1. Oasis
Детство Алекса пришлось на золотые годы брит-попа, и из всех его главарей скромному мальчишке с затаенными талантами из неприметного пригорода Шеффилда были ближе всего Oasis. Маленькие Алекс Тернер и будущий барабанщик Arctic Monkeys Мэтт Хелдерс брали в руки теннисные ракетки и изображали своих кумиров, причем Лиама Галлахера играл Мэтт, а Алекс, который еще несколько лет и задумываться не будет о фронтменстве, довольствовался воображаемой бас-гитарой.
«В Oasis важно это отношение, какое-то сопротивление всему прочему, что происходит в музыке, – объясняет Алекс. – Не знаю, можно ли полностью это понять, это что-то вроде импульса, верно? Особенно в таком возрасте, когда ты не рационализируешь, ты просто такой: «О, это круто выглядит».
2. The Beatles
Не клише, а правда! Без этой строчки списки кумиров наших любимых музыкантов обходятся редко, а если такое и случается, хотя бы косвенное влияние ливерпульской четверки мы учтем в уме. «Когда я думаю о песнях как о каком-то искусном ремесле, первыми в голову приходят The Beatles», – говорит Алекс, а Джона Леннона он называет одним из своих главных поэтических вдохновителей. Список перепетых Алексом и его группами битловских хитов медленно, но верно растет – от Come Together на эпическом открытии Олимпиады в Лондоне до сентиментальной версии All My Loving – и на этом точно не закончится.
3. The Strokes
Как и многие молодые группы, появившиеся в начале нулевых, шеффилдские звезды начинали под сильным влиянием The Strokes. Однако, в отличие от них, Arctic Monkeys не хотели становиться подражателями. Алекс Тернер утверждает, что пытался придержать восторги и настойчиво убирал из песен все детали, слишком похожие на The Strokes. Что ж, от позаимствованного декора группа избавилась, но с глубинной связью рассталась не сразу, и в ранних альбомах влияние нью-йоркских рокеров на младших британских коллег все-таки очевидно.
«Честно говоря, The Strokes были для нас очень важны, – вспоминает Алекс. – Для меня они стали порталом к огромному количеству другой музыки. Всегда есть такая группа, которая приходит, когда тебе 14 или 15, умудряется как-то правильно задеть тебя и меняет весь твой взгляд на мир».
4. Black Sabbath
Очевидным сходством искаженно-волнистого логотипа Arctic Monkeys и обложки Masters of Reality (что в данном случае явно не зазорная калька, а знак почтения) внезапная связь между группами не ограничивается. Отцы хэви были среди первых источников вдохновения для альбома Humbug, в котором группа решилась замедлить, утяжелить и вообще решительно препарировать свой звук. AM критики с готовностью называли встречей Dr. Dre с Black Sabbath, а на концертах группа нередко разбавляла Arabella отрывком из War Pigs, обыгрывая напрашивающиеся музыкальные рифмы.
5. Леонард Коэн
До поры до времени сочинение песен как искусство и – да что там – как занятие в принципе казалось Тернеру-подростку довольно скучным. А потом он открыл для себя Леонарда Коэна и стал воспринимать это совершенно по-другому.
Нельзя не вспомнить и момент, когда Алекс в интервью похвастался купленным со скидкой диском The Songs of Leonard Cohen. «Чертова Suzanne, какая же песня! – восклицает Алекс. – У меня нет Инстаграма, но если бы был, я бы точно заинстаграмил и так и написал: «Отлично потраченные деньги».
И если уж наш шеффилдский технофоб и ненавистник социальных сетей готов пойти на такие жертвы, кажется, все серьезно.
6. Ник Кейв
Когда нам, поклонникам, везет, разговоры о новых альбомах начинаются с перечисления артистов, свет чей музыки озарил на этот раз дорогу нашим любимцам. Ник Кейв порой мелькал в этих предальбомных мудбордах Arctic Monkeys – как минимум перед Suck It And See и Humbug, и это еще только те случаи, когда Алекс четко признал влияние на себя австралийского коллеги. В последнем случае вдохновение было особенно осязаемо, и в качестве дани уважения в альбом вошла кавер-версия Red Right Hand.
7. Серж Генсбур
Звук Генсбура и альбома Histoire de Melody Nelson в частности стал эталоном для The Last Shadow Puppets, сайд-проекта Тернера с Майлзом Кейном. «Histoire de Melody Nelson – наш главный источник вдохновения – настроение, тон. Мы всегда стараемся хотя бы приблизиться к его басу и барабанам», – признается Алекс и тут же сокрушается, что пока воссоздать этот стиль им и близко не удается.
Во время записи пластинки Everything You’ve Come to Expect Тернер загорелся и всем образом мысли Генсбура, и Кейн не упускал случая нажаловаться интервьюерам, что стоит тому хоть на пять минут оставить коллегу одного, как «опять он в интернете, ищет интервью Бура».
8. Скотт Уокер
Этот человек вдохновил The Last Shadow Puppets задолго до Генсбура. Прямо скажем, практически породил. Впервые два юных гаражных рокера решили попробовать записать вместе нечто совсем иное, когда Майлз сыграл Алексу The Old Man’s Back Again (Dedicated to the Neo-Stalinist Regime). Уокеровский звук того периода стал для дуэта главным ориентиром и сохранил свое влияние во втором альбоме. Французские мотивы, впрочем, пришли и пустили корни еще в первом: Уокер в 60-х обожал Жака Бреля и даже записал целый альбом англоязычных каверов на его песни, а потом Mathilde, Jackie и другие образцово-показательные песни уже попали к The Last Shadow Puppets.
9. Queens of the Stone Age
Фото - Rock & Pop →
Джош Хомм, душа и мозг королев стоунера, стал для Алекса наставником, другом и коллегой. Роль учителя Хомм взял на себя как раз во время записи того же Humbug, забрав группу в свою пустынную студию и вдохновив их на смелые эксперименты. Впоследствии Тернер и Хомм подружились (особенно когда фронтмен Arctic Monkeys обосновался в Лос-Анджелесе) и еще несколько раз гостили друг у друга в песнях: первый заглянул в бэк-вокал If I Had a Tail, а второй спел пару строк в Knee Socks.
10. The Smiths
Когда Arctic Monkeys только начинали и вместо репетиций играли в гараже в пинг-понг, инструктор по вождению одолжил Алексу две пластинки The Smiths. «Благодаря им я захотел создавать музыку, которая заставит другого человека чувствовать себя так, как чувствовал себя я, то есть повлияет на кого-то», – говорит он.
Почти 10 лет спустя Джонни Марр уже называл Алекса Тернера одним из лучших современных авторов песен и даже присоединился к The Last Shadow Puppets на манчестерском концерте для исполнения Last Night I Dreamt That Somebody Loved Me. Ну а Моррисси в своем репертуаре закатывал глаза и клеймил Тернера «созданием NME».
11. Roots Manuva
Что бы там Алекс ни заводил про бедствующее состояние и вечные судьбы рок-н-ролла, хип-хоп он любил с юных лет. Arctic Monkeys, впрочем, никогда не смущались менее ожидаемых для рок-группы источников вдохновения. Алекс и сейчас отмечает, что ему нравится, как лучшие рэперы умеют рассказывать истории, а саундтреком своих школьных лет он называет альбом Roots Manuva Run Come Save Me.
«Все еще считаю его великолепным. Люблю, как он говорит о земном и будничном, но всегда под странным углом…».
12. Dr. Dre
«…Он и Dr. Dre, конечно. Не буду врать, мы слушали Dre постоянно», – вспоминает Алекс конец 90-х, когда The Strokes еще не выпустили свой определивший поколение дебютник Is This It. Они с Мэттом тогда не видели вокруг ни одной интересной для себя молодой рок-группы и слушали в основном хип-хоп. Сейчас, как говорит Тернер, в музыке царит аналогичная ситуация.
13. Дэвид Боуи
То чувство, когда слава подхватывает тебя, ураганом проносит через все сцены, обложки, статьи, премии и рекорды и забрасывает прямо в Нью-Йорк, где за кулисами тебя встречает сам Дэвид Боуи… Ну да, нам таких сумасшедших историй не понять. Опешили и сами юные Arctic Monkeys, когда Боуи заглянул на концерт пожать им руки и высказать свой восторг, и не смогли ответить ему ничем внятным.
Алекс потом вспоминал это событие как пример того, как не надо вести себя при встрече с кумиром, и хотел встретиться с Боуи еще раз. К сожалению, этого так и не случилось, хотя главный марсианин всея музыки не отказывался от своей похвалы (и даже потом высоко отметил кавер TLSP на In The Heat Of The Morning), а влияние Боуи на Тернера с годами только выросло.
«Боуи проходит красной нитью через все наше творчество», – говорит Алекс об истоках TLSP и категорично заявляет, что все песни, написанные им до первого прослушивания Moonage Daydream, были… тут Тернер изображает фейспалм. Боуи подтолкнул его к более смелым играм с абстрактностью и образностью в лирике.
14. Tame Impala
Немногим современным группам удалось прорваться в плейлист весьма консервативного в своих вкусах мистера Тернера. Первое место среди ровесников – окей, второе, сразу после мистера Кейна – Алекс отдает Кевину Паркеру и его неопсиходелической группе Tame Impala. Он то отплясывает под их сет на Гластонбери за сценой, то перепевает Feels Like We Only Go Backwards, то выдает импровизированную песню-оду, когда TLSP выпало выступать перед Tame Impala на фестивале, – в общем, чествует от души.