Принято считать, что в текстах песен Enter Shikari можно услышать призыв к переменам, увидеть реакцию на мировые проблемы вроде глобального потепления, нетерпимости, расизма. В общем-то, их музыка, начиная с грубого Take To The Skies и заканчивая не вписывающимся ни в какие рамки Nothing Is True & Everything Is Possible, всегда являлась отражением происходящего в мире. Мы давно привыкли связывать Enter Shikari с политикой и протестами, но после прочтения Dear Future Historians – сборника эссе, написанных фронтменом Рау Рейнольдсом, – у нас получилось сделать иной вывод: Enter Shikari это намного больше, чем реакция на мировую политику.
В данном материале предлагаем взглянуть на несколько отрывков из книги, в которых Рау говорит на самые разные темы: от музыки и социальных сетей до космоса и науки.
О музыке
- Звучание Take To The Skies – нравится оно вам или нет – было всеобъемлющим и разнообразным на многих уровнях в плане музыкальных влияний. Это сподвигнуло меня выйти за рамки личного. Мне хотелось обратиться к человечеству посредством музыки. Сейчас же интересно оглядываться назад на эту дерзость и почти самовосхваление. Ну, то есть, кто я такой, чтобы обращаться ко всему человечеству?
- В целом, не считая некоторых «особых» исключений, мейнстримные медиа дают зелёный свет стандартному, считая, что чтобы удержать платежеспособную часть слушателей нужно «задевать» как можно меньше людей, но, как известно, ничто не «задевает» их больше, чем искреннее выражение эмоций (закатывает глаза). Из-за этого музыка становится комфортной и проходной, чтобы получить больше поддержки. Боже упаси, если мы дадим слушателям то, с чем они ещё не знакомы или пока не понимают! Словно медиа поощряют невежество, транслируя одно и то же.
О социальных сетях
- Социальные сети нагнетают отталкивающую атмосферу, создавая «манямирки» и способствуя предвзятому восприятию. Мы подписываемся на людей, с которыми соглашаемся, мы взаимодействуем с людьми со схожими политическими взглядами; в рекламе и новостях мы видим одно и то же: «если вам нравится это, значит, понравится вон то». Алгоритмы знают и показывают то, что нам нравится. Нас оберегают от столкновения с чем-то вне нашей зоны комфорта.
О науке
- Ни для кого не секрет, что музыка и искусство в целом прославляли богов, которые были в моде в разное время. Я же с помощью музыки пытаюсь передать торжество реальности и научных открытий. Науку часто высмеивают за «холодность» и «стерильность» в попытке развеять мифы или привести целое к частному, но в конце [песни The One True Colour – прим. пер.] я оспариваю это строчкой to dissect is to broaden the adventure. Чем больше мы узнаём, тем увлекательнее становится наша реальность. Все же в детстве беспрестанно заваливали своих родителей (к их раздражению) вопросами обо всём? Любознательность не искоренить, любопытство лежит в основе всего. Это у нас точно хорошо получается.
О космосе
- Я думаю о том, насколько нам, как виду, повезло жить именно в этот период развития нашей вселенной. Мы эволюционировали в тот момент, когда мы ещё можем наблюдать за миллионами других галактик, а значит, и искать другие формы жизни. Этому поспособствовал не только научный прогресс, но и тот факт, что другие галактики находятся ещё достаточно близко к нам, так что у нас есть возможность их увидеть. Я пишу об этом, потому что через несколько триллионов лет, какая бы цивилизация ни достигла высокого уровня развития науки, они увидят совсем иную картину: широкую, бесконечную пустоту космоса. Это из-за того, что наша вселенная расширяется – и не только, также она ускоряется в своём расширении. Галактики всё быстрее отдаляются друг от друга, пока не достигнут скорости света. В тот момент они станут невидимы для всех.
О человечестве
- Взглянув со стороны, можно смело утверждать, что человек совсем не похож на белку. Если понаблюдать за белками, можно увидеть осторожных, меркантильных зверьков – они находят семена и орехи, прячут и хранят свои запасы. Обычно они не взаимодействуют, не помогают другим белкам. Так вот, говорят, что мы ушли значительно дальше и мы лучше ладим друг с другом. У нас более сложный мыслительный процесс, взаимодействие, у нас есть логика, сострадание и эмпатия, но чаще мы почему-то имитируем именно белок.
- Впервые стало предельно ясно, что мы пишем и режиссируем будущее Земли. Мы прекрасно осознаём, какое ужасное будущее нас может ожидать из-за нашей недальновидности и высокомерия, и мы хорошо знаем, какое будущее мы могли бы создать, объединившись с природой.
О преодолении трудностей
- При разговоре на сложные темы хочется быть реалистом, поэтому я постарался сделать так, чтобы люди не связывали песню [Airfield] со смехотворной банальностью вроде «всё случается не просто так». Я больше всего ненавижу это высказывание, оно одновременно несознательное и высокомерное. Невозможно проходить через трудности «просто так». Может, повезёт на хороший конец (о чём и поётся в песне), но это не значит, что вам «суждено» пережить неприятности, что у них есть какая-то причина или оправдание. Если это так, значит, существует кто-то или что-то, «создающее» эти неприятности и их «причины», и этот кто-то – жестокий садист.
О жизни
- Если вы это читаете, значит, вы живы по сей день благодаря непостижимо долгой и непрерывной веренице событий, запустившейся тысячелетия назад. Теперь совместите это с фактом, что вы сами избегали смерти столько лет, сколько вы провели на этой планете. Как, блин, невероятно сильно нам везло всё это время. Звучит как тост!
А чтобы вы лучше прочувствовали то, о чём пишет Рау Рейнольдс, мы решили составить плейлист с треками, к которым написаны эссе, процитированные в материале.