Вязкий дум перетекает в сладж
Команда Sleep была образована тремя лучшими друзьями, которые учились в старшей школе. Это был тот самый момент, когда дружба перерастает в музыку. Вообще изначально это была группа Asbestosdeath в составе басиста Эла Сизнероса, барабанщика Криса Хакиуса и гитариста Тома Чоя. Мэтт Пайк присоединился в качестве второго гитариста, но после записи первого альбома Том Чой покинул группу. И название было изменено на Sleep.
«Мы сидели с Элом под кислотой и периодически прикладывались к бонгу. Эл предложил назвать группу Sleep, а я решил, что название достаточно звучное, и согласился,» — рассказывает Мэтт Пайк.
После Тома с ними играл Джастин Марлер, но надолго в составе не задержался (он ушел в монахи). Золотой состав Sleep выглядит так — Крис Хакиус, Мэтт Пайк и Эл Сизнерос.
Группа обитала в Сан-Хосе, Калифорния, и играла дум-метал в начале 1990-х, когда дум-сцена славилась преимущественно старыми именами вроде Black Sabbath, Blue Cheer и Led Zeppelin и только набирала обороты для новой волны.
Sleep выпустили два альбома: Volume One в 1991 и Sleep’s Holy Mountain в 1993. После второго релиза стало понятно, на что ориентируются музыканты: старый дум 1970-х. Популярность начала расти, группу сравнивали с Saint Vitus и Monster Magnet. Даже Оззи оценил качество приближенного к Black Sabbath саунда.
Неоправданные ожидания
Музыканты съездили в тур в поддержку альбома с Cathedral по Европе и Hawkwind по Америке, и после этого группой заинтересовался лейбл London Records, выпустивший альбомы The Rolling Stones и других мейнстримовых команд. Sleep подписали контракт и занялись записью.
Dopesmoker получился совершенно не таким, каким его хотели видеть менеджеры. Лейбл категорически не воспринял новый материал — мало того, что это была всего одна песня, так она еще и длилась целых 52 минуты. К тому же звук получился более медленный, это был не просто дум, а самый настоящий вязкий, ленивый и чрезвычайно густой сладж.
«Насколько я знаю, London Records были в курсе, что мы собираемся делать всего одну песню. Но мы хотели создать самый тяжелый альбом в истории метала.»
Музыканты не играли новый трек на концертах, потому что это запрещалось до выхода альбома в рамках контракта. Но альбом все не выходил — London Records посчитали его невыгодным в коммерческом плане и отказались его издавать. Это было последней каплей — музыканты долго мучались с контрактом, и нервы были на пределе.
Иногда рифф настолько хорош
В начале трека звучит гитарный рифф, медленный и долгий, разгоняющийся, сливающийся с барабанами лишь после второй минуты. Вокал подключается на восьмой.
«Всю песню ведет барабанщик, она основана на верном хронометраже и ударах в нужных местах,» — говорит Мэтт Пайк.
Sleep экспериментировали с необычными мелодиями, включали индийские гаммы. Главным посылом было заставить людей воспринимать музыку гипнотически, заставляя думать, что музыканты играют, находясь в трансе. В истории музыки мрачные медленные и тягучие звуки использовались шаманами как средство медитации в достижении просветления. Этого же и добивались Sleep.
«Самым сложным в песне было то, как ее закончить, как завершить весь этот путь и высадиться на землю,» — говорит басист группы Эл Сизнерос.
«Иногда рифф настолько хорош, что его хочется слушать снова и снова. Даже на протяжении 52 минут!»
Музыканты не скрывают своей любви к марихуане, иначе какая без этого магия сладжа?
Существует мнение, что часть денег от аванса лейбла на запись в 75 тысяч долларов музыканты потратили не только на усилители и оборудование, но и на марихуану. «Что является чистой правдой!» — Лукаво заявляет Мэтт Пайк в интервью для документального фильма о дум/сладж-сцене Such hawks such hounds.
Это тоже повлияло на лирику. Кажется, что альбом и не мог быть о чем-то другом. Dopesmoker представляет собой историю каравана, везущего марихуану, который следует по пустыне в Иерусалим. В тексте есть строки про людей с огромными легкими и серийных уничтожителей гашиша. Караван идет по пескам, медленно и будто завязая. Пустыни и стоунер снова оказываются рука об руку.
Исход
Песня жила без кислорода как «выброшенная на берег рыба» и ждала своего часа несколько лет.
Альбом был выпущен под названием Jerusalem в 1999 году в качестве бутлега, и через год его официально переиздали на лейбле The Music Cartel в Америке и Rise Above Records в Европе. Песня была порезана на несколько частей и ремикширована, чтобы уложиться в формат радио. Но это было уже после того, как Sleep перестали существовать.
И, наконец, Dopesmoker — официальный релиз, который сделан именно таким, каким и был задуман музыкантами — вышел в 2003. Его издал продюсер Билли Андерсон. С тяжелым звуком, без редактирования, идеально. Песня длилась в итоговом варианте даже не 52, а 63 минуты.
Группа Sleep распалась в 1997. Какое-то время после распада музыканты не общались между собой, Сизнерос на время даже перестал играть. Dopesmoker высосал жизненные соки, после чего ребята испытывали растерянность и дискомфорт.
Позднее Эл Сизнерос и Крис Хакиус сформировали стоунер-сладж команду Om, а Мэтт Пайк создал группу High on Fire.
Sleep и их два альбома стали важным этапом дум и сладж-культуры. Команда воплотила в своей музыке влияние Saint Vitus, Black Sabbath и Melvins, добавила более жирного топкого саунда и довела все до абсолютного звучания, которое сквозь массу преград и сложностей на пути удалось претворить таким, каким и хотелось музыкантам.