Одна из главных инди-поп групп нулевых, шведское трио Peter, Bjorn and John совершило осенью 2018  убедительный камбэк с альбомом Darker Days, в котором музыканты вернулись к романтичному воздушному инди-времен альбома Writer’s Block и мегахита Young folks. Роккульт связался с Петером Мореном и обсудил с ним грядущий юбилей, его стажировку на должность библиотекаря, загадочную обложку Darker Days и много чего интересного.

Роккульт: В этом году вы отмечаете 20-летний юбилей, если верить Википедии. Планируются ли в связи с этим какие-либо мероприятия?

Петер Морен: Мы сами только недавно осознали, что с того момента, как мы впервые выступили втроем под названием Peter, Bjorn and John и сделали первую демку в 2000 году, прошло почти 20 лет. В 1999 у нас было всего лишь несколько репетиций. Так что у нас есть время до 2020, чтобы над этим [празднованием юбилея] подумать.

Роккульт: За эти почти 20 лет какие периоды вы бы назвали пиковыми и какие наоборот – не самыми радужными?

Петер Морен: Лучшие времена – всегда те, что происходят сейчас. И завтра. Я по-настоящему наслаждаюсь музыкой, которую мы в данный момент делаем, и концертами, в которых мы тоже основательно окрепли.

Конечно же, наш наиболее успешный период – это 2006-2008 годы, но тот успех нас поймал нас в своего рода ловушку. Мы не оказались к успеху готовы. И не думаю, что в полной мере наслаждались им. В каком-то смысле, непростые времена наступают, когда тебе приходится приземляться, после того как ты высоко взлетел. Тогда было много неразберихи и упущенных возможностей.

Я чувствовал себя прекрасно, когда мы выпустили второй альбом Falling Out потому, что, на мой взгляд, он получился очень сильным. Конечно, услышало его тогда не так много людей, но тогда главной задачей было создание классной музыки. Это потом уже стали задумываться о том, как писать хиты. Во всем этом была такая чистота и невинность, от которой я получал настоящее удовольствие. Мне кажется, сейчас мы возвращаемся к тому ощущению, но все это заняло время.

Роккульт: Вплоть до успеха прорывного альбома Writers Block вы работали библиотекарем. В России среднестатистический библиотекарь с трудом сводит концы с концами и не может позволить себе новые гитары и подобные вещи. А как себя чувствуют библиотекари в Швеции?

Петер Морен: На самом деле, я никогда не работал библиотекарем —  я учился на него и почти выпустился. Но наша группа вдруг неожиданно прославилась, и стало необязательно получать сертификат.

Я не думаю, что эта работа хорошо оплачивается в Швеции, но в любом случае, работая библиотекарем, заработаешь больше, чем гитаристом в неизвестной инди-поп-группе.

Роккульт: Советский Союз считался самой читающей страной в мире, с тех пор, правда, все сильно изменилось. А в Швеции люди по-прежнему читают настоящие бумажные книги?

Петер Морен: Думаю, да. Но только некоторые. Как и везде, процент таких людей, читающих книги, сильно упал. Все вовлечены в свои соцсети и телефоны. Кругозор, области интересов сейчас у людей довольно низкие. Все постигается просто одним кликом мыши. Печально, но должен признаться, что и сам я зачастую мало чем отличаюсь от остальных в этом плане.

Роккульт: Назовите 3 главных для себя книги и объясните свой выбор.

Петер Морен: Марк Льюисон — Tune In. Это его первая часть из трех, посвященных истории The Beatles.

Я люблю книги о музыке, но они не всегда хорошо написаны, и такую публицистику читают скорее музыкальные задроты. Но эта книга просто изумительна во многих аспектах. Я фанат The Beatles с 7 лет и, прочитав Tune In, впервые почувствовал, что подобрался очень близко к сути. Она написана очень правильно, аккуратно и таким захватывающим языком, что не оторваться.

Фрэнсис Скотт Фитцжеральд — Великий Гэтсби. Я прочитал этот роман еще юношей, но с тех пор эта книга всегда со мной. Язык и эпичная история, умещенная в такой тонкий томик, по-прежнему впечатляют.

Я люблю французских абсурдистов. Таких, как Раймон Кено и Борис Виан. И потому с легкостью назову Zazie [Зази в метро —  роман Раймона Кено – ред.], где все представлено в игривой, абсурдной, цветной и веселой манере, но, тем не менее, читатель ясно чувствует надвигающуюся на горизонте тьму. Человек, находящийся в тени или в предчувствии большой беды, несчастья, готов к ударам судьбы и потому живет более полной жизнью. Это ощущение, наверняка, очень точно описывает время и настроение людей, живших в ожидании ядерной войны. Но и к нашему времени и поколению оно тоже применимо. Также можно выбрать и Дороти Пайкер – ее рассказы, стихи, ее сатиру, черный юмор теплоту, граничащую с грустью. Очень ее люблю.

Роккульт: Что означает треугольник из сломанных костей на обложке Darker Days?

Петер Морен: Он означает трех членов группы, а также нечто сломанное, что всегда можно починить. А еще это символ того, что можно восстать из праха и даже из могилы. Символ воскрешения! А можно это изображение рассматривать как некий предупреждающий знак, на который всем нам не помешает обращать внимание!

Роккульт: Многие рецензенты отметили возвращение к корням в звучании Darker Days – к тому меланхоличному инди-попу, что вас прославил. Насколько вы с этими замечаниями согласны?

Петер Морен: Во многом это так и есть, поскольку на этот раз мы не старались изо всех сил изобретать что-то новое. Мы скорее оглянулись на свой бэк-каталог и акцентировали внимание на идеях, в которых мы, как группа, чувствуем себя органично. Так что в этом отношении – это расслабленная запись, что можно услышать и на уровне сочинения песен.

Роккульт: В чем вообще путь настоящего артиста? Это путь, полный постоянных, пусть не всегда убедительных экспериментов? Либо это хорошо проторенная дорожка с незначительными отходами в сторону, по которой ты шагаешь твердо и уверенно?

Петер Морен: И то, и другое! Иногда нужно заставлять себя выходить из зоны комфорта навстречу новому и не испытывать при этом страха. Это единственный способ развиваться! Но иногда нужно остановиться и трезво оценить, чего ты на данный момент достиг, и выявить очевидные сильные стороны, вникнуть поглубже и отточить эти умения.

Должен быть микс этих подходов! Иногда и в рамках одного альбома!

Роккульт: Peter, Bjorn and John — еще один супер успешный международный проект родом из Швеции. В чем секрет столь выдающего шведского музыкального экспорта, длящегося не одно десятилетие?

Петер Морен: Думаю, мы [шведы] всегда любили все музыкальные направления и с раннего возрастами интегрированы в самые разные музыкальные формы выражения. А также у нас очень хорошо развито чувство мелодии, в меру попсовой, но и не без нотки меланхолии. Мы хорошо владеем английским. И думаю, что по дороге, проложенной Abba, Roxette и прочими, легко двигаться дальше. У нас есть достойные примеры. И это вдохновляет!

Роккульт: В 2010 году вы выступали в России. Какие впечатления у вас остались от визита? 

Петер Морен: Мы встретили классных людей, выдели удивительную архитектуру и памятники искусства, а также я ходил в Музей Маяковского. Не так много можно успеть за два дня! А так я очень люблю гулять по большим городам и полностью ими проникаться!