Факты
-
В детстве Элла Фицджеральд пела в церкви спиричуэлсы и госпелы, которые помогли развить музыкальные способности девочки. Тогда же она начала петь дома услышанные на пластинках песни.
-
Манеру и приёмы пения Элла «подсмотрела» у американской джазовой певицы Конни Босуэлл.
-
После смерти матери в 1932 году Фицджеральд бросила школу и из-за бесконечных ссор с отчимом была вынуждена перебраться к тёте и устроиться работать смотрительницей борделя. Несовершеннолетней Эллой заинтересовались органы опеки. Они определили её в интернат, откуда девушке удалось сбежать, но жить было негде, и какое-то время она скиталась на улице.
-
В 1934 году Элла Фицджеральд впервые вышла на сцену. Девушка собиралась выступать как танцовщица, но в последний момент решила петь. Неожиданно для себя она выиграла конкурс Amateur Nights, получила 25 долларов и недельный контракт с гарлемским театром «Аполло».
-
Уже через год Фицджеральд выступала с биг-бэндами Тайни Брэдшо, Чика Уэбба. Кстати, с Уэббом певица записала хиты Love and Kisses, Mr. Paganini и A-Tisket, A-Tasket.
-
Когда умер Чик Уэбб, его оркестром начала руководить сама Фицджеральд, и он стал называться Ella and Her Famous Orchestra. К сожалению, в 1942 году музыканты разошлись во взглядах и перестали сотрудничать.
-
Начиная сольную карьеру, Элла Фицджеральд стала работать со студией Decca Records и стала петь с джазменами Биллом Кенни, Луи Джорданом и группой The Delta Rhythm Boys.
-
Большую роль в творческой судьбе Фицджеральд сыграл импресарио и менеджер Норман Гранц. Он организовывал её выступления в серии джазовых концертов Jazz of the Philharmonic и запись музыки на своём лейбле.
-
В начале 40-х годов Элла Фицджеральд стала работать с выдающимся джазовым трубачом Диззи Гиллеспи. В это время она освоила приём скэта (вид импровизации, когда вместо инструмента используется голос), который прославил певицу ещё больше.
-
Специально для Эллы Фицджеральд Норман Гранц основал лейбл Verve Records, на котором они создали альбом Sings the Cole Porter Songbook с песнями Коула Портера. Songbook – это целая серия из восьми альбомов с композициями разных авторов. Помимо Портера, певица записала диски с песнями Дюка Эллингтона, Ирвинга Бердина, Ричарда Роджерса и Лоренца Харта, Джорджа и Айры Гершвинов, Гарольда Арлена, Джерома Керна и Джонни Мерсера.
-
В поздний период творчества Элла Фицджеральд перестала исполнять только классический джаз и занялась другими жанрами. Она записала альбом торжественных песен Brighten the Corner, сборник рождественских композиций Fitzgerald’s Christmas, кантри-диск Misty Blue и попурри 30 by Ella.
-
Последние годы жизни Эллы Фицджеральд омрачили серьёзные болезни. Операция на сердце способствовала резкому ухудшению зрения, а из-за диабета певице ампутировали обе ноги.
-
Элла собирала рецепты для поваренной книги, которая находится сейчас в библиотеке Гарвардского университета.
-
Элла Фицджеральд сотрудничала со многими известными музыкантами. Среди них – вокальная ритм-энд-блюз-группа The Ink Spots, трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, пианисты Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон.
-
Певица нигде не училась музыке. При этом диапазон её меццо-сопрано достигал трёх октав, и до самого конца в голосе Эллы сохранилась необычайная лёгкость, полётность, радость, свобода и энергия.
-
Элла Фицджеральд снималась в кино. Её главной ролью был образ Мэгги Джексон в фильме «Pete Kelly’s Blues» (1955). Также певица участвовала в кинокартинах «St. Louis Blues» (1958), «Let No Man Write My Epitaph» (1960), сериал «The White Shadow» (1978-1981). Кроме этого, Элла появлялась в телешоу Эда Саллевана, Энди Уильямса, Фрэнка Синатры, Нэта Кинг Коула и рекламах (Memorex, KFC, American Express).
-
Фицджеральд занималась благотворительностью и помогала Американской Сердечной ассоциации, Национальному медицинскому центру City of Hope, а в 1993 году создала собственный фонд, который помогал молодым музыкантам и людям-диабетикам.
Цитаты
-
Единственное, что может быть лучше пения, – это ещё больше пения.
-
Не имеет значения, откуда ты пришёл, а важно, куда ты идёшь.
-
Главное, не сходите с пути и не сдавайтесь. Там, где вы чувствуете любовь и вдохновение, я думаю, нельзя ошибиться.
-
Я пою так, как я чувствую.
-
Я самая робкая женщина, и я робею от присутствия людей. Но когда я нахожусь на сцене, это совсем другое ощущение. Я получаю энергию откуда-то. Может быть, причина заключается в том, что это то, что мне нравится делать.
-
Некоторые дети в Италии называют меня «Мама Джаза»; я полагала, это так прелестно. До тех пор, пока они меня не называют «Бабушка Джаза».
-
Я крала всё, что слышала, но большую часть я украла у духовиков.