Роккульт: Илья, здравствуйте. Как мы поняли, Пандора — один из трёх альбомов, наряду с Изолятором и Кукушкой, анонсированных ещё в далёком 2014 году. Два из трёх релизов уже увидели свет и получились совершенно непохожими друг на друга. Что нам стоит ждать от Пандоры?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Как и все альбомы группы Пилот, новая пластинка будет отдельно взятым произведением на определенную тему и посвящена будет миру искушений, который ждёт каждого ребёнка, переступающего грань детства. Альбом достаточно жёсткий по текстам, а потому и музыка, соответственно, во многих песнях будет весьма агрессивной. Можно сказать, что квинтэссенцией пластинки Пандора является скульптурная композиция М.М. Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». В принципе, это творение было бы идеальной обложкой к данному альбому. Основной посыл таков, что взрослые сами создают своими руками ад и ужасы современного мира, в который сами же и попадают после, снова возвращаясь в этот мир детьми после перерождения. Замкнутый круг ада.
Роккульт: В 2015 году вышли песни Заплати мной и Нелюбовь. Услышим ли мы их в Пандоре?
Илья Чёрт Кнабенгоф: За время создания пластинки мы выложили в свет порядка пяти песен с неё. И сняли уже пять видеоклипов, которые представили для широкой аудитории. Это Нелюбовь, Выживший, Дожди, Нет иного рая и Безмятежность. Мы планируем ещё пару видеоработ на песни с этой пластинки, но пока не определились с самими композициями. Песня Заплати мной также входит в трек-лист альбома. Думаю, самым подходящим клипом к этой песне стал бы фильм «Страсти Христовы». Поэтому и снимать что-то иное уже нет смысла.
Роккульт: Сам альбом ждали ещё в 2016-м. Что задержало его выход?
Илья Чёрт Кнабенгоф: У группы было очень много гастролей и в 2016, и в 2017 годах. К этому добавилось множество съемок, радио, интервью. Плюс время на студии далеко не всегда свободно и совпадает с нашим графиком занятости. Были и финансовые проблемы, ибо основная студия была выбрана едва ли не самая дорогая в Питере. У меня лично начало 2016 года было и вовсе тесно связано с выходом альбома Кукушка, да и в принципе, не имело смысла выпускать два альбома в год. Могу сказать, что мы и так еле успели к самолично поставленному сроку выхода, всё делалось в бешеном темпе последние пару месяцев.
Роккульт: Будет ли Пандора концептуальным альбомом, или это просто набор песен, схожих по стилистике?
Илья Чёрт Кнабенгоф: У нас есть единственный альбом, который является просто компиляцией песен, не связанных между собой единой тематикой. Это альбом Жывой концерррт 1999 года. Все остальные 15 пластинок группы создавались как законченные герметичные произведения. Именно поэтому я всегда советовал знакомиться с творчеством группы Пилот не по отдельно взятым песням, вырванным из контекста, но слушать пластинки целиком от начала до конца, чтобы ощутить и прочувствовать связь, сценарий, смысл истории каждого альбома.
Роккульт: Работа над Изолятором, Кукушкой и Пандорой велась одновременно или последовательно?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Во время работы над Изолятором и Кукушкой уже параллельно велись записи по Пандоре. Было много работы по аранжировке песен, поэтому на репетиционной точке были многократно записаны рабочие варианты. Мы работали над ними и дома, и вместе на «точке», и не всегда приходили сразу к единому взгляду. Некоторые песни изменялись до неузнаваемости по несколько раз.
Роккульт: Создание какого альбома за всю историю группы отняло у музыкантов больше всего сил и времени?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Я думаю, это пластинки Сказка о Прыгуне и Скользящем, Джоконда и 1+1=1. Это были три самые сложные пластинки за 20 лет творчества. Все-таки за много лет группа обрела серьезный багаж знаний в плане звукозаписи. И поэтому решения многих вопросов уже не были так трудны для нас за последние семь лет нашего пути. Но главная проблема каждого творческого человека состоит в том, что ты с каждой своей законченной работой повышаешь сам себе планку качества. По сути, ты всю жизнь стараешься перепрыгнуть через самого себя, через потолок собственных возможностей. И с каждым годом это становится всё труднее сделать. А позволить себе что-либо делать «кое-как» и на «авось, так сойдёт» и «да прокатит» ты просто не можешь. Ни совесть не позволяет, ни чувство собственного достоинства. По этой причине многие артисты в какой-то момент своего пути просто перестают выпускать новые песни, новые альбомы. Не получается сделать лучше, чем уже было сделано когда-то. А делать так же уже не могут себе позволить. Я знаю примеры, когда весьма известные в стране музыканты записывали новый альбом, и уже готовый материал просто выкидывали в мусорную корзину, так и не донося его до людей, ибо результат не соответствовал их собственной поставленной планке.
Роккульт: Много ли у группы Пилот неизданных песен?
Илья Чёрт Кнабенгоф: На данный момент, как материал к новым пластинкам, в багаже группы имеется порядка 15 неизданных песен. Но какие из них и когда выйдут в будущем на носителях, будут записаны — я пока сказать не могу. Каждая песня должна созреть. Каждой песне свой срок. Всё должно феншуйно сложиться под звездами.
Роккульт: Помимо музыкального творчества, Вы пишете книги, а ещё читаете лекции о духовном развитии. На чём, помимо Вашего личного опыта, основываются эти лекции?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Мой личный опыт впоследствии подтверждался многими прочитанными мною книгами и словами многих Учителей. Эти книги и Учителя принадлежали к разным духовным школам, к разным религиозным конфессиям. Но те моменты, которые были мной подтверждены на практике, в этих книгах и в словах этих людей были сформулированы гораздо более точно, ясно и кратко, чем у меня в голове. Поэтому я иногда пользуюсь на лекциях и этими тезисами, взятыми из разных уголков планеты. Для меня во всем этом есть главный момент – практичность применения. Я стараюсь выявить всё самое действенное, всё самое прагматичное, отметая философские рассуждения, которые невозможно проверить на практике здесь и сейчас. Я за результативность.
Роккульт: Известно, что у Вас есть духовный учитель, общение с которым много для Вас значит. Как Вы относитесь к тому, что многие поклонники группы Пилот считают Вас своим учителем?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Все мы друг другу учителя и ученики, кроме одного живого существа, самого Бога. Лишь Бог является только Учителем. Но учитывая сложившиеся человеческие традиции, я почти на каждой лекции стараюсь не забывать проговаривать данный момент – я не реализованный квалифицированный Учитель, но просто человек, который давно стоит на пути саморазвития. Многого я так и не достиг в своей жизни, и не все результаты моей практики радуют меня до сих пор. Но многое пройдено, и есть огромное количество хороших результатов. Поэтому я делюсь своим удачным опытом, дабы помочь другим людям избежать основных ошибок в жизни. Моя единственная цель – помочь им сократить их страдания, уменьшить боль, постараться, по возможности, избавить от трагедий и горя. И у меня есть что донести до людей в данном ключе. Но в конце лекций я всегда называю имена тех признанных Учителей, которые могут более глубоко и более квалифицированно обучить этим моментам. Это те Учителя, у которых я обучался сам, и потому словам которых я могу доверять. И поэтому этим Учителям я могу доверить судьбу людей, которые приходят с вопросами ко мне. Я бы сказал так: у меня первичный приём и диагностика, после которых я могу распределить жаждущих по специалистам узкого профиля.
Роккульт: Что для Вас – Бог? И как к нему прийти?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Для меня Бог – это Мама (смеётся), Извечная Мама. А мир – это песочница, в которую Мама пустила поиграть своих детей. Но какова Мама, такова и песочница. Так что тут нужно осторожно (опять смеётся). Как прийти к дружбе с кем-то? Всё начинается с желания понять другое существо и с уважения к нему. Это и искреннее желание сделать что-то хорошее для своего друга. Это и доверие, которое растет с каждым годом дружбы. И всё это медленно и осторожно перерастает в любовь. Всё точно так же, как и с человеком. Чтобы все это осознать, людям для начала нужно убрать границы разделения по внешним признакам. Это и территориальность проживания, и цвет кожи, и национальность, и вероисповедание, и язык общения, и форма тела и т.д. – осознать, что живой и истинный Бог живет в сердце каждого живого существа, и не только тех, кого мы считаем «живыми», но речь идёт обо всём в целом. И проникнуться искренним желанием обрести дружбу со всем вокруг. Как к этому прийти – очень просто: всё начинается с искреннего и неугасимого желания, с намерения. И делать маленькие ежедневные шаги в направлении к этому. Остальное всё придёт само. Всё начинается с искренности, с честности. Недаром древние славяне говорили: «Правда – наикратчайший путь к Богу!». Потому перво-наперво – перестань торговаться со своей совестью, стань честен с самим собой.
Роккульт: Творчество каких писателей и поэтов Вам наиболее близко?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Насчёт поэтов – вопрос сложный, ибо мне порой нравятся какие-либо отдельные стихи, при этом абсолютно без разницы, именитые и признанные их написали поэты или вовсе никому не известные. Иногда я слышу или читаю строки, которые написаны совсем молодыми ребятами, нашими современниками, и они мне по душе гораздо больше, чем те строки Пушкина или Лермонтова, на которых молится общество. Самый потрясающий стих, который я слышал за последние 10 лет, был написан девушкой-подростком. Она прислала мне его по почте. Меня трясло от этих строк несколько дней. И это был единственный стих, написанный не мной, который вошёл в состав двойного альбома 1+1=1 и Содружество. Он предваряет песню Джедаи. Это до сих пор лучшее, что я видел из поэзии за последнее десятилетие. Ибо в этом стихе нет ни капли фальши, ни малейшего намека на жажду поэтической известности, ни щепотки конъюнктуры, ни следа дани моде. Но лишь искренность и огонь сердца, чистая благодарность. Это молитва, это исповедь, это живая кровь. И я уверен, что эти слова были услышаны Богом. И они были услышаны мной, моим сердцем.
Насчёт писателей – тут проще. Я давний поклонник Сергея Довлатова, Курта Воннегута. Лучшее, что я прочёл за последние 10 лет – это книга армянской художницы Марии Петросян Дом, в котором. Но я вполне зачитываюсь и такими книгами, как «Рассказы с чердака». Мне вообще более всего нравится сочетание тонкого юмора и интеллекта. Когда и мудро, и смешно. Может, я в душе одессит?
Роккульт: Какие музыкальные группы довелось послушать в последнее время? Произвела ли какая-нибудь из них особенно сильное впечатление?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Мне приходится по роду занятий слушать многие коллективы. Многое присылают, многое советуют к прослушиванию. Но я среди всего этого пока что увидел мало кого, кто мог бы встать вровень к глубине многочисленных рок-групп 80-х. Это такие группы, как F.P.G., Нихау, Хьюго (Павел Пиковский). В них я слышу то же самое, что говорил чуть ранее по поводу поэзии, а точнее, я не слышу в них ни малейшего намека на вот это самое сейчас широко распространенное «хочу стать известным музыкантом, хочу быть рок-звездой, хочу чтоб меня все считали крутым-раскрутым». Вот этой тошноты я там не слышу. Я не слышу алчности там. Зато слышу честность, глубину размышлений бессонными ночами и раны пережитого. И слышу сердце в огне. Да, сейчас современные молодые коллективы в сотни раз лучше исполняют музыку, чем 30-40 лет назад. Их музыка в сотни раз более качественно записана и сыграна на концертах. Даже не сравнить. Но таких музыкальных идей и такой глубины текстов, как у поколения, предыдущего моему, мне пока услышать не довелось. Даже в моем поколении музыкантов нет талантов такого уровня. А единожды попробовав хорошее домашнее кавказское вино, уже не хочется пить пиво, разлитое в пластмассовые баклажки, рядами стоящие в супермаркетах. Но я не теряю надежды услышать нечто новое и современное, что по праву займёт ту же высоту, что и такие коллективы, как ДДТ, Алиса, АукцЫон, НЭП, Ноль, Колибри, Объект насмешек и многие другие. Я верю, что напившись дешевым пивом до тошноты, люди таки начнут искать нечто более высокое во вкусе. Но пока, на мой взгляд, всё ещё правит принцип «Пой, что захочешь! Но не выходи из толпы», который упоминается в нашей песне Добро пожаловать в ад.
Роккульт: Существует ли какая-то одна главная проблема музыки в России? Если да, то какая?
Илья Чёрт Кнабенгоф: Национальная черта характера, которая называется безответственность и наплевательство. Люди, в большей массе своей, до сих пор считают, что медицина – это профессия, а рок-музыка – это развлечение и танцульки под пойло и истеричный визг. Мол, архитектор или инженер – это профессия, а гитарист или барабанщик – это обдолбанные лентяи, которые просто работать не хотят. Люди уверены, что лётчик или машинист – это профессия, а вокалист на сцене – это фартовый разгильдяй, который умудрился устроиться в жизни, не работая. И пока они так будут думать, рок-музыка в России будет оставаться тем, чем она является и сейчас – не шоу-бизнесом, а колхозной самодеятельностью под лозунгом «Положи на всё болт, главное чтоб не отпускало». Для людей в России очень сложно осознать, что многие рок-музыканты трудятся гораздо больше заводского рабочего с его 8-ми часовой сменой и 5-дневкой, и труд их порой гораздо более энергозатратен, и выходных у них не бывает месяцами. В России почти все уверены, что музыкант – это типа девицы на шесте в стрипбаре, которая обязана развлекать похотливых богатеньких алконавтов. И пока так будут думать, этих «девиц на шесте от рок-сцены» будет всё больше, а настоящих артистов всё меньше, ибо спрос рождает предложение, и последнее утверждение – радость для шакалов, которых всегда больше, чем львов.