Exile-тур, организованный для продвижения последнего релиза Гэри Ньюмана, альбома Exile, состоялся осенью 1997 года. Альбом был выпущен лейблом Eagle Records за шесть дней до начала тура. Это был первый релиз Гэри после новой сделки с Eagle, тогда как предыдущие несколько альбомов выходили на его собственном лейбле Numa Records.
Гэри описывал Exile как «роман ужасов, положенный на музыку… саундтрек для фильма, который никогда не был создан. Я принял точку зрения, что Бог и Дьявол – это одно лицо, и Рай и Ад – единое место». Exile попал в альбомный чарт под номером 48 и задержался там на две недели. Тур, который состоял из 14 концертов, завершился в лондонском Shepherd’s Bush Empire 9 ноября. Там же был записан альбом Live In London.
На сцене Гэри, как всегда, выглядел безукоризненно в длинном черном пальто. В своей автобиографии Praying to the Aliens он рассказал, как появился этот образ: «Хотя я знал, что хочу носить черное, окончательный вариант появился случайно, когда за несколько недель до этого я попробовал образ персонажа «Восставшего из ада»: длинный пиджак с чёрной рубашкой. Чтобы дополнить его, я нанес мейкап, надел чёрный ошейник и длинные ботинки до колена».
Gary Numan - Dominion Day
В сет-листе тура доминировали недавно вышедшие “иксайловские” треки: Dominion Day, Dark, An Alien Cure, Absolution и Dead Heaven. Не обошлось и без поддержки предыдущего альбома Sacrifice: A Question Of Faith, You Walk In My Soul и Bleed. Остаток сета составляли намного более cтарые треки, дошло даже до дебютного альбома Tubeway Army 1978 года (Friends, Every Day I Die и Jo The Waiter). Потом шли песни с альбомов 1979 года Replicas (Down In The Park и Are ‘Friends’ Electric?) и The Pleasure Principle (Films, Metal и Cars).
Однако единственным альбомным треком периода 1979-1994 в сет-листе был Voix, с альбома Metal Rhythm 1987 года. В недавних турах [до 2004 года] можно было увидеть, как Ньюман играет несколько старых композиций (из альбомов и синглов) и новые треки, но в Exile-туре не было ничего, что вышло после альбомов, изданных на Beggars Banquet, ничего из релизов от Numa Records или IRS, за исключением Voix.
Остальные треки, сыгранные в эту ночь, были би-сайдами – We Are So Fragile (сингл Are “Friends” Electric?) и Noise Noise (сингл Music For Chameleons).
Под новое инструментальное интро группа вышла на сцену, и толпа сразу же начала ритмично скандировать «Ньюман, Ньюман». Начальное усиленное вступление к Down In The Park было встречено с бешеными овациями, как только мистер Ньюман вышел на сцену. С самого начала стало ясно, что звук стал очень “мясистым” и громким.
Каждая басовая нота гремела, как гром, каждый удар снейра звучал, как выстрел. Dominion Day, первый новый трек, по-настоящему задал тон для этого вечера наряду с новым гитаристом Стивом Харрисом, который быстро привлек к себе основное внимание, бросившись вперед, размахивая ногами и руками и извергая «мучительные» рычащие звуки из своей гитары.
Как говорит Гэри об изменениях звука в своей автобиографии: “Мы играли четыре или пять песен с Exile, несколько из Sacrifice и усилили старый материал в новый индустриальный стиль, куда я двинулся в 1994 году”.
![](https://rockcult.ru/wp-content/uploads/2018/02/gary-numan-exile-tour-1.jpg)
Фото - Gill Flett →
Friends была в корне переработана в песню с новым звуком и стилем. Собственно говоря, Гэри написал новую композицию и использовал в ней лирику Friends. Когда через три года вышел альбом Pure, эта песня была преобразована в заглавный трек, содержащий новый текст.
Композиция Voix звучала мощнее, чем когда либо, и содержала расширенную инструментальную часть в середине. И, как на предыдущих выступлениях, строчка “Мне нравятся твои крики [I like your screams]” была встречена оглушительным криком от зрителей.
Every Day I Die была улучшена гитарной партией, наложенной на знакомую клавишную линию в припеве. Следом шли новый трек Dark и прекрасная «сэкрифайсовская» You Walk In My Soul, которую Гэри написал для своей жены Джеммы.
Noise Noise, неизменный фаворит живых выступлений, сменялся еще одной песней из Exile – An Alien Cure с её резким и мелодичным вокалом. А потом шла классическая Cars.
В Absolution, возможно, лучшей песне этой эры, добавились жуткие эффекты в начале. Изначально она была издана синглом для поддержки удлиненной версии альбома Sacrifice, однако затем была включена в Exile. Последним же сыгранным треком с этого альбома был Dead Heaven.
Metal, последняя песня основного сета, началась с фантастического нового атмосферного интро, дополненного навязчивой стеной и вскоре перешедшего к более знакомым начальным тактам, вдохновляющим аудиторию присоединиться к их теперь традиционным хлопкам. Когда начался второй куплет, песня реально вышла из-под контроля.
Первый выход на бис открыла Bleed и затем быстро сменилась очень популярной Are ‘Friends’ Electric?
Как только Гэри поднялся на сцену на второй бис, он поторопился представить группу, душевно поблагодарил всех, кто пришел, и сказал, что этот концерт записывается для альбома. Всё это было встречено с шумными аплодисментами.
До того, как они пустились играть Are So Fragile, Гэри попросил зрителей пожелать группе удачи, так как они не играли песню прежде в этом туре и не так хорошо её знали! Это была иная версия песни, с новым вступлением и новыми клавишными и гитарными партиями, но группа прекрасно справилась с задачей. В конце песни Гэри признал, что версия Jesus Jones’а из сборника Random от Beggars Banquet послужила вдохновением для новой интерпретации We Are So Fragile.
Концерт закончился тем, что Гэри взял акустическую гитару и начал петь Jo The Waiter без остального аккомпанемента, но с непосредственным участием зрителей. А группа присоединилась к нему во втором куплете. В конце Гэри снова поблагодарил аудиторию и свою группу.
В новостной рассылке фан-клуба Ньюман писал: “Exile-шоу является одним из лучших, которые у меня были. Я очень этим гордился… (…) как всегда, я признателен тем, кто пришёл, чтобы увидеть эти концерты”. Тур, что удивительно, учитывая прошлые опыты, имел больше положительных рецензий, чем отрицательных, что было ещё одним новшеством. Ежегодник фан-клуба докладывал, что «Финальное концерт в Shepherds Bush был одним из пробирающих до мурашек моментов. Когда Гэри вышел на бис, место “взорвалось”. Целых 10 минут ни группа не могла играть, ни Гэри не мог говорить – такой шум устроили зрители.
Этот тур и последняя его ночь очень повлияли на Гэри. Он подвёл итог этого опыта в Praying To The Aliens: “Высшей точкой британского тура стало финальное шоу, мой второй концерт в Shepherds Bush, который был одним из самых эмоциональных в моей карьере. Это был почти духовный опыт. Я никогда не получал столько лести в свой адрес.
Каждая песня была встречена оглушительным ревом или диким одобрением. Когда мы вышли на бис, прошло целых десять минут, прежде чем я услышал, как говорю против шума толпы, и у меня была огромная система громкой связи [PA system], которая мне помогла! Всё это было одновременно возвышенным и смиренным. Я стоял там и впитывал в себя эту энергию, как если бы я был восставшим мертвецом. Для меня это был опыт, по-настоящему внушающий трепет”.
Текст: Доминик Джонс. Февраль 2004 года.