Pop Farm — крутейшее концертное агентство, подарившее нам концерты Foals, FEVER 333, Billie Eilish, Эда Ширана, Interpol, Kasabian, Джека Уайта, Placebo, Imagine Dragons, Arctic Monkeys и многих других (за десять лет работы список накопился внушительный, я перечислил только тех, кто нравится лично мне).

Из-за пандемии ковида многие концерты пришлось отменить, а события, которые начались 24 февраля 2022 года сделали невозможным привоз западных артистов любого масштаба в Россию.

Андрей Саморуков и Дмитрий Зарецкий дали интервью изданию IQ-Mag, в котором рассказали о запуске нового концертного агентства Honeycomb Live со штаб-квартирой в Белграде, о фестивале «Боль» и возврате билетов на 10 млн евро.

Текст ниже — перевод этого материала при помощи ChatGPT. Текст не вычитывался и не редактировался, только удалил то, что по закону РФ публиковать нельзя (такой вот жанр журналистики).

Сейчас Honeycomb организовывает концерты российских исполнителей за рубежом, которые выступали против СВО и были вынуждены покинуть страну: Земфира, БИ-2, Oxxxymiron, Noize MC и Monetochka*

Оригинал текста здесь

Ребятам из Honeycomb Live лучи тепла, удачи и успехов

* признаны физическими лицами выполняющими функции иностранных агентов

В эксклюзивном интервью основатели Pop Farm рассказывают IQ, как они перешли от обработки €10 млн возвратов к запуску новой компании продвижения за пределами России.

Российский промоутер Pop Farm переименовался и переехал в связи с беспощадным вторым годом вторжения Путина в Украину. Ранее базирующийся в Москве, Pop Farm продвигал таких артистов, как Ed Sheeran, Imagine Dragons, Billie Eilish, Twenty One Pilots, Royal Blood, Kasabian, The Prodigy, Arctic Monkeys и Foals, и организовывал международный фестиваль Bol.

Основатели Андрей Саморуков и Дмитрий Зарецкий теперь запустили свой новый бизнес продвижения Honeycomb, с главным офисом в столице Сербии Белграде и уже работающий в более чем 10 европейских странах.

В эксклюзивном интервью с IQ пара обсуждает, как было видеть, как их 10-летний бизнес разрушается, как они строят новую жизнь и бизнес, и почему они чувствуют себя странно вдохновленными…

IQ: Путин объявил ***** Украине 24 февраля 2022 года. В какой момент вы осознали, что это значит для вашего бизнеса?

Мы знали за неделю до начала *****, что это конец нашего бизнеса. У нас уже были звонки от агентов, говорящих о том, что артисты хотят отменить выступления. С самого начала было очевидно, что мы не сможем продолжать бизнес в России. В то же время мы были потрясены, потому что происходила *****, и это было ужасно. Мы говорили по телефону с нашими друзьями из Украины, спрашивая, все ли в безопасности или нет.

IQ: Каковы были меры по ликвидации ущерба для вашего бизнеса?

Когда один артист отменяет выступление, это плохо. Когда 20 артистов отменяют выступления, это полный хаос. Наш ростер составлял 95% международных артистов, и, очевидно, все выступления были отменены. Оставшиеся 5% нашего ростера — это отечественные артисты, которые занимают антивоенную позицию — они официально запрещены в России, что означает, что они являются так называемыми врагами государства. Для нашего бизнеса все рухнуло. Единственное, что мы делаем сейчас в России — это возврат денег за отмененные выступления. Это много денег.

IQ: Сколько денег вы должны были вернуть поклонникам за отмененные концерты и фестивали?

В нашем случае — 10 миллионов евро. Мы должны были быстро разобраться с клиентами. Сотни тысяч людей обратились к нам в один день, требуя возврата денег. Некоторые говорили: «Я отправил вам электронное письмо пять минут назад. Почему вы еще не вернули деньги?».

IQ: Как вы смогли обработать возврат 10 миллионов евро?

Большинство из этого должно обрабатываться вручную, потому что люди писали из, скажем, 10 разных электронных адресов о том же билете, и некоторые пытались получить возврат за концерты, которые проходили во время Covid, но на которые они пришли, поэтому мы не можем автоматически обрабатывать возвраты. Почти через 12 месяцев мы все еще занимаемся возвратом денег клиентам. У нас есть целая команда, работающая над этим. Однако немало наших покупателей билетов, особенно для фестивалей, говорили: «Мы будем держать свои билеты, потому что хотим поддержать вас за все хорошее, что вы сделали для нас за последние 10 лет, так что оставьте деньги».

IQ: Стоило ли деньги за билеты вернуть поклонникам?

Да, мы должны были вернуть 10 миллионов евро за отмененные концерты и фестивали. Обработка возврата происходила вручную, потому что люди обращались из разных электронных адресов и некоторые пытались получить возврат за концерты, которые проходили во время Covid, но на которые они пришли. Некоторые из наших покупателей билетов решили оставить свои билеты, чтобы поддержать нас.

IQ: Застряли ли деньги у компаний, занимающихся продажей билетов?

Да, деньги за все наши шоу были у компаний, занимающихся продажей билетов, некоторые из которых обанкротились. Если мы возвращали деньги за билеты, то комиссия за продажу оставалась у компаний. Также были технические трудности при возврате денег за билеты, купленные с помощью Apple Pay или Google Pay.

IQ: Был ли у вас финансовый кризис из-за пандемии Covid?

Да, мы столкнулись с финансовыми потерями в последние два года. Мы ожидали, что бизнес откроется к лету 2022 года, но все наши планы рухнули. Мы переносили и отменяли шоу. Covid и ***** стали для нас большим ударом.

IQ: Расскажите о новом бизнесе Honeycomb.

Мы арендовали офис в Белграде, где переехала вся команда. Мы открыли компании со своими партнерами в Сербии, Турции, Болгарии, Румынии, Кипре, Греции, Израиле, Хорватии, Венгрии, Грузии, Армении, Казахстане и Азербайджане. Мы не просто бронируем шоу как посредники, мы являемся промоутерами. Все бронирование происходит совместно с нашими партнерами. Мы имеем долю в каждой компании и финансово участвуем в каждом шоу. На помощь приходят юристы и бухгалтеры партнеров, а также связи со залами и понимание местной сцены. У нас есть центр в Белграде, который занимается маркетингом, продажей билетов, логистикой и продвижением. У нас также есть опытные менеджеры по производству и промоутеры в каждом офисе. Мы создаем систему и сеть — это занимает много времени, но это вдохновляет нас. Начинать свой бизнес заново сложно, но это интересно.

Q: Сильно ли отличаются эти рынки от России?

Россия — это всего лишь одна страна, но если вы продвигаете свои услуги по всей Европе, то вам приходится тратить намного больше времени на все. Если вы работаете над туром продолжительностью в одну неделю, то потребуется три месяца. Мы почувствовали огромный потенциал в этих рынках. Идея заключалась не только в продвижении в одном рынке, но и в поиске соседних рынков и создании цепочки. Мы хотим предоставить услуги артистам, агентам и менеджерам, чтобы облегчить им жизнь. Конечно, в этих странах есть финансовые и экономические проблемы, но мы изучаем эти рынки и видим огромный потенциал. Но это не только о бизнесе и деньгах, это о том, насколько мы вдохновлены. У нас есть возможность начать все заново и создать что-то новое, чего еще нет.

IQ: Удалось ли сохранить каких-либо клиентов Pop Farm?

Мы общаемся со всеми, и все хотят продолжать работать с нами, что нас очень вдохновляет. Например, у нас было шоу с Луи Томлинсоном в России, которое не состоялось из-за Covid, но у нас есть новое шоу с ним в Греции. В прошлом ноябре мы продвигали шоу с Оливером Три в Стамбуле и Белграде, которые были распроданы. Это были первые шоу Honeycomb с международным актом, и мы очень усердно работали над маркетингом и всем остальным. Это было абсолютно фантастически и очень эмоционально. В данный момент мы предлагаем туры для международных актов — клубные, аренные и стадионные уровни.

IQ: Фестиваль «Боль» был стержнем вашего портфолио. Есть ли у вас планы запустить новый фестиваль на новых рынках?

Да, но мы не просто хотим создать крупный фестиваль с крутыми и известными артистами — это не то, что нас интересует. Мы хотим отправить сообщение о музыке и культуре. Мы хотим создать уникальный продукт, который будет больше, чем просто фестиваль с пивом и группами. Фестиваль Bol был культурным явлением в России, он был построен вокруг сообщества. В России в середине 2010-х годов — времени культурной изоляции и традиционных ценностей — появился Bol (боль), домашний фестиваль независимой музыки с антикоммерческим названием. Несмотря на все законы рынка, «Боль» стал главным фестивалем в России, который объединяет новое поколение музыкантов и слушателей вокруг себя — и показывает, как достичь внутренней свободы в невольных обстоятельствах.

Фестиваль «Боль» противопоставлял иллюзии комфорта и безопасности, которые старательно создавала московская власть, ощущению жизни во всей ее неудобной сложности. «Боль» отказался от модели фестиваля как праздника потребления, сосредоточившись на энергии, звуке и значениях. Вместо тщательного программирования пользовательского опыта Bol предложил прямую столкновение жанров и контекстов, из которых может родиться что-то новое, необычное и важное — и это произошло. Таким образом, нарушая все мыслимые промышленные правила, Bol стал единорогом среди московских музыкальных фестивалей: пространством свободы и самовыражения для людей, рожденных в России на стыке двух тысячелетий. Мы создали фестиваль, который не был чем-то, что нужно обсудить с нашими партнерами на каждом рынке, которые имеют глубокое понимание того, что нужно их местной аудитории прямо сейчас.

IQ: Получили ли вы поддержку от международной индустрии живой музыки за последний год?

Для нас бизнес — это прежде всего люди, а не политика. Центром бизнеса для нас является Лондон, потому что здесь находятся все крупные агентства, и мы чувствовали большую поддержку от них. И теперь мы понимаем, что то, что мы делали последние 10 лет, не было только о бизнесе, это было о том, чтобы строить хорошие отношения и дружбы, что очень важно для нас. Мы будем строить культурные мосты между нашими странами и помогать очень талантливым артистам проявлять свой талант по всему миру с нашей помощью, с нашими шоу и нашими профессиональными навыками. Это самое главное.

Источники