Отражение
События перед записью Seventeen Seconds
Перед записью альбома Seventeen Seconds в The Cure произошли кадровые перестановки. Басист Майкл Дэмпси (Michael Dempsey) сильно поссорился с Робертом Смитом (по одной из версий, из-за споров о том, как должны звучать басовые партии) и ушёл к The Associates. На его место пришёл Саймон Гэллап (Simon Gallup), который до того момента успел поиграть в группах Lockjaw и The Magazine Spies (они же просто The Magspies). Во второй из них участвовал и клавишник Мэттью Хартли (Matthieu Hartley), который вскоре тоже присоединился к The Cure. Их первой совместной работой в новом составе стала запись сингла I’m a Cult Hero под маркой Cult Hero – супер-группы, в которую вошли The Cure, родственники и друзья её участников, Порл Томпсон (который через несколько лет станет гитаристом The Cure), местная рок-команда The Obtainers и почтальон из Хорли (Horley) Фрэнк Бэлл, которому доверили роль вокалиста.
Изменения произошли и в мировоззрении Роберта Смита. В августе 1979 года на концерте группы Throbbing Gristle он познакомился с басистом Siouxsie and the Banshees Стивом Северином (Steve Severin), с которым впоследствии подружился. Возможно, благодаря этому The Cure получили приглашение поиграть на разогреве у Siouxsie and the Banshees, на что они согласились. За время тех гастролей Роберт Смит получил необыкновенный опыт: в течение нескольких месяцев ему приходилось каждый вечер играть в двух группах. Причина была в том, что за несколько часов до концерта Siouxsie and the Banshees в городе Абердине (Aberdeen) её гитарист Кенни Моррис (Kenny Morris) и ударник Джон Маккей (John McKay) объявили об уходе из группы. Замену Джону нашли в лице бывшего ударника The Slits Баджи (Budgie), а вот за Кенни пришлось играть Смиту, поскольку Banshees подходящей замены найти не могли.
Далее пути The Cure и Siouxsie and the Banshees пересекутся ещё не раз, но это уже отдельная история, достойная, возможно, отдельной статьи. Что же касается совместных гастролей этих двух групп в 1979 году, то, пожалуй, никто лучше Стива Северина не описал то, насколько сильно после них изменился Роберт Смит:
Под крышей дома своего
Работа над Seventeen Seconds
Запись альбома Seventeen Seconds велась в самом начале 1980 года. Бóльшую часть музыки Роберт Смит сочинил дома у своих родителей, тексты — во время гастролей со Siouxsie and the Banshees. Если верить продюсеру Seventeen Seconds Майку Хеджесу (Mike Hedges), демо-версий в тот период у The Cure практически не было, поскольку группа успела неоднократно сыграть многие из песен на своих концертах и, соответственно, записала их в студии довольно быстро. Правда, тогда возникает вопрос, откуда в делюксовом издании альбома взялись instrumental home demo (то есть инструментальные домашние демки) композиций Another Journey by Train (би-сайда к синглу A Forest) и Secrets. На одном из иностранных форумов поклонников The Cure даже ходила такая легенда, что якобы у группы в тот период на самом деле было много демо-версий на одной кассете, но её оставили около стиральной машины, в результате чего она размагнитилась и демки были утеряны навсегда.
Куда ближе к реальности тот факт, что The Cure из-за весьма ограниченного бюджета (порядка двух-трёх тысяч фунтов стерлингов), выделенного на запись альбома, пришлось работать по 16-17 часов в сутки. Остаётся удивляться, как группе при таком жёстком графике удалось записать столь цельную пластинку, на звучании которой нет и следа нервозности или ещё чего-нибудь подобного. Впрочем, одна неприятность всё-таки имела место: трек The Final Sound, который идёт на Seventeen Seconds прямо перед A Forest, должен был быть длительности намного большей, чем 53 секунды. По словам Роберта Смита, во время записи композиции просто-напросто кончилась плёнка, а сделать перезапись возможности не нашлось. Кстати, такие ситуации не были редкостью в мире музыки: например, резкий обрыв инструменталки Lake Shore Driving из альбома Duran Duran The Big Thing (1988) — тоже последствие нехватки плёнки.
Ещё во время работы над Seventeen Seconds выяснилось, что у Мэттью Хартли и Роберта Смита разные взгляды на то, какой должна быть музыка The Cure: Мэттью был за аранжировки из целых аккордов, Роберту же было достаточно отдельных нот. Вообще период Seventeen Seconds особенно интересен тем, что тогда вокалист и автор песен The Cure Роберт Смит стал лидером группы:
Решение использовать в оформлении Seventeen Seconds размытые фото участников группы, кстати, тоже было принято Робертом Смитом. Наученный горьким опытом с предыдущим альбомом Three Imaginary Boys, список песен и оформление для которого выбирала рекорд-компания (это были её «гениальные» идеи с отождествлением каждого участника группы с предметом бытовой техники и представлением названий песен в виде символов), Роберт в дальнейшем полностью контролировал все стадии процесса создания каждого альбома The Cure перед его поступлением в продажу.
Сингл с Seventeen Seconds вышел только один — песня A Forest, без которой с тех пор, наверное, не обходится ни один концерт The Cure. Именно с ней группа впервые появилась на шоу Top of the Pops (даже дата точная сохранилась — 24 апреля 1980 года). Отснятый во время этого исторического момента материал лёг в основу официального видеоклипа на A Forest, к которому, впрочем, участники The Cure были абсолютно равнодушны, а Роберт Смит вообще ненавидел Top of the Pops. Вероятно, было за что: старожилы утверждают, что во время выхода The Cure на сцену ведущий шоу забыл, как называется группа. Кстати, в YouTube осталось видео с того самого выступления, в комментариях к которому не только отмечают безразличие The Cure по отношению к съёмкам, но и ругают ведущего на чём свет стоит.
И снова три
События после выпуска Seventeen Seconds
Через несколько лет The Cure найдут Тима Поупа (Tim Pope) — он сыграет для группы ту же роль, что и Антон Корбайн для Depeche Mode. Коммерческий успех тоже не за горами, впрочем, как и культовый статус The Cure. «Группа без имиджа», как представляли её во времена Three Imaginary Boys, станет одной из самых узнаваемых не только благодаря своим песням, но и яркому и неповторимому образу Роберта Смита. А пока что прямо во время тура в поддержку Seventeen Seconds из The Cure увольняется Мэттью Хартли:
Понадобилось меньше года на подтверждение правильности предположения Хартли: вслед за грустной и немного угрюмой пластинкой Seventeen Seconds вышла воистину мрачная работа Faith, а за ней — идеальная звуковая дорожка к несуществующему суицидально-наркоманскому фильму ужасов Pornography. Такую резкую смену курса The Cure прочь от панковато-попсовых песенок периода Three Imaginary Boys Роберт Смит объяснял так:
Они уже и вправду не были юнцами. С альбомом Seventeen Seconds в свет вышли другие, совсем взрослые The Cure.