Некоторые из нас слушают музыку песнями. Этот формат стар как мир и уходит корнями в радиовещание и музыкальное телевидение. Смысл — максимальное количество узнаваемых, при этом разнообразных и качественных, законченных произведений в максимально сжатые сроки.
Хорошая новость заключаются в том, что альбомы вполне сопоставимы с песнями. Это такие же законченные и узнаваемые произведения, над которыми работали конкретные люди: музыканты, авторы текстов, продюсеры, звукорежиссёры, инженеры, художники, пьяные дебоширы — в истории всякого хватало.
Плохая новость в первую очередь касается не столько альбомного формата, сколько нашей эпохи в целом. У современного человека катастрофически не хватает времени, а тратить его на прослушивание целого альбома для большинства из нас — непозволительная роскошь.
Помимо этого, прослушивание альбомов зачастую требует от нас повышенного внимания, и прежде всего нам предстоит ответить себе на одинаково простой и сложный вопрос — с чего начать?
Можно пойти простым путем. Вы вспоминаете одну из своих любимых песен и узнаете, с какого альбома она родом. После этого слушаете альбом, но когда вам кажется, что пора двигаться дальше, направление этого движения становится совершенно неочевидным.
Если плясать не от конкретной песни, а от исполнителя, то ситуация немного облегчается — вы можете начать с прослушивания официального (это условие крайне желательно) сборника синглов или лучших песен. Отмечаете понравившиеся песни, а от них переходите к альбомам.
Здесь может возникнуть новая проблема. Допустим, дискография исполнителя является весьма обширной (7-10 альбомов и более), и вы знакомитесь лишь с ее малой частью. Как быть дальше?
Я практически всегда слушаю дискографию исполнителя хронологически. Этот метод схож с просмотром увлекательного сериала, в котором каждый альбом — это сезон, а каждый трэк — серия.
Перед этим, однако, я настойчиво рекомендую ознакомиться с базовым контекстом, в котором существует (или существовал) исполнитель или коллектив. Зачастую, чтобы заинтересоваться, нам достаточно знать лишь несколько фактов. Например, мы принимаемся за дискографию шотландского пост-панк коллектива, на музыку которого оказали влияния те-то и под влиянием которых играть начали те-то. Волнительно? Еще бы!
Чем больше вы узнаете исполнителя, тем яснее вам становится ваше желание (или нежелание) продолжать знакомство с его творчеством.
В конце концов, я практически всегда приобретаю наиболее полюбившиеся альбомы на физическом носителе — компакт-диске или виниловом диске. Для меня это — новый уровень связи с исполнителем, дойти до которого мне стоило определенных усилий.
Пара технических советов
Современные мобильные устройства — рай для слушателей альбомов! Можно сколько угодно спорить о самих девайсах, наушниках и т.д. — не в этом дело.
Дело в том, что технологии позволяют нам в кратчайшие сроки переносить большое количество альбомов из медиатеки домашнего компьютера на плеер или смартфон и всегда иметь частицу личной коллекции в кармане. Теперь мы можем вернуться к теме нехватки времени как минимум с одним готовым решением — огромное количество музыки можно слушать, например, в дороге, во время уборки или скучной, монотонной работы — вам решать!
Совсем необязательно слушать альбомы целиком: один из моих любимых способов заключается в имитации прослушивания виниловой пластинки. Разбиваете альбом надвое и слушаете сначала его «первую сторону», а когда приходит время — просто переворачиваете пластинку.
И ведь случаются невероятные истории — первая половина альбома может быть совершенно непохожей на вторую, может быть хуже, а может оказаться и на голову выше материала с другой стороны.
Современные устройства позволяют создавать любые плейлисты: из ваших любимых песен, из «сторон» тех или иных пластинок, или же из песен, которые вам за последнее время меньше всего запомнились/так и не стали понятны.
У современных технологий есть еще один крайне приятный момент — аудиозаписи вконтакте. Здесь мы возвращаемся к началу нашего обсуждения, а именно к формату радиостанции. Я всегда добавляю к себе на страницу каждую понравившуюся в последнее время песню, таким образом создавая свою собственную FM-станцию с полностью подконтрольным мне эфиром. Переключаться между альбомами и таким «радио» — отличный способ всегда поддерживать свои впечатления приятными и свежими.
Наконец, еще немного об ощущениях.
Часто случается так, что музыка становится буквально саундтрэком нашей жизни. У этого есть хорошая и неприглядная стороны. Испытывать эмоции от подобной музыки — бесценно. Однако не стоит предаваться этому занятию слишком часто — может случиться так, что ощущения «замылятся».
Иными словами, в любой ситуации важен баланс.
Все написанное выше ни в коем случае не является кодексом или сводом суровых правил. Эти правила мы всегда вольны нарушать так, как нам этого захочется.
Я, например, часто грешу следующим: послушав первый альбом в дискографии группы, я могу совершенно внезапно прыгнуть к последнему, чтобы оценить контраст между тем, с чего все начиналось и к чему все пришло. У каждого есть свои скелеты в шкафу!…
А что же в итоге?
В итоге мы имеем чарующее сочетание систематичности и хаоса, общего и частного, очевидного и невероятного, а главное — практически неиссякаемый источник вдохновения, уникального опыта и самых натуральных переживаний. Это стоит того!