видят и не ценят.
Светлана Иванникова: И вовсе это, может быть, не твое место. Это — зависть. «Я хочу…» — вот этот кусок, тут мое место, я хочу такой автомобиль. Но прежде чем человек сел в этот автомобиль, он какую-то жизнь другую прожил. Ты не можешь взять один фрагмент из чужой жизни, ты должен взять всю историю. И совсем не факт, что именно тебе там было бы хорошо.
RockCult: Подруга главное героини – Соня, относится к миру с недоверием, в ней нет наивности. Можно ли сказать, что – герой нашего времени?
Светлана Иванникова: Наивность всегда была нужна, но некоторые стесняются этого, потому что опять же «не модно». Наивна кошка и наивна собака, которые верят в человека. Наивны дети, для которых папа — супергерой, разве это плохо? Ничего плохого. Я против точных определений: «это хорошо, а это плохо». Быть наивных плохо, быт тоже плохо, а что тогда хорошо? Традиции — это прекрасно, почему надо бежать от них, почему все стремятся изменить что-то в своей жизни, когда большинству это не под силу. Ты хотя бы освой традицию — накрывать на стол, и обязательно стели скатерть, вот что в этом такого? Это прекрасный бытовой элемент, который наивен в какой-то степени и консервативен. Ну и что?
RockCult: Сегодня традиции — это авангард.
Светлана Сурганова: Да, потому что все настолько отошли от них, что любое проявление вежливости кажется нам экстравагантным. Сегодня думаем — как здорово, что ягоды можно собрать в лукошко, как это красиво. А было время, когда говорили — какая древность, бабушкина какая-то корзинка.
RockCult: Сегодня в цене цинизм.
Светлана Иванникова: Вот в чем дело — всё перепутал нам КВН. Парирование, быстрота ответа, не вдумчивость, это не диалог, это как будто соревнование. Манера общения сейчас такая – кто кого в остроте ума перещеголяет. Чем циничнее твой юмор, тем ты круче. На самом деле все перестали разговаривать, все перебивают друг друга и стараются как можно круче ответить, чтобы посмеялись все, а потом сразу забыли в чем соль. Все перепутано, все перестали общаться и перестали понимать друг друга. Сейчас времени даже нет даже на то, чтобы поболтать, просто провести время с человеком, а не оценивать его. Нечего стесняться, если ты не похож на кого-то, как это прекрасно, что ты не современный. Также и в отношениях. Все хотят ухаживаний, слов, поступков, не только женщины, но и мужчины тоже, от себя, прежде всего, и для кого-то. Женщина точно также способна совершать поступки, говорить о любви.
RockCult: Мужчины в спектакле – слабые персонажи, ни у кого из них жизнь не сложилась, главная героиня сильнее на порядок.
Светлана Иванникова: Но моя героиня их всех любила. Она сочувствует им, и потом признаёт, что возможно так как она сейчас живет, это не её жизнь, не то, что ей действительно было нужно. Она добилась много, но лишилась радости, потеряла вкус жизни. Но выбор был сделан. Зачем ей принимать чужую жизнь, она идет своим путем, и в конце концов остается одна, с ней только подруга и осталась. Мужчин даже жальче, на них столько всего возлагается — они должны быть сильными, не должны бояться, они должны успеть открыть дверь и подать руку, подхватить сумку. Они должны все уметь, эти несчастные бедные люди. Это просто люди, у которых точно также болит, сто процентов им страшно, сто процентов у них кровь такая же красная, ничего другого в них нет. И я за то, чтобы не делить на гендерную принадлежность, влюбляться в голос, в лысину, обожать некрасивый профиль. Нужно просто любить то, что тебе пришло в руки, быть счастливым от этого. Нечего корректировать, нечего различать. Женщины не справляются. Моей героине было дано много, но она не справилась, поэтому и цепляется за свою подругу, потому что она более деятельная. Соня – доктор, она видит смерть каждый день, поэтому старается жить по полной. Но она не говорит, как она несчастна. Она — живая натура. Поэтому она — единственная, кто может вытащить мою героиню, вырулить и подарить ей эти три минуты тишины понимания и сочувствия.
Фото: Терри Уильямс