Лявон Вольский
автор-исполнитель, хард-рок, альтернативный рок, ска-панк, рэп, инди-рок
Лявон Вольский занимает в белорусской музыке примерно ту же нишу, что и Юрий Шевчук в музыке российской и Брюс Спрингстин в музыке американской. В узкие жанровые рамки его втиснуть невозможно – он начинал в первой знаменитой белорусской рок-группе «Мроя» как хард-рокер (оттуда же, кстати, вышел и будущий участник Rage Виктор Смольский), продолжил как альтернативщик в N.R.M. в девяностые, затем как стёбщик и приколист в знаменитой и в России «Крамбамбуле». Теперь же он – не просто лицо, но ум, честь и совесть белорусского рока. Вольский стал тем артистом, который в XXI веке больше всех сделал для того, чтобы белорусский не стал этнографической диковинкой, а оставался живым, современным и созвучным слушателю. Кроме того, Вольский выступил автором лихого рэп-номера «Будзьма ведаць свой род», который за пять минут рассказывает примерно всю историю родной страны до 1991 года (читает, однако, не он, а диджей и радиоведущий Александр Помидоров).
Фото - Vk.com →
Змитер Вайтюшкевич
автор-исполнитель, поп-рок
Если Вольский – «белорусский Шевчук», то Вайтюшкевич ближе к «белорусскому Макаревичу». Он, хоть и тоже не лишён гражданского чувства, сам как артист склонен больше к лирическим темам. Кроме того, Вайтюшкевич не стесняется сотрудничать с актуальными белорусскими поэтами – например, Андреем Хадановичем и Владимиром Некляевым. Причём, использует не только их оригинальные стихи – но и переводы песен и стихов из других стран на белорусский.
Фото - VK.com →
Зніч
паган-метал, фолк-метал
В каждой уважающей себя восточнославянской стране существует паган-сцена. Не стала исключением и Беларусь. Зніч – одни из отцов-основателей не то что белорусской фолк-метал-сцены, но жанра вообще. Так что – хотя сейчас они и звучат несколько консервативно – надо понимать, что они были одними из тех, кто когда-то вообще придумал этот звук. Поэтому это скорее поколения музыкантов после них – играют как Зніч.
Фото - Vk.com →
NIZKIZ
инди-рок, альтернативный рок
NIZKIZ у себя на родине сейчас на пике славы. В родном Минске для них ещё в прошлом году было совершенно несложно собрать 4 тысячи человек на сольный концерт. Да и в Москве они собрали полторы без особых проблем. Корень этого надо искать в музыке: NIZKIZ успешно влились в волну современного инди-рока – точнее, того его ответвления, которое продолжает опираться на активный барабанный бит и риффовую структуру песен. Активная и ударная энергетика была ими явно почёрпнута из альтернативного рока девяностых и нулевых.
Фото - NIZKIZ →
NaviBand
инди-рок, поп-рок
NaviBand балансируют на той же грани инди и рока, что и NIZKIZ, но их вариацию можно назвать более «солнечной». Это образцовые летние радио-хиты, которыми стоит открывать утренний эфир – бодрые, яркие, запоминающиеся мелодии песен и удивительная распевность белорусского языка, лирика на котором звучит у группы органичнее и интереснее их же лирики на русском.
Фото - NaviBand →
Стары Ольса
фолк, фолк-рок
Для тех, кому не хватает именно белорусской музыки, классики фолк-сцены Стары Ольса будут обязательны к ознакомлению. Основной целью их деятельности является реконструкция музыкальной традиции Великого Княжества Литовского, но и рок-н-роллу они тоже оказались не чужды, выпустив альбом Medieval Classic Rock с фолк-переделками классических хитов.
Фото - Vk.com →
Тутэйшая Шляхта
фолк, фолк-рок
Ещё один фолк-бэнд, воспевающий старые добрые деньки Великого Княжества Литовского – но с роковой ритм-секцией и более бесстрашным обращением к актуальным мемам и культуре. По крайней мере, именно они записали – на родном, разумеется, языке – лучший кавер на главный хит нового года-2020 про ведьмака и чеканную монету. Вдвойне обидно, что живьём они выступают редко – именно как рок-группа. Тем более, что для них, в отличие от тех же Стары Ольса, это не столько «казус по приколу», сколько полноценная сторона творчества.
Фото - Звязда →