Black Sabbath: история создания

Вернёмся на два года назад, в сентябрь 1968-го, когда музыканты из коллектива под забавным названием The Polka Tulk Blues Band, избавившись от балласта в лице слайд-гитариста Джима Филлипа и саксофониста Алана Кларка, переименовали группу в более лаконичное Earth и впервые выступили вчетвером: Оззи Осборн (вокал), Тони Айомми (гитара), Гизер Батлер (бас), Билл Уорд (ударные). Они стали играть тяжёлый блюз-рок, который становился всё мрачнее. В это время у группы появился менеджер по имени Джим Симпсон, который здорово помог ребятам с организацией концертов, в том числе и на разогреве у маститых групп, как, например, Ten Years After.

Разумеется, это был ценнейший опыт совершенствования техники и слаженности. Положительный момент можно найти даже во временном уходе Айомми в Jethro Tull. С ними гитарист проиграл всего 2 недели, однако успел принять участие в организованном Rolling Stones шоу Rock’n’Roll Circus, где лично познакомился с Ленноном, Ричардсом, Клэптоном, Йоко Оно и другими звёздами. Кратковременное выступление в Jethro Tull, как признаётся Айомми, научило его более профессиональному отношению к творчеству и репетициям. Это не могло не пойти на пользу группе Earth.

Однако была проблема, с которой парни часто сталкивались во время концертов. В то время существовала более известная группа с тем же названием, и из-за этого часто происходила путаница. Разумеется, это не шло на пользу психологическому состоянию коллектива. Тогда в августе 1969 года было принято судьбоносное решение об очередном переименовании группы. Новое название, Black Sabbath, было позаимствовано у фильма ужасов 1963 года с Борисом Карлоффом в главной роли. В то время такое решение было чрезвычайно оригинальным. И музыканты, и их менеджер понимали, что однообразные хипповые группы, поющие о любви и цветах, всем изрядно приелись. Хотелось чего-то нового, необычного и даже шокирующего. Выбранная группой мрачная эстетика оказалась именно таким ингредиентом. Музыкальный материал ей соответствовал.

Запись дебютной пластинки происходила в конце 1969 года в лондонской студии Regent Sound Studios. Весь процесс занял всего лишь 8 часов студийной работы (3 дня) и обошёлся группе в 500 (по другим сведениям — 1200) фунтов стерлингов. Звук получился сыроватым, техникой исполнения ребята не блистали, материал не оттачивался до совершенства, а, напротив, рождался словно бы из импровизаций. «Тогда у нас не было кассетных магнитофонов и никто не записывался дома, чтобы потом отнести плёнку в студию на обработку. Мы просто приходили в студию и играли два-три часа, а потом смотрели, что получилось. Первый альбом мы просто сыграли на раз. Типа как Sabbath играют живьём, только в студии, а продюсер просто вырезает лишнее», — вспоминает Гизер Батлер.

Похоже, музыканты поначалу сами не осознавали весь масштаб содеянного, как не осознали его и музыкальные лейблы. Никто не хотел выпускать диск малоизвестной группы. Однако в конце концов старания менеджера, Джима Симпсона, увенчались успехом, и Black Sabbath заключили контракт с набирающей в то время обороты компанией Vertigo. Вскоре последовал контракт со знаменитым американским лейблом Warner Brothers. В январе вышел первый сингл (с песней Evil Woman), а 13 февраля состоялась премьера альбома.

Сдаётся мне, на пятницу этот день пришёлся неспроста. Несчастливое число, однако, ничем не навредило музыкантам, а, скорее, напротив, принесло им удачу. Альбом имел огромный, особенно для дебюта, успех (8 место в английских чартах, 23-е – в американских). Этому способствовал и дизайн обложки: её украшала женская фигура в лучших традициях готики на фоне мрачного здания водяной мельницы. Пейзаж был выдержан в серых и коричневых тонах.

На внутреннем развороте фирма Vertigo поместила (к неудовольствию группы) перевёрнутый крест, на фоне которого шли стихотворные строчки: «А дождь всё льёт и льёт. Завесы тьмы окутывают почерневшие деревья, и они, искорёженные какой-то невидимой силою, роняют усталые листья и клонят ветви к усыпанной птичьими крыльями серой земле. Пред жестикулирующей смертью маки в траве истекают кровью, а намертво захваченные капканами юные крольчата бездвижно застыли, будто охраняя окружающее безмолвие, которое грозит поглотить всех тех, кто в него вслушается. Уставшие от непрестанного ужаса вчерашнего дня немые птицы сбиваются в стаи в самых тёмных уголках, отворачивая головы от мёртвого чёрного лебедя, что плывет кверху брюхом в лощине по глади маленького пруда. От пруда этого исходит легкий сладострастный туман, прокладывающий себе путь наверх, чтобы ласкать ноги безголовой статуи мученика, единственное достижение которого состояло в том, что он умер слишком рано, так и не дождавшись отпущения грехов. Поток тьмы проявляется во всем своем величии, и начинается длинная чёрная ночь, а юная дева у озера всё ждёт и ждёт. Не видя, она мнит себя невидимой и украдкой улыбается дальнему колокольному звону и дождю, что всё льёт и льёт…»

Эти пугающие образы способствовали возникновению многочисленных легенд об увлечении музыкантов чёрной магией и творимых ими сатанинских обрядов. Разумеется, все эти выдумки хоть и заносили группу в разряд одиозных и лишали доступа на многие радиостанции, на самом деле лишь способствовали росту её популярности.

Любопытно, что в английском и американском изданиях альбома список композиций не идентичен. Английский вариант состоит из 7 треков, в числе которых есть песня Evil Woman. В американской версии альбома она отсутствует, но зато в наличии имеется композиция Wicked World, а несколько других треков объединены друг с другом, в результате чего трек-лист состоит лишь из 5-ти наименований. Автор этой статьи с удивлением обнаружил, что всю жизнь слушал американское издание альбома и с песней Evil Woman ознакомился только сейчас.

Теперь перейдём к самому главному: что же представляет собой эта нашумевшая пластинка в музыкальном отношении? Что определило ход развития музыкальной истории?

Black Sabbath (1970): содержание

Black Sabbath
Начало альбома стало классикой – мы слышим шум дождя, откуда-то издалека доносится звук колокола. Вдруг эту депрессивную картину прорезает зловещий рифф Айомми — он играет тритон, интервал в пол-октавы, запрещённый в средние века церковными иерархами, видевшими в нём «музыку дьявола». Затем вступает Оззи – на этом альбоме его голос ещё не такой высокий и скрипучий, как на всех последующих. Он поёт грубо и непрофессионально, но при этом удивительно вписывается в настроение песни. «What is this that stands before me? Figure in black which points at me», – этот текст был написан Оззи после того, как Гизер рассказал ему о странном ночном видении, посетившем его однажды после чтения средневековой книги по оккультизму. На протяжении почти всей песни Айомми играет одни и те же три ноты (ми, ми через октаву, си-бемоль) и лишь в конце играет более быстрый рифф и соло, оглушающие слушателя и окончательно повергающие его в состояние катарсиса. «Демонический треугольник металла» замкнулся.

The Wizard
Следующая композиция начинается со звуков губной гармошки, на которой играет Оззи, он же и дублирует гитару в основном риффе композиции. По сравнению с заглавным треком она звучит гораздо более бодро и энергично и даже фанково (!). В песне поётся о добром волшебнике, который разгоняет мрак и своей магией делает людей счастливыми. Сразу возникает вопрос о том, что это за магия такая? Не раз звучали подозрения, что похожий на доброго Гэндальфа герой песни на самом деле – наркодиллер.

Behind the Wall of Sleep
Эта песня, пожалуй, более разнообразная в музыкальном отношении, чем две предыдущие, хотя, как и они, строится на достаточно простых повторяющихся риффах. Текст и название, несомненно, навеяны рассказом Г. Ф. Лавкрафта «За стеной сна» (Beyond the Wall of Sleep). В американской версии альбома она соединена с басовым соло Гизера Батлера, обозначенном в трек-листе как Bassically), которое, в свою очередь, является вступлением к следующей композиции.

N.I.B.
Мы перешли к, пожалуй, самой хитовой композиции альбома, не считая разве что одноимённой вещи. Она начинается с яркого запоминающегося риффа (Джоэл Макайвер, автор биографии Sabbath, считает, что он был позаимствован у Cream), который задаёт настроение всей песне. В мелодическом отношении она явно превосходит остальные композиции альбома. Оззи поёт в ней, между прочим, от лица самого Князя Тьмы (My name is Lucifer, please, take my hand), что дало лишний повод обвинить группу в сатанизме. С названием песни связана интересная история. В США аббревиатуру расшифровали как Nativity in Black («Рождение во тьме»), однако Гизер Батлер изложил иную версию. Первоначально песня называлась Nib («наконечник»), поскольку в то время Билл Уорд, ударник группы, носил бороду, напоминавшую наконечник копья. Однако затем Гизер, как автор текста, решил слегка изменить название, расставив точки между буквами. Почему? Потому что так интереснее.

Evil Woman 
Далее по списку в британской версии альбома следует композиция Evil Woman, которая является кавер-версией песни американской группы Crow. Возможно, именно поэтому было решено не включать её в американское издание альбома даже несмотря на её появление на дебютном для группы сингле. В музыкальном отношении она представляет собой тяжёлый ритм-энд-блюз с пульсирующим ритмом и довольно запоминающимся припевом, однако, признаюсь, её отсутствие совершенно не портит пластинку.

Wicked World
Эта композиция была записана самой первой, но почему-то ей не нашлось места на английском издании альбома. Зато она была включена в американскую версию пластинки и совершенно её не испортила. Wicked World звучит свежее и интереснее, чем Evil Woman, которая в большей мере заточена под ритм-энд-блюзовые стандарты.

Sleeping Village.
Начало песни – лёгкая передышка после агрессивных хардовых риффов, которыми Айомми сотоварищи подчевали нас всё это время. Звучит перебор акустической гитары, звуки на заднем плане напоминают то ли капающую воду, то ли народный музыкальный инструмент варган, а мрачный вокал Оззи приобретает дополнительные краски из-за возникающего эха. Однако вскоре эта тишина сменяется мощным ритмом, а затем — реактивным соло. Текст песни предельно лаконичен: он состоит из одного четверостишия. «Red sun rising in the sky / Sleeping village, cockerel’s cry / Soft breeze blowing in the trees/ Peace of mind, feel at ease» («Красное солнце поднимается в небе / Спящая деревня, крик петухов / Приятный, легкий ветерок дует в деревьях / Спокойствие духа, легкое чувство»), — поёт Оззи. Одним словом, пастораль.

The Warning
Зарисовка спящей деревни плавно переходит в заключительный и самый длинный на альбоме трек — The Warning, который длится больше 10 минут. В ней Оззи от лица лирического героя, тяжело переживающего расставание со своей возлюбленной. Правда, в исполнении будущей легенды рока песня звучит не сентиментально, а, скорее, угрожающе. В музыкальном отношении она стала бенефисом Айомми — он играет очень длинное соло, в котором с разных сторон демонстрирует отличную технику владения инструментом. Поначалу Тони и вовсе записал 18-минутное соло, однако оно было вырезано по настоянию продюсера. Такая склонность к импровизации была вынужденной. Во время выступлений в клубах славного города Гамбурга (отметим, что именно здесь начинали многие великие группы) музыкантом приходилось играть семь дней в неделю по несколько 45-минутных концертов в сутки, в то время как в их репертуаре было всего 10 песен. Поэтому, дабы не мучить себя и зрителей одними и теми же песнями, Black Sabbath импровизировали и вполне могли растянуть песню на 40 минут. «По большому счёту, из этой импровизации и родились первые два наших альбома», — подводит итог Гизер Батлер.

Итог


Альбом получился качественным и добротным, однако шедевром его не назовёшь. Особенно в сравнении с вышедшими в этом же году пластинками других гигантов тяжёлого рока — третьим альбомом Led Zeppelin (не говоря о двух предыдущих) и тем более Deep Purple In Rock. Значимость дебютного альбома Black Sabbath в другом. Он стал, как это принято говорить, краеугольным камнем жанра, задал определённую планку тяжести и громкости, создал мрачную, замешанную на мистике и дьявольщине эстетику стиля хэви-метал, заложил основы дум-метала и, как считают некоторые, ещё и блэка. Эпохально!