Bruce Springsteen – Born to Run

Рок-н-ролл никогда не устанет от великих рассказчиков. Пока люди будут вдохновляться артистами вроде Боба Дилана, всегда найдутся музыканты, готовые повторить его успехи. Брюс Спрингстин появился на сцене в другое время, и Born to Run продемонстрировал его уважение к корням из Нью-Джерси и всему рабочему классу.

Все восемь песен с альбома – шедевры, позволяющие заглянуть в сердце того, какой должна быть Америка. Он писал о тех жизнях, которые видел каждый день, не представляя, какое значение будет иметь для страны и ее культуры в дальнейшем. Многие последователи позаимствовали его подход к написанию песен, от Тома Петти до Джона Мелленкампа. Спрингстин воспел не только родной Нью-Джерси, но и всю Америку.

The Byrds – Sweetheart of the Rodeo

Рок-н-ролл и кантри не всегда были удачной комбинацией. Хотя оба жанра полагаются на гитарное звучание, соседство электрогитар и банджо может показаться странным, но если все сочетается гармонично, то результат может оказаться потрясающим.

С новичком Грэмом Парсонсом эта была группа, сильно отличающаяся от авторов Turn Turn Turn. Песни с этого альбома кажутся давно утраченными кантри-хитами, которые каким-то образом перекочевали в рок-н-ролл. Впоследствии так называемый саузерн-рок будет пользоваться огромной популярностью с хитами Eagles и Lynyrd Skynyrd, но именно The Byrds были первыми.

Green River – Come On Down

Для всех ключевых групп из Сиэтла остается вопросом сам факт существования гранжа. У жанра есть характеристики, которые позволяют так или иначе охарактеризовать музыку команд, однако когда большинство из групп, известных сегодня как представители гранжа, создавали свою музыку, самого жанра еще не было. Тогда задача была создавать максимально хаотичную и «грязную» музыку, и Green River справились с задачей на все сто.

Стремясь звучать одновременно как стадионный рок и панк, музыканты создали альбом Come On Down. Хотя в Swallow My Pride все неплохо работает, группа в итоге найдет свое призвание и звучание только после распада на два разных проекта, как бы парадоксально это ни звучало.

Green River можно считать праотцами гранжа не только благодаря их звучанию, но и из-за того, что группа впоследствии даст жизнь таким признанным гениям жанра, как Pearl Jam и Mudhoney.

The MC5 – Kick Out the Jams

Весь лучший рок-н-ролл должен начинаться в гараже. Существует не так много групп, которые не начинали бы с того, что раздражали своих родителей, экспериментируя со звучанием в гаражах. The MC5 поначалу просто хотели творить громкую и шумную музыку, но Kick Out the Jams оказался неожиданно очень влиятельным.

Возможно, странно называть шедевром альбом, который не был записан на студии, но только так можно было создать этот материал. Основываясь на музыке Литтл Ричарда и расширяя звуковую палитру за счет громких гитар, The MC5 создали энергичные и яркие треки. Именно эти композиции лягут в основу звучания, которое популяризуют в начале нулевых The Strokes и The White Stripes.

Van Halen – Van Halen

С самых первых нот гитары Эдди Ван Халена ни одного гитариста в Калифорнии не покидала мысль: «Я должен научиться играть так же». Вместе с поющим о веселых временах в дороге Дэвидом Ли Ротом Van Halen ввели на калифорнийскую сцену новый жанр, более тяжелый, чем глэм-рок Великобритании.

Когда фокус снова переместился на Лос-Анджелес, группы вроде Poison и Quiet Riot взяли дело в свои руки и проложили дорогу глэм-металу со стадионными рок-хитами и пышными залаченными прическами. Van Halen создавали такую музыку органично, но, хорошо это или плохо, они породили глэм-метал, который произведет настоящий фурор в США.

The Stone Roses – The Stone Roses

Когда гранж пошел на спад, людям был просто необходим бритпоп, чтобы взбодриться. Постоянно слушая гранжевые песни о проблемах и страданиях, нетрудно и самому почувствовать себя отвратительно. Группы вроде Oasis и Blur помогли публике выйти из депрессивного состояния, но им удалось это лишь потому, что The Stone Roses начали делать то же самое годами раньше.

На фоне разных форм танцевальной музыки из Англии The Stone Roses с гордостью вернули в массы гитарное звучание, включая поразительные хуки Джона Сквайера в Made of Stone и This Is The One. Хотя The Stone Roses не стремились создать что-то большее, чем просто приличный арт-рок, их риффы и хуки будут годами копировать признанные деятели жанра, а Ноэль Галлахер поначалу будет попросту копировать их треки.

The Velvet Underground and Nico – The Velvet Underground

В начале 60-х рок-н-ролл не воспринимался как нечто профессиональное. Хотя многие музыканты не воспринимали себя слишком серьезно, все равно хотелось гордиться тем умением, на получение которого ушли годы. Никто никогда не думал умышленно работать над грязным звучанием, но у Лу Рида были иные планы, когда он создавал The Velvet Underground.

Весь альбом создавался вместе с Энди Уорхолом, так что артхаусные настроения песен вроде Venus in Furs неудивительны. Однако они не были слишком хорошо приняты публикой, и годами The Velvet Underground воспринимали как нечто совершенно не профессиональное. Лишь 20 лет спустя их мастерство стали признавать как слушатели, так и коллеги по цеху.

Выйдя из нью-йоркской арт-сцены, The Velvet Underground and Nico практически отвечают за зарождение арт-рока и инди, одновременно дав фанатам понять, что совершенно нормально создавать нечто, не звучащее так, будто над этим работали часами.

The Stooges – The Stooges

Игги Попу сама судьба велела создать что-то аномальное для рок-н-ролла. Может он и любил The Beatles в детстве, но музыка, которая его по-настоящему впечатляла, лежала на более тяжелой стороне. В тот момент самой тяжелой песней возможно была You Really Got Me The Kinks, и The Stooges фактически влетели в музыкальный мир со скоростью кислотного кошмара.

Взяв за основу блюз и рок, The Stooges создали дебютный альбом, который готов то перевернуть все с ног на голову, то напугать слушателя до смерти. Хотя Игги Поп был рок-н-ролльщиком до мозга костей, созданная им эстетика стала квинтэссенцией панка, королем которого он стал еще до того, как жанр обзавелся названием. Джон Лайдон сыграл свою роль в формировании панка, но Игги Поп легко съел бы его на завтрак, будь у него такая возможность.

Black Sabbath – Black Sabbath

В Англии 60-х весь рок-н-ролл исходил из двух школ: поп или блюз. «Цветочная революция» еще имела место, старые традиционные артисты вроде Бадди Гая и Мадди Уотерса продолжали влиять на таких музыкантов, как Эрик Клэптон и Джими Пейдж. Black Sabbath придерживались тех же корней, но с первой минуты работы над их дебютным альбомом они связались с кое-чем более демоническим и зловещим.

Хотя многие величайшие песни Sabbath придерживаются блюзовой структуры, ключевое отличие заключается в раскатистых риффах Айомми, которые будто вышли из саундтрека к фильму ужасов. Они вкупе с рычащим вокалом Осборна породили нечто куда более тяжелое, чем все, что выпускалось ранее. И именно это звучание заложит базу для метала.

Хотя критики поначалу были слишком строги к Black Sabbath, группу это не слишком волновало, равно как и выпуск мейнстримных синглов, ведь на каждый созданный Айомми рифф придется по 30+ метал-групп, родившихся под его влиянием.

The Beatles – Abbey Road

Когда мы говорим о том, что The Beatles изобрели и изменили жанры рок-музыки, вопрос такой: «А что именно они создали?» Поп-музыка существовала задолго до них: хотя ливерпульская четверка продемонстрировала идеальную модель бойз-бенда. Sgt. Pepper вписался в психоделическое движение, но многие не задумываются о том, что Abbey Road оказал влияние на такой жанр, как прогрессивный рок.

Сложно представить, что такие песни, как Oh! Darling и Octopus Garden могли бы подойти для поп-группы, однако The Beatles экспериментировали, работая над своей лебединой песней, в том числе они познакомили мир с синтезатором Moog. На второй стороне альбома группа прибегла к использованию многочисленных музыкальных секций, которые плавно перетекают одна в другую.

Pink Floyd, Yes и Genesis сделают такие прогрессии своей визитной карточкой, но The Beatles использовали их, не определяя это как какой-либо жанр. Они были артистами в самом широком смысле этого слова и просто делали то, что им нравилось.