Однажды на Хэллоуин австралийский режиссер Майкл Раймер оказался в окружении тысяч вампиров. Как это случилось? Он подписал контракт на постановку фильма по второй и третьей книгам фантастической серии Энн Райс «Вампирские хроники» и отправился в родной город писательницы, чтобы встретиться с ней.

Режиссёр вспоминал:

Издательство Warner Bros отправило меня в Новый Орлеан и поселило в отеле, а затем Энн прислала за мной старый катафалк, который она превратила в лимузин. Тот отвез меня в монастырь, который купила Райс. Он был украшен манекенами и куклами. Я остался в нем, а на следующий день меня отвезли в большой старый дом в районе Гарден в Новом Орлеане – он был, может быть, высотой в три или четыре этажа, с огромным чучелом волка, смотрящим вниз. Дверь лимузина открылась, и перед ней стоял парень с зачесанными назад волосами, хвостиком и кобурой для пистолета. Он произнес с самым густым луизианским акцентом: «Добро пожаловать в Новый Орлеан».

Это случилось 31 октября, день ежегодного вампирского праздника Энн. Майкл поднялся по лестнице, постучал в дверь, и его встретил семнадцатилетний юноша в рубашке с оборками и ангельскими крыльями. Затем в комнату вошла Энн.

По словам Майкла:

Она была, по сути, миниатюрной версией Дайан Китон. У неё были круглые очки, шляпа, длинный жилет и длинная рубашка – что-то вроде сан-францисского хиппи-шика. Потом мы пошли на бал, и там было около 6000 вампиров в самых безумных нарядах. Энн вышла на сцену, представила меня и рассказала о фильме. Это были довольно необычные выходные, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки.

Фильм «Королева проклятых» – адаптация одноименного романа 1988 года и предыдущей части – «Вампир Лестат» (1985). Фильм последовал за версией Нила Джордана «Интервью с вампиром», которая стала 10-м самым кассовым фильмом 1994 года в США и получила две номинации на «Оскар».

Сюжет «Королевы проклятых» был прост: вампир Лестат пробуждается и становится рок-звездой. Его музыка пробуждает Акашу, королеву вампиров, которая хочет сделать Лестата своим королём. Несмотря на чрезмерно готические декорации и костюмы, фильм, вышедший в 2002 году, был в основном осмеян критиками, но почти все признали гениальность его саундтрека.

В саундтрек вошли оригинальные метал-песни и оркестровая партитура от фронтмена Korn Джонатана Дэвиса и композитора Ричарда Гиббса (известного по фильмам «Доктор Дулиттл», «Дом большой мамочки»), а также несколько классических треков в стиле ню-метал. Саундтрек был мрачным, выразительным и отлично отражал дух времени. После его выхода Нил Корри из журнала Film Review описал «Королеву проклятых» как: «Куча ерунды, но красивой ерунды с феноменально громким саундтреком».

В то время Голливуд активно экспериментировал с тяжёлой музыкой: «Матрица» (1999), «Обитель зла» (также вышедший в 2002 году) и «Фредди против Джейсона» (2003), включали треки от таких артистов, как Роб Зомби, Rammstein, Slipknot, Lamb Of God и In Flames.

В начальных обсуждениях со студией кто-то предложил, чтобы музыка для «Королевы проклятых» была «романтичной», в духе Echo And The Bunnymen, но Майкл беспокоился, что это будет звучать слишком банально.

Я предложил им: «Послушайте саундтрек, который Warner Brothers сделали для "Бэтмена и Робина", в него вошли The Smashing Pumpkins и Underworld». «Бэтмен» – довольно коммерческий фильм, но в нём были очень смелые музыкальные вставки. Это отлично сработало и придало картине остроту и энергию, которую она не получила бы сама по себе.

Тогда и появились Джонатан Дэвис и Ричард Гиббс, которые уже сформировали партнёрство через издателя Korn, компанию Zomba. Джонатан выразил интерес к написанию музыки для фильма, а Ричард, который ранее был клавишником эксцентричной группы Oingo Boingo, хотел увидеть, на что способен вокалист Freak On A Leash. Он дал Джонатану возможность попробовать написать музыку для одной из сцен фильма.

По словам Ричарда:

Музыка, которую он написал, была просто ужасной! Ха-ха-ха! И я подшучивал над ним из-за этого. Но с одной стороны, это было великолепно. Мне было важно увидеть, сможет ли он подавить своё эго, написав музыку для определенной сцены и персонажей, а не просто быть рок-звездой, пишущей рок-песни. И он сразу сделал как надо.

Джонатан вспоминал:

Он хотел узнать, есть ли у меня слух для этого, смогу ли я передать эмоции, глядя на картину. Мы попробовали, всё получилось, и я был в восторге: «Отлично, давай делать фильм!»

Встретившись с режиссёром, они заявили, что хотят не только написать песни, которые исполнит рок-звезда Лестат, но и написать оркестровую партитуру.

Мне кажется, момент, когда я почувствовал, что мы действительно получили работу, это был... В книгах и фильме вампир Лестат играет на скрипке, и в сценарии даже упоминалась «скрипка в стиле Паганини» – классический такой скрипач. Я посмотрел на Майкла и сказал: «Это уже немного заезжено, мы, конечно, можем так сделать, но у меня есть другая идея». И Майкл спросил: «Какая?» И я ответил: «Ну, я знаю одного парня по имени Шанкар».

Индийский композитор и виртуозный скрипач Шанкар, который использует в своей музыке различные восточные традиции, работал с Питером Гэбриелом над получившим «Грэмми» саундтреком к фильму 1988 года «Последнее искушение Христа».

Я начал объяснять, кто такой Шанкар, и увидел, как лицо Майкла засияло. Он был его большим поклонником.

Музыкальное сопровождение было настолько приоритетным, что единственной актрисой, прошедшей кастинг к этому моменту, была восходящая звезда R’n’B Алия, которая пробовалась на роль королевы Акаши. Майкл провел с ней прослушивание в Ванкувере, где она снималась в фильме «Ромео должен умереть».

По словам Майкла:

К концу процесса я заставил ее ползать по земле, как кошку, произносить «Р» с египетским акцентом и декламировать трагедию «Саломея» Оскара Уайльда. Вот так она и получила роль. Она не была звездой, она была новичком, который хотел проявить себя – как и я.

Джонатан Дэвис наслаждался возможностью воплотить образ Лестата, что было естественно для него, как для заядлого полуночника:

Мне нужно было стать Лестатом, и я читал книги, писал тексты о том, каково быть чертовым 400-летним вампиром, и это было чертовски весело».

Ричард присоединился к его турне с Korn на месяц. После каждого концерта они писали до рассвета. После того, как песни были готовы, с Джонатаном на вокале, они привлекли бас-гитариста Сэма Риверса из Limp Bizkit, гитаристов Хэда и Манки (Korn), барабанщиков Терри Боззио (Missing Persons) и Винни Колаюту (Стинг, Фрэнк Заппа) и скрипача Шанкара. Из восьми песен Майкл выбрал пять для записи: Not Meant For Me, Forsaken, System, Redeemer и Slept So Long.

Фильм «Королева проклятых» был уникальным для того времени. Песни не только были оригинальными, но и написаны специально для сценических выступлений, а не просто в качестве фоновой музыки. Была отобрана новая группа музыкантов, чтобы имитировать исполнение композиций на камеру, и Ричарда отправили репетировать с ними, чтобы убедиться, что они выглядят правдоподобно.

Была одна проблема: Стюарт Таунсенд, который был выбран на роль Лестата вместо таких потенциальных кандидатов, как Уэс Бентли и Хит Леджер, отказался подчиняться. На одной из встреч он осудил песни, назвав их «стадионным-роком» и «слишком американскими», а во время репетиций поворачивался к группе спиной. Ричард даже не знал, знает ли он слова песен.

В первый день съемок Стюарта, они снимали клип на песню System, который должен был демонстрироваться по телевизору за барной стойкой в вампирском клубе The Admiral’s Arms. Актер тогда опоздал, потому что спорил с командой о парике с блондинистыми волосами, поэтому они позволили ему оставить свои каштановые волосы. Затем он начал играть.

Ричард вспоминал:

Началась песня, и этот чертов парень нас разыграл! Он знал песни наизусть, явно репетировал, и выглядел как что-то среднее между Миком Джаггером, Тиной Тёрнер и Дэвидом Боуи, делая все традиционные рок-н-ролльные движения, он просто всех нас поразил. Мы не могли поверить в то, что только что видели!

Во время пост-продакшна, Алия полетела на Багамские острова, чтобы снять музыкальное видео, и планировала вернуться в Лос-Анджелес, чтобы сделать замену диалогов и записать песню для финальных титров. К сожалению, девушка погибла в авиакатастрофе 25 августа 2001 года. Майк прокомментировал:

Это так ужасно, ужасно шокирующе. По крайней мере, я смог снять фильм с ней, и я думаю, что она в нем – лучшая.

После завершения работы с саундтреком, гордый Джонатан Дэвис был огорошен, когда его лейбл, Sony, дал разрешение на использование его голоса в фильме, но не на релизе саундтрека.

О, это так меня взбесило! Я был так зол: «Вы шутите? Вы знаете, как я усердно работал над этим, правда?»

Джонатан и Ричард в итоге вместе прослушивали вокалистов на замену. Ричард помнит, что Элайя Блу, сын Шер и Грегга Оллмана, был в этом списке, но он не казался подходящим. Так как фильм делался студией Warner, они решили проблему, наняв приглашенных вокалистов из лейбла, в их числе были Джей Гордон из Orgy и Дэвид Дрейман из Disturbed, а также Уэйн Статик и Честер Беннингтон.


Джонатан вспоминал:

Я сказал им: «Ладно, делайте свое дело, и не пытайтесь имитировать меня». Я был там, когда они делали записи, я их продюсировал, и все получилось хорошо. Я имею в виду, они хороши, но мой голос звучал лучше, это было просто дерьмово...

Ричард рассказал:

Честер пришел со своей женой, и он был таким милым, обаятельным человеком. Его жена была тоже очень приятной, и она доверилась мне. Она сказала: «Вы знаете, Честер никогда не ругается на записях. Это первый раз, когда кто-то записал его ругающимся», из-за чего Джонатан даже возгордился!

Он также добавил:

Все справились. Самым проблемным был парень из Orgy. В конце концов он проделал хорошую работу, но ему потребовалось некоторое время, чтобы втянуться, его мысли в тот момент были где-то еще.

Джей Гордон, вокалист Orgy, прокомментировал:

Проблема в том, что когда я пришел в студию, у меня першило в горле. У меня очень сильно болело горло. Я не знаю, как мы вообще справились с этим, но мы сказали: «Мы сделаем это, мы попробуем» – и все получилось.

Для остальной части саундтрека Warner выбирали вечные ню-метал песни. Dead Cell группы Papa Roach звучит во время уличной сцены, в то время как Down With The Sickness группы Disturbed звучит во время концерта в Долине Смерти.

«Одной из моих любимых является Change (In The House Of Flies) группы Deftones во время любовной сцены», – говорит Майкл, имея в виду часть, где Акаша и Лестат находятся в ванне, усыпанной лепестками роз – мечта подростка-гота.



Фильм был выпущен в феврале 2002 года, и, несмотря на все его мрачные образы и рокерский гламур, он не был принят хорошо. Майкл согласен с оценкой:

В этом фильме много замечательных моментов, но как фильм ужасов, как экранизация известного романа, который любят люди, он не имел успеха. Энн Райс была вежлива, но она пришла в ужас, когда я показал ей фильм! Мы втиснули две книги в одну картину.

Режиссер больше всего гордится саундтреком, который получил золотой статус, продав полмиллиона копий за год. Для Джонатана это был выход из зоны комфорта, который оправдал себя. Дало ли это ему больше уверенности в своих способностях?

Определенно дало. Это придало мне уверенности, чтобы расширить свои горизонты и начать делать больше. Мой сольный альбом, Black Labyrinth, тоже в этом духе. Это то, что я пишу – я пишу мрачную, вампирическую музыку.

Для Ричарда саундтрек тоже остается главным моментом. Как и вампиры в фильме, музыка бессмертна.

Это одна из тех точек опоры в моей карьере. Если я вижу кого-то определенного возраста или в определенном контексте, я знаю, что «Королева проклятых» их затронула. Альбом саундтреков продавался очень хорошо, и я горжусь им. Я думаю, что он хорошо выдержан; мне не кажется, что он устарел.