«Серьёзно, народ, хотя бы попытайтесь». Недовольство создателя группы Tame Impala Кевина Паркера было весьма ощутимо, когда он набросился на китайскую молочную компанию Mengniu за «обработку» сингла группы The Less I Know The Better. Его можно понять – музыка настолько нагло скопирована, что даже диву даёшься: неужели рекламщики думали, что им это сойдет с рук? «#судебныйиск #теперьмояочередь» – продолжил Паркер в посте Instagram. Хотя Pitchfork и подтвердил, что права группы нарушены, о продолжении этой истории ничего не известно.

Паркер – далеко не первая жертва рекламщиков, использовавших созвучную музыку. Группа Sigur Rós в своём блоге однажды опубликовала пост о том, что их характерные мотивы использовались в рекламе, причем многие мелодии были неотличимы от настоящих песен группы. «Мы не утверждаем, что кто-то кого-то обворовал или намеренно сплагиатил музыку Sigur Rós, – написала группа, – потому что нас за это могут засудить (что было бы иронично)».

Множество музыкантов, от Grizzly Bear и Beach House до Тома Уэйтса сталкивались с рекламами, в которых звучали их незаконно обработанные песни. Young Turks, лейбл The xx, в 2014 году обвинил модный мега-бренд Hugo Boss в использовании трека, похожего на песню Intro. «Странно, что фирма, построившая своё имя на оригинальном дизайне, заплатила за такой плохо скрытый фейк» – написал лейбл в Twitter.

В 2017 году разгорелось грандиозное судебное разбирательство из-за очередной созвучной рекламной музыки. В результате Эминем получил 600 тысяч новозеландских долларов в качестве возмещения ущерба. Национальную партию Новой Зеландии признали виновной в обработке Lose Yourself для ролика предвыборной кампании. Опять же, сходство было налицо, однако тяжба против трека (который даже назвали «Eminem Esque» («Типа Эминем»)), затянулась на три года.

У Эминема и правительственной партии Новой Зеландии, конечно, достаточно денег на трёхлетнюю судебную тяжбу, но у инди-групп нет средств (да и желания) вести такие битвы. Нередко подобные ситуации разрешаются без решения суда – если вообще что-то разрешается, – особенно если у музыкантов мало денег.

Раньше считалось малопочётным «продаться» компаниям, однако в цифровой век такая практика стала важным источником доходов для инди-музыкантов. «И артисты, и фанаты не против такого сотрудничества с брендами, потому что они понимают, как трудно бывает удержаться в современной музыкальной индустрии» – считает Молли О’Брайан из издательства Beggars Music.

Вспомните песню You! Me! Dancing! Los Campesinos!: ранний сингл инди-группы из Уэльса почти десять лет был (законно использованным) сопровождением рекламы пива Budweiser. Но в январе 2015-го незаконная копия того же трека появилась в рекламе Суперлиги. Более того, скопировали и саму рекламу.

«Для меня реклама Budweiser – одно из важнейших достижений группы, – признался фронтмен Гарет Пэйси и добавил, что гонорар за запись обеспечил ему и его товарищам такую финансовую защищённость, о которой большинство инди-групп среднего уровня могут только мечтать. – Одни из ярчайших моментов – когда в баре во время футбольных матчей показывали эту рекламу. Меня больше всего разозлило то, что Суперлига просто украла всю идею, видимо, надеясь, что никто не заметит».

Суперлига проигнорировала просьбы провести переговоры, а комментарии на YouTube о схожести музыки были удалены. После этого Los Campesinos! обратились за помощью к музыковеду, который бы смог определить, возможно ли подать на компанию в суд. Этих экспертов часто призывают для подобных дел. Они вычисляют процент сходств между двумя композициями, основываясь на мелодии, словах, ритме и т.д.

Дело Los Campesinos! сочли недостаточно «сильным» – группа не могла позволить себе траты на судебный процесс, да и мелодию в рекламе изменили так, что прикопаться в суде было бы сложно. «Наверное, надо было всё же надавить» – сказал Гарет и пошутил, что Суперлигу хотя бы никто не смотрит. Реклама остаётся в сети по сей день.

Издатели вроде О’Брайан оказываются связующим звеном между рекламщиками и артистами и играют ведущую роль в таких дебатах. «Недовольство вызывает тот факт, что у брендов есть деньги на то, чтобы получить лицензию на оригинальные треки, но они решают создать созвучную музыку, потому что это дешевле» – объяснила она.

Запись одного трека может принести артисту сотни тысяч долларов. Этих денег инди-группам среднего и высокого уровня хватило бы на то, чтобы создать целый альбом и потом еще жить безбедно какое-то время. Меж тем создатели созвучных треков берут пару тысяч за одну запись, и, разумеется, рекламщики выбирают их.

Некоторые музыканты, чьи песни скопировали, рассказывали, что рекламные агентства сначала просили разрешение на использование оригинала – как, например, Volkswagen  хотел использовать Take Care Beach House. Когда группы не хотят, чтобы их песни ассоциировались с той или иной компанией, и отклоняют просьбы, агентства просто заказывают дешёвую копию. А некоторые потребители думают, что слышат оригинальный трек.

Не было бы создателей этих фейков, готовых писать созвучную музыку – вся схема бы рухнула. Эти люди готовы предать своих коллег, потому что им тоже нужны деньги на создание своей собственной музыки. «Взявшись за такую работу, быстро понимаешь, что ты со своими новаторскими идеями далеко не уедешь, и они не приносят денег, – рассказал продюсер и автор песен Дэниэл Фридхолм, который работал над созданием созвучных треков для самых разных крупных компаний. – Было странно заниматься подобным, но когда тебе нужно платить аренду, о высокой морали быстро забываешь».

Первым заданием Фридхолма было создать трек, максимально похожий на Hip Hop Dead Prez, не нарушая авторское право. «Меня попросили, по сути, скопировать Hip Hop, но прелесть в том, что мне сказали не присылать ничего слишком ‘гангстерского’, – рассказал Фридхолм. – Плюс парень из рекламного отдела не знал музыкальных терминов и не мог объяснить, что именно ему нужно».

Позже реклама появилась с оригинальной, лицензированной песней Dead Prez. «Я так понимаю, компания старается всё же договориться с оригинальным артистом или лейблом и получить права на использование трека» – продолжил Фридхолм. Это ещё одно доказательство (как будто оно нужно) того, что бренды прекрасно знают, что они должны делать.



Фото - Signature Sound 

Фрейзер Джеймс создавал как оригинальную, так и созвучную музыку через независимое издательство Sentric Music. Он рассказал, что после того, как лишь несколько его оригинальных треков приобрели клиенты Sentric, компания предложила ему взяться за копии. «Я вёл переговоры с одним из менеджеров о треке, который я ему послал, и тут он узнал, что я могу один создавать треки за всю группу почти бесплатно, – рассказал Джеймс. – Думаю, он просто увидел возможность продать клиентам популярную музыку и спросил, будет ли у меня время написать копии. Это было выгодно нам обоим: я мог себя зарекомендовать, а у него в рукаве была пара треков, которые клиентам обязательно понравятся».

В числе этих треков были Uptown Funk Марка Ронсона и Бруно Марса, How You Like Me Now The Heavy и другие «песни, которые используют крупные мировые бренды, но которые отчаянно хотят заполучить компании поменьше и не могут себе позволить», как выразился Джеймс. Авторы, конечно, не обрадовались бы, если бы заказали копию их музыки, но Джеймсу такая работа помогла осуществить собственные музыкальные мечты. Он считает политику открытых дверей Sentric для создателей созвучных треков «очень крутой для независимых музыкантов».



Фото - Muz-Studio 

Именно этот конфликт творческих интересов и длительность и стоимость судебных тяжб не дают прийти к какому-то решению в вопросе о музыкальных копиях. Большинство профессионалов в индустрии – издателей, музыковедов, публицистов и музыкантов – возмущает этот тренд. А молодые музыканты, нанятые для создания фейков, быстро становятся финансово зависимыми от них. Меж тем рекламщики экономят, спокойно заказывая дешёвые созвучные треки, зная, что их кошелёк выдержит суд с кем угодно – кроме гигантов вроде Эминема.

Кажется, лучшее, на что может надеяться музыкант, чью песню скопировали, это на небольшую сумму в качестве извинения, если правда вскроется. Ах, если бы рекламные агентства могли испытывать хотя бы подобие раскаяния!..

10 песен из рекламы

       01.12.2016     08:00    41 923



Источники