Rock Cult: Flowers In The Dirt отличается от многих ваших сольных работ тем, что треть материала была написана вместе с Элвисом Костелло. Как вы пришли к такому решению?
Сэр Пол: Эта идея пришла в голову моим менеджерам. Они спросили: «Хочешь поработать с Элвисом Костелло? Он с удовольствием будет сотрудничать, а ты?». И я согласился. Он тоже из Ливерпуля, у нас есть много общего.
Rock Cult: Как проходил ваш совместный творческий процесс?
Сэр Пол: Мы отлично провели время вместе. Мы работали на моей студии в Сасексе. Там есть специальная комната, которую я использую как свой офис, в основном для совершения важных звонков и написания песен. Мы использовали тот же подход, к которому прибегали с Джоном Ленноном. Мы садились друг напротив друга, как я садился с Джоном, и брали в руки акустические гитары. Я левша, он правша, поэтому мы выглядели как зеркальное изображение друг друга.
Rock Cult: Во время записи альбома вы работали с разными продюсерами. Так было задумано?
Сэр Пол: Я частенько пробую сотрудничать с разными людьми. Сначала мы работали над песнями Элвиса, и он познакомил меня с Митчеллом Фрумом. Я не знал его раньше, но он мне понравился. Я подумал: «Окей, попробуем и посмотрим, что выйдет». Мы записали песни Элвиса с Митчеллом, и вышло именно так, как я бы делал и сам – просто и живенько. Но все же у меня еще оставалось несколько других песен, и я хотел сделать с ними что-нибудь другое. Я просто не хотел, чтобы альбом вышел однообразным.
Rock Cult: И тогда настало время песен Тревора Хорна?
Сэр Пол: Когда я искал, с кем поработать над этим альбомом, имя Тревора как-то само всплыло. И тогда я узнал о слухах, которые ходят в музыкальных кругах, мол, он создает синглы по три месяца. Может, эти слухи родились из-за альбома Frankie Goes To Hollywood, над треками которого он действительно очень долго работал. Так что я спросил Тревора и его соратника Стива Липсона, не хотят ли они создать что-нибудь за два дня, потому что считал, что промедление может доставить массу неприятностей всем нам.
Rock Cult: Помните вашу первую совместную работу с Тревором?
Сэр Пол: Я сказал: «У меня есть кое-что безумное под названием Rough Ride, тебе вряд ли понравится». А он ответил, что влюбился уже в название… Весь материал был сочинен на одной двенадцатиструнной гитаре, а к концу второго дня мы уже сводили его, что само по себе редкость в наши дни. А потом появилась другая версия, более «шикарная», но мне показалось, что получилось что-то типа Paul Goes To Hollywood, так что мы остановились на оригинальной версии.
Rock Cult: На некоторых бонусных видео, вошедших в переиздание, можно лицезреть как вы с Элвисом дурачитесь на студии. Вам действительно было так весело?
Сэр Пол: Без таких забавных моментов просто невозможно, иначе, сосредоточившись на работе, можно просто сойти с ума. Поэтому у нас были минутки глупости, да и музыканты с удовольствием принимали в этом участие. Иногда здорово просто посмеяться и снять напряжение. Я вообще не люблю излишнюю серьезность. Мы, собственно, и начали заниматься музыкой ради веселья, так что быть серьезными сейчас невозможно.
Rock Cult: В тур после выхода Flowers in The Dirt вы поехали с новой группой. Как вы ее собрали?
Сэр Пол: Сначала мы пригласили Хэмиша Стюарта (гитариста и вокалиста), он играл с нами в Average White Band. Его голос хорошо сочетается с моим, он прекрасный певец и вкладывает душу в свое исполнение. Барабанщик Крис Уиттон появился, когда мы экспериментировали на студии в Лондоне, и эти сессии в итоге вылились в ту пластинку, которую мы выпустили в России. Это был первый золотой альбом в этой стране, чем, надо сказать, мы гордимся. И, конечно, Линда (прим. редакции: Линда Истман, бывшая жена Пола)… Я спросил ее, сможет ли она вернуться в группу, потому что она прекрасно проявила себя в Wings, хотя вокруг нее и было много шумихи. Нам было хорошо вместе, так что она согласилась прийти на помощь. И еще Робби Макинтош, он прекрасный гитарист, и я уже работал с ним раньше. Наконец, клавишник Пол Уикинс дополнил нашу команду, и он тоже просто превосходный музыкант, до сих пор играет со мной
Rock Cult: Почему вы решили вернуться к гастрольной деятельности в тот момент?
Сэр Пол: Во время работы у меня сложились прекрасные отношения с группой, мы много смеялись, с удовольствием проводили время вместе, поэтому то, к чему мы пришли в итоге, оказалось логичным прогрессом для нас. Если мы остаемся вместе как группа, то что мы должны делать? Тур показался правильной идеей. Мне было комфортно писать музыку с ними, не было никакого напряжения, да и поехать на гастроли все-таки лучше, чем просто сидеть на месте.
Rock Cult: Когда вы записывали альбом, уже сразу знали, что поедете в тур?
Сэр Пол: Ты всегда думаешь: «Надо записать пару новых песен и представить их в туре». Ты надеешься, что новые песни «выстрелят». Песню вроде My Brave Face никто и не знал в начале тура, а под конец все успели с ней познакомиться, и она прекрасно звучала во время концертов. Так что всегда стоит думать о гастролях, когда создаешь новый альбом. Ты всегда надеешься, что что-то действительно понравится. Я очень хотел написать такой материал, с которым смогу поехать в тур, альбом, к которому публика будет хорошо относиться.
Rock Cult: Вы говорили, что песня My Brave Face стала той, которая больше всего нравится публике на концертах. Ее отличает необычный мелодичный стиль игры на басу.
Сэр Пол: Я думаю, это все заслуга Элвиса Костелло, вместе с которым я написал ее. Именно тогда он и спросил: «Как насчет твоего баса Hofner?» Я думал, что перерос его, поэтому играл на более современному басу. Я сказал, что можно попробовать. Эту гитару очень сложно настраивать, она не держит строй, она дешевая и я купил её очень давно. Но Элвис настоял на своем, сказал, что ему нравится звучание этого инструмента. Так что я поддался уговорам, начал записывать материал на нем, и вышло очень здорово. Для маленького баса у Hofner очень неплохой звук. В итоге, гитара звучала так круто, что хотелось записать на ней необычный фрагмент, и все благодаря просьбе Костелло. Кстати, сейчас я поработал над инструментом, и теперь он держит строй.
Rock Cult: Люди пытаются найти скрытый смысл во многих ваших песнях, выявить нечто личное. Во времена выхода альбома вы говорили, что на песню Put It There вас вдохновил отец.
Сэр Пол: Ну, многие мои песни просто являются плодом моей фантазии и напрямую с моей жизнью никак не связаны, хотя психолог бы возможно не согласился с этим. Но было и несколько песен, которые напрямую связаны со мной. Put It There – это выражение, которое отец частенько использовал, когда я еще был ребенком. Он протягивал руку и говорил: «Дай руку, если груз слишком тяжелый»… Такие вещи оказывают свое влияние. Поэтому я и написал об этом песню.
Rock Cult: Над этой композицией вы работали с Джорджем Мартином (прим. редакции: музыкальный продюсер, работавший почти над всеми пластинками The Beatles) ?
Сэр Пол: Джордж занимался оркестровкой. Результат чем-то напоминал Blackbird. С Джорджем всегда было хорошо, одно его присутствие успокаивало, он был очень умен. Мы были близки, так что я всегда мог сказать: «Что ты думаешь о струнном квартете? Тут вот такие аккорды duh duh duh duh», — и он шел и писал музыку. Он был хорошим парнем, веселым, умным, прекрасным музыкантом, замечательным приятелем.
Rock Cult: Наряду с Put It There, Distractions – это еще один очень деликатный момент, песня, которую вы продюсировали самостоятельно. Она посвящена домашней жизни. Не самая типичная тема для рок-н-ролла!
Сэр Пол: Я люблю идти на контакт с людьми. Я люблю, чтобы песни были близки слушателю. Посмотрите на большинство жителей нашей планеты – они влюбляются и в конце концов заводят семьи. Вот она, домашняя жизнь. Мне нравится сама идея того, что я воспринимаю эту тему одним образом, а люди могут вспоминать, как все складывалось у них. Быть в отношениях далеко не всегда просто, далеко не всегда все складывается так, как в сентиментальных песнях о любви. Это очень серьезная вещь, с которой сталкиваются миллионы людей.
Rock Cult: Оркестровка песни прекрасна.
Сэр Пол: С этим связана забавная история. Я услышал альбом какого-то исполнителя с лейбла Принса. Там была песня с действительно интересной аранжировкой струнных. Я подумал: «Интересно, а кто это?» Было написано, что это Клэр Фишер. Я сказал Линде: «Эти аранжировки невероятны, и это все Клэр Фишер… какая-то женщина из Лос-Анджелеса, наверное…» И Линда сразу представила какую-нибудь прекрасную блондинку из Лос-Анджелеса. Мы узнали, что это на самом деле мужчина с седой бородой, которому за 50! Он и сделал аранжировку, которая мне очень нравится, она в духе Голливуда.
Rock Cult: We Got Married – еще одна личная песня?
Сэр Пол: Она была чем-то вроде праздника в честь брака… часто люди избегают таких тем, как брак. Не факт, что она обо мне, но в ней много моих воспоминаний. Некоторые фразы напоминают мне о Джоне и Синтии в художественном училище. И еще там прекрасно играет на гитаре Дэйв Гилмор.
Rock Cult: Правда, что песня How Many People была посвящена защитнику бразильских джунглей Чико Мендесу?
Сэр Пол: Она получила это посвящение после того, как я написал саму песню, вещь в духе регги, но в последней строчке куплета говорится: «How many people have died», и припев отвечает, что «one too many for me», и в этом и была главная мысль песни. Когда я услышал о борьбе Чико Мендеса в джунглях и о том, что он был застрелен, это стало сутью композиции. Мне просто показалось, что это действительно подходило: бедный человек пытался спасти планету, и его убили; так глупо, что такое происходит. И я подумал, что наименьшее из того, что я могу сделать, – это хотя бы упомянуть его где-то, поэтому мы просто посвятили ему песню, и она подошла.
Rock Cult: А о чем Où Est Le Soleil?
Сэр Пол: Мы с ней довольно дурацкую вещь придумали… Тревор спросил: «У тебя есть что-нибудь для куплетов?» Я сказал: «Ну, есть у меня глупая мысль… Просто французские слова: «Où est le soleil. Dans la tête. Travaillez» [Где солнце? В голове. Работайте]». Это и есть все слова. Так что у нас получилась такая глуповатая танцевальная песня на французском, которая мне очень понравилась!
Rock Cult: Является ли FITD таким альбомом, к которому вы возвращались и слушали спустя годы? Что вы сейчас о нем думаете?
Сэр Пол: Я вообще очень долго его не слушал до недавнего времени. Я не слушаю собственную музыку. Я всегда работаю над чем-то новым. Очень редко бывает такое, чтобы я слушал старые альбомы. Вот это и здорово в ремастеринге. Мне нужно отправиться в Abbey Road и послушать альбом, чтобы одобрить ремастеринг. Надо сказать, когда я пришел слушать альбом, я не знал, есть ли на нем вообще хорошие песни. Но потом я понял, что в нем есть Distractions и Put It There, и я такой: «О, неплохо». Motor of Love мне тоже нравится. Я послушал My Brave Face и подумал: «Да, это очень хорошо, да, мы и правда хорошо поработали, создали красивые небольшие гармонии и все прочее». Rough Ride мне напомнила о Треворе Хорне. We Got Married с Дэйвом Гилмором на гитаре и Put It There с аранжировками струнных от Джорджа Мартина.
Rock Cult: Новое переиздание содержит ранее невыпущенные демо-записи, которые написали и исполнили вы с Элвисом. Почему вы решили включить их в новое издание?
Сэр Пол: Эти демо-записи буквально с пылу с жару, вот поэтому мы и захотели их включить. Круто в этих песнях то, что они буквально только что написаны, горячие, как со сковородки, как я люблю говорить. В них было что-то такое в хорошем смысле моментальное. Я их годами не слушал, но, как только я их включил, я понял, что их обязательно надо выпустить. Мы отправили записи Элвису, и они ему тоже понравились. Мы решили, что надо выпустить EP или еще что-нибудь, и вот, момент наконец настал.