Ни We Are The Champions, ни We Will Rock You, ни даже The Show Must Go On не могут сравниться по значимости для творческого успеха Queen с выпущенной в далеком 1975 году уникальной и совершенно удивительной композицией под названием Bohemian Rhapsody. Некоторые из вас могут сейчас поспорить с этим и сказать, что именно первые три песни, перечисленные выше, сделали Queen знаменитыми и чуть ли не каждый меломан знает их наизусть. Даже и не Рапсодия была первой их композицией, взлетевшей на первые строчки чартов. Прорывной стала выпущенная в 1974 году Killer Queen. Однако именно Bohemian Rhapsody сделала группу великой и создала вокруг нее ореол загадочности, который по сей день остается тайной не только для преданных фанатов, но и для всего музыкального сообщества, включающего в себя критиков, звукозаписывающие компании и других артистов со всего света, называющих Queen своими вдохновителями.
История Bohemian Rhapsody началась в конце 60-х, когда Меркьюри сочинил первый набросок инструментального фрагмента на фортепиано. Он показал этот небольшой кусок будущей 6-минутной композиции группе и ее продюсеру Рою Томасу Бейкеру, который позже вспоминал: «Мы сидели в гостях у Фредди, и он объявил вдруг: «У меня есть пара идей для песни». Он сел за пианино и начал играть. Песня находилась еще на очень ранней стадии, но… звучала отлично. На тот момент отсутствовали какие-то музыкальные фрагменты и части текста».
Бейкер еще не понимал, насколько огромный размах имеет творческий порыв Меркьюри. Продюсер оценил первый намек на масштабность замысла Фредди, когда тот после непрерывной игры на фортепиано неожиданно остановился, сказав: «А здесь начинается оперный кусок». Процесс создания замысловатой композиции настолько увлек Меркьюри, что, когда Queen приступили к записи альбома A Night At The Opera, Рапсодия, хоть и на бумаге, была уже готовым музыкальным произведением.
Фото - dubikvit.livejournal →
Самой сложной стадией в процессе записи песни было создание оперной части. Меркьюри, Мэй и Тейлор — их голоса были объединены для создания хора, словно исполненного большим количеством людей. Этот эффект стал возможным благодаря наслаиванию 180 дорожек с вокалом участников Queen по несколько десятков раз. Однако у музыкантов под рукой было только шестнадцать дорожек, так что они были вынуждены постоянно перематывать пленку, которая из-за таких манипуляций износилась настолько, что стала практически прозрачной. Проблема была решена созданием копии записи, и работа продолжилась.
Когда все фрагменты Рапсодии были записаны, начался тяжелый процесс их сведения. Позже Брайан Мэй в своих интервью очень болезненно вспоминал об этом этапе создания Bohemian Rhapsody: «Порой мы не вставали из-за пульта по тридцать часов кряду! В итоге перестаешь понимать, что происходит, уходишь спать оглохший и ослепший, встаешь на следующее утро, а проклятое микширование еще продолжается…»
Фото - queenphotos.wordpress →
Наконец мучительное создание 6-минутной композиции подошло к концу. Queen хотели выпустить Bohemian Rhapsody в качестве сингла, но неожиданно возникли проблемы со звукозаписывающей компанией. Руководство лейбла EMI было категорически против. Но одна забавная случайность помогла выйти группе из затруднительного положения. Как вспоминал продюсер Queen, новую композицию представили диджею на радио Capital Кенни Эверетту с оговоркой, что он не станет включать её у себя на станции. Ответив, что этого не произойдет, Эверетт все же решил запустить Bohemian Rhapsody в эфире.
Первое время диджей включал лишь отдельные фрагменты песни, но в ближайшие субботу и воскресенье слушатели Capital смогли насладиться полной версией Рапсодии аж 14 раз. И уже в самом начале рабочей недели огромные толпы слушателей устроили нашествие на магазины в поисках новой пластинки Queen, которой еще даже не существовало в природе. В итоге музыкальной общественности пришлось признать победу Queen, и Богемная Рапсодия все-таки вышла синглом в полной версии.
Фото - musicmp3spb →
Съемки и монтирование клипа Bohemian Rhapsody происходили в режиме реального времени. Когда группа исполняла композицию, сразу четыре камеры снимали все, что происходило на сцене. Режиссер в момент создания видеоряда находился за специальным пультом, с помощью которого удалось получить эффект растягивания силуэтов участников Queen в бесконечность: «Видеоряд развивал мотив обложки Queen II с четырьмя освещенными лицами на черном фоне. Получилось неплохо, хотя в то время я не был в восторге. Передо мной поставили четкую задачу — как можно скорее закончить съемки, чтобы группа успела попасть в паб до закрытия. С этим я справился».
Видео на Богемную Рапсодию считается первым настоящим музыкальным клипом, в котором использовались спецэффекты.
Queen - Bohemian Rhapsody
После выхода в свет Богемная Рапсодия обрела невероятную популярность: сингл занял первую строчку в чартах сразу 8 стран, среди которых была и родная Великобритания, где песня продержалась на самом высоком месте 9 недель. Такой необычайный успех был неожиданностью практически для всех членов группы. Только ее создатель изначально верил в исключительность своего творения: «Конечно, многие ругали песню на чем свет стоит. Но, с другой стороны, с чем ее вообще можно сравнивать?»
Спустя 15 лет Богемная Рапсодия повторила свое достижение. В конце 1991 года в связи со смертью Меркьюри сингл был переиздан и снова разместился на первой строчке родного чарта. До сих пор ни одной группе или сольному исполнителю не удалось повторить невероятный успех одной и той же песни, спустя годы перевыпущенной в неизменном виде.
И все же остается вопрос, ответ на который до сих пор неясен: о чем поется в Bohemian Rhapsody? На него очень эмоционально ответил Роджер Тейлор, воскликнув, что не имеет ни малейшего понятия, а затем все-таки добавив: «Здесь все заключено в самой атмосфере, в мире фантазий Фредди, где сплошь всякие «во имя Аллаха» и Вельзевулы… вся эта жуткая готика. Никто ведь не ждал, что песню будут всерьез анализировать».
Сам же Меркьюри, несмотря на трепетное отношение к своему шедевру и веру в его исключительность, говорил, что текст Bohemian Rhapsody — зарифмованная чепуха, не имеющая смысла: «Мне кажется, песни Queen — сплошной эскапизм… Я не хочу изменить мир с помощью музыки. В наших песнях нет скрытых посланий… разве что в нескольких песнях Брайана, возможно… Мне нравится сочинять песни удовольствия ради, для сиюминутного потребления. Потом люди смогут забыть о них, выкинуть, как использованные салфетки. Послушал, понравилось, выбросил из головы и затем послушал еще что-нибудь. Одноразовая поп-музыка, так-то…».