Удобно мнить себя пророком или стратегом, глубокомысленно изрекая: «Говорил я вам», когда махать кулаками после драки, вроде как, уже и не пристало. Летом 2002-го после появления новости о расколе «Арии» только ленивый не процитировал в связи с этим строчки из хитов «Химеры»: «Мы расстаемся — так будет лучше», «Я любил и ненавидел, но теперь душа пуста» и «Что нас ждет — море хранит молчанье». Сами музыканты отнюдь не воспринимали эти фразы как пророчества о грядущих испытаниях, да и сейчас апеллируют к аргументам совсем другого порядка. Постараемся и мы оперировать только фактами, не занимая ту или иную сторону и разделив назревающие в группе противоречия на несколько этапов. Сильно углубляться в прошлое не стоит, ведь все участники тех событий так или иначе связывают возникший внутри коллектива разлад с новыми возможностями, появившимися у «арийцев» после начала сотрудничества с российскими представителями Harley-Davidson.

Виталий Дубинин:

Когда нам предложили записать первый сингл «Tribute to Harley-Davidson», все это восприняли если не в штыки, то очень настороженно. И я в том числе. Послушали с Холстининым: ну, вроде песенки ничего, надо уважить людей. Такое было отношение. А когда я увидел, что из этого получается, я понял, что нельзя огульно отвергать все, что тебе предлагают. Во-первых, ты находишься у себя в группе, как в скорлупе, и понимаешь, что со стороны порою даже виднее, что стоит, а чего не стоит сделать. Во-вторых, нам никогда не предлагали откровенной ерунды. Так что примерно с 1998 года я понял, что надо быть открытым к сотрудничеству. Пропускать это, конечно, через свои возможности и пытаться убеждать остальных.

Но яблоком раздора в «Арии» был не только «Tribute to Harley-Davidson», но и вышедший в 2000-м году инструментальный саундтрек к компьютерной игре «Дальнобойщики-2». Сам по себе релиз был новаторским — ну какая еще российская группа может похвастаться официально изданной на диске звуковой дорожкой к «игрушке» — симулятору-дальнобойщику с элементами экономической стратегии, который не только преодолевает подстерегающие на пути опасности, но и параллельно управляет своим бизнесом, зорко следя за тем, чтобы ненароком не уйти в минус?

Владимир Холстинин:

Ко мне обратилась компания 1С, предложив группе «Ария» поучаствовать в создании саундтрека к игре. Я отнесся к этому с большим энтузиазмом, потому что в то время я как раз «летал» на авиасимуляторе 1С, тратя на это очень много времени. Купил даже себе педали и штурвал, все кнопки у меня работали… На тот момент это была просто бомба, а не игра! Ну и когда мне предложили поучаствовать в «Дальнобойщиках-2», я посчитал это, конечно, за честь. Работа над саундтреком заняла месяца два-три, мы сделали аранжировки, убрав из каждой песни вокал. Там, где риффы были самодостаточными, мы оставили все как есть, сделав просто «минусовку». В каких-то местах вокальную партию мы просто сыграли на гитаре или клавишных.

Музыкальные темы в саундтреке были использованы в игре не наобум, а с изрядной долей креативности. Под «Мечты» игрока подвозил дальнобойщик. Демо к игре многообещающе сопровождалось темой «Встань, страх преодолей». А инструкцию было сподручнее изучать под зазывную «Следуй за мной».

Столь же продуманно были сделаны и обновленные аранжировки инструментальных версий. Вместо вокала в «Химере» правили бал импрессионистические клавишные, намекая на непредсказуемый исход замысловатого квеста. Напряженный орган в «Волонтере» звучит, как приговор. В «Тореро» солирует акустическая гитара в духе фламенко. Инструментальный альбом «Дальнобойщики-2» можно было воспринимать как предзнаменование того, что «Ария» вскоре временно останется без голоса, но способна выкрутиться даже из этой патовой ситуации. Хотя согласия в группе диск точно не прибавил.

Виталий Дубинин:

С Вовой мы крупно поругались из-за саундтрека к игре «Дальнобойщики-2». Планировали его записывать вянваре 2000года. А я как раз собирался уехать с 30 декабря 1999-го кататься на лыжах на десять дней. Накануне мне звонит Холстинин и говорит: «А чего ты саботируешь, не идешь записывать?» Честно говоря, я не понял, почему я должен идти перед самым Новым годом и что-то записывать. Тем более мы ничего не репетировали. На это Володя сказал, что репетировать ничего не надо — достаточно просто сыграть свою партию, а вместо голоса наложим соло. Но мне казалось, раз мы делаем инструментальный альбом, надо сделать новые аранжировки песен. Да и, повторяю: праздники были на носу.

Возвращаюсь — и узнаю, что на запись «Дальнобойщиков» они взяли Грановского. Я просто выпал в осадок… Это нормально? Втихаря взять другого человека… В итоге мы с Володей не разговаривали чуть ли не полгода. Я был очень возмущен. Сейчас, бывает, у нас участники «Арии» — и тот же Володя — уезжают на гораздо более длительное время. Как правило, мы на каникулах весь январь.

Кипелову, кстати, это тогда тоже не понравилось, но он занял такую позицию: поскольку это инструментальный альбом, то он в это вообще не вмешивается. Манякин мне позвонил после Нового года: «Приезжай, я все записал, теперь тебя ждут…» А через два дня звонит и говорит: «Я не знаю, как так получилось, но они мне ничего не сказали и Грановского пригласили». О, как! Ладно бы это надо было выпустить в первой половине января! Так они с этим колупались еще месяца три…

Владимир Холстинин:

Жалко, конечно, что в «Дальнобойщиках» нет произведений Виталика или наших с ним совместных вещей. Вместо него в записи участвовал Алик Грановский, который пришел — и за один вечер все сыграл. Поэтому решили задействовать и пару треков его авторства.

Маргарита Пушкина:

Какие разногласия привели к расколу в «Арии», мне сказать сложно. Могу лишь догадываться, что некоей трещиной стала история с записью бас-гитары для игры «Дальнобойщики». Владимир Петрович пригласил для записи Алика Грановского, какие-то у них с Дубининым были нестыковки. Наверное, с этого момента — могу и ошибаться! — распался многолетний чудесный композиторский дуэт Дубинин-Холстинин, подаривший публике столько «арийских» хитов. Владимир Петрович очертил вокруг себя «Круг неприкосновенности», его примеру последовал и более эмоциональный Виталий Алексеевич. Каждый стал отвечать только за самого себя.

Что касается Валерия Кипелова, то его совершенно не обрадовала перспектива записи с «Арией» англоязычного альбома, идея которого у музыкантов возникла после гастролей и записи совместной песни «Штиль» с Удо Диркшнайдером.

Виталий Дубинин:

После тура с Удо мы с Шуняевым поехали к нему с разговором, что неплохо бы «Арии» выпустить альбом за рубежом. Удо ответил, что он переговорит с издателями из лейбла Nuclear Blast, но предупредил, что лучше делать релиз совершенно новых песен на английском. На мой взгляд, это было нереально, тогда он заметил, что, в крайнем случае, можно сделать компиляцию и из нескольких перепетых наших песен на английском, а под это дело потом даже реально попробовать издать и весь бэк-каталог «Арии» на русском. Когда я радостно рассказал об этом музыкантам, Валера ответил, что ему это нахер не надо, и этого он не будет делать никогда. Мы не могли понять, как это не надо, когда у нас все поперло, и на Западе можно сделать неплохое промо. Пусть и без денег пока… С этого, собственно, все и началось.

Валерий Кипелов:

У музыкантов «Арии» возникла идея сразу, вдогонку к «Химере», завершенной в 2001 году, записать следующий альбом, который Удо предложил выпустить на его лейбле. Я поинтересовался, что за альбом. Никаких свежих мыслей у нас тогда вообще не было по этому поводу. Спросил у коллег-музыкантов, но у них ни одной идеи или песни не было: никто ничего мне так и не показал.

Виталий Дубинин:

На следующий день после разговора с Валерой я продолжал настаивать на том, что англоязычный альбом из старых вещей нужно записывать. Дело было в поезде, во время гастролей. А наутро я встретил в коридоре Кипелова, который молча прошел мимо, даже не глядя меня. Я поделился с Манякиным, что, мол, Валера не хочет записываться, и вдруг мне Саня говорит: «А я тоже не хочу!» Вот этого я не ожидал, потому что с Манякиным мы были всегда в очень хороших отношениях, жили обычно в турах в одном гостиничном номере. Он всегда прислушивался к моему мнению, и тут он вдруг такое заявляет. Как так? Однозначно, я не предложил ничего плохого.

Валерий Кипелов:

Как я понял, моих коллег даже больше финансовая сторона интересовала. Тогда я сказал, что не собираюсь записывать следующий альбом в таком ключе. Как мы могли найти общий язык, когда я даже не слышал ни одного куска? Тем более так быстро мы никогда ничего не записывали. Только что, в 2001-м, мы закончили «Химеру», которая далась нам достаточно непросто.

Виталий Дубинин:

Вскоре Кипелов сказал: «Давайте прекратим наше сотрудничество». Мне было непонятно: с какого перепугу? Он предложил прерваться на несколько лет и заняться сольным творчеством, потому что ему все уже как-то надоело и приелось. А я ответил, что не планировал заниматься никаким «сольным творчеством». Тут выяснилось, что он, Терентьев и Манякин предпочитают остановиться, правда, Сергей и Саша при этом молчали. И у нас сложилось впечатление, что они обо всем договорились заранее и просто ждали удобного момента, чтобы «огласить царскую волю». На это мы с Вовой заметили: мы не видим перед собой никакого тупика, останавливаться не собираемся и хотим продолжать творить в рамках «Арии». В ответ последовала такая реплика Валеры: «А какая вы тогда на… “Ария”, если нас там не будет?» После этого мы больше не разговаривали.