Предыстория

В конце 1960-х многим могло показаться, что лучшие дни дуэта Пола Саймона и Артура Гарфанкела сочтены. Они и до того сходились и расходились несколько раз.

Познакомившись в школе, Пол и Арт назвали себя Tom & Jerry. Поступление в разные университеты разделило товарищей. Спустя несколько лет они вновь объединяют усилия и записывают альбом, не снискавший особого успеха. Опять полураспад, Саймон уезжает в Европу и пытается начать сольную карьеру.

Неожиданный успех перезаписанной без ведома авторов (вернее, автора, т.к. им почти всегда был Саймон единолично), более электрической версии The Sounds of Silence способствует очередному воссоединению друзей. На сей раз они добиваются общенациональной известности, записывают несколько альбомов и ряд несомненных хитов, самый узнаваемый из которых — композиция Mrs. Robinson, вошедшая в саундтрек к фильму «Выпускник», ознаменовавшему начало карьеры актёра Дастина Хоффмана и наступление эпохи «Нового Голливуда».

Тем не менее, у дуэта находилось немало критиков. Имидж Пола и Арта, по их мнению, был чересчур слащавым, а альбомы — неровными. Нельзя сказать, чтобы эти упрёки (особенно в отношении альбомов) были совсем уж несправедливыми. Распадись дуэт тогда, и почти наверняка вошёл бы в историю как «продукт эпохи», популярный и актуальный только в определённую эпоху.

Предпосылки к распаду имелись. Гарфанкел всерьёз задумался о карьере киноактёра, Саймон желал уйти, наконец, в полноценное сольное плавание, дабы экспериментировать с музыкой народов мира. Однако ещё один совместный альбом музыканты записали. Именно он и развеял все сомнения относительно статуса дуэта и его места в истории рока.

Запись и композиции альбома

На протяжении 8 первых месяцев 1969 года Гарфанкел был занят на съёмках фильма «Уловка-22». Саймон использовал это время для написания песен. На пару с продюсером Роем Хейли они решили, что альбом в плане звучания отступит от традиционного фолк-рока, характерного для предыдущих работ дуэта. Когда Гарфанкел освободился, запись пластинки немедленно стартовала. В следствие загруженности дуэт отклонил ряд концертных предложений, в частности, Пол и Арт не появились на Вудстокском Фестивале.

Для заглавной композиции, Bridge Over Troubled Water, Саймон придумал звучание в стиле «госпел», основанное на фортепиано. Для этого был нанят клавишник Ларри Нечтел. Изначально песня имела меньшую продолжительность, но, по просьбе Гарфанкела, Нечтел наиграл ещё один куплет, для которого Саймон дописал лирику. Посвящена композиция жене Пола, Пегги.

El Condor Pasa (If I Could) в оригинале написана перуанским композитором Даниэлем Роблесом на основе традиционных народных мелодий. На инструментальную часть Саймон написал новые слова, что не помешало наследнику Роблеса предъявить ему иск. Тут, правда, дело обошлось без какой-либо вражды. Саймон пояснил, что его ввела в заблуждение группа, в исполнении которой он услышал впервые данную песню.

В противовес двум открывающим альбом неторопливым вещам, третья, Cecilia, весьма динамична. Она повествует о неверной девушке, которая привечает в своей кровати второго любовника, пока первый (коим является лирический герой песни) находится в ванной. Однако Святая Цецилия Римская в католицизме — покровительница церковной музыки. Посему критики порой высказываются о более глубоком смысле песни, суть которого составляет не любовная измена, и непостоянство творческого вдохновения.

Рокабилли в стиле The Everly Brothers – четвёртая композиция, Keep the Customer Satisfied, посвящённая теме изматывающих концертных туров.

So Long, Frank Lloyd Wright — трибьют знаменитому архитектору, но также и Гарфанкелу, некогда желавшему связать свою жизнь с этой профессией. Гитарный стиль, избранный Саймоном для этой песни, можно назвать латинским джазом или босса-нова.

Баллада The Boxer, одно из величайших свершений дуэта, является автобиографичной для Саймона. Для описания своей жизни он использует метафору боксёра, получающего время от времени тяжёлые удары, но находящего в себе силы подняться и продолжать путь.

Baby Driver – озорная рок-н-ролльная вещь, о пареньке, живущем в надёжном доме, но решающемся отправиться на поиски приключений и решившим получить первый сексуальный опыт. Песня содержит автомобильные шумы, вокальные построения по типу The Beach Boys и умышленно абсурдные текстовые части.

The Only Living Boy In New York написана Саймоном в то время, когда Гарфанкел был на съёмках, а сам Пол находился в вынужденной изоляции в большом городе.

В Why Don’t You Write Me Саймон впервые экспериментирует с регги. Темой песни является разрыв Пола с его первой женой, Кэти.

Венчают альбом кавер-версия хита The Everly Brothers Bye Bye Love, записанная на концерте в Эймсе, штат Айова, и умиротворяющая Song for the Asking.

Релиз и приём у публики

Сильный, сбалансированный, органичный Bridge Over Troubled Water, вышедший 26 января 1970 года, добился оглушительного успеха. Альбом возглавил чарты в 10 странах, среди которых американский Billboard 200 и UK Albums Chart (какое-то время BOTW лидировал в них обоих — уникальное достижение).

В 1970, 71 и 72 годах последний альбом Саймона и Гарфанкела был самым продаваемым. До выхода блокбастера Майкла Джексона Thriller он оставался самым продаваемым за все времена.

Труд Пола, Арта и их помощников в записи был оценён премией Грэмми-1971 по нескольким номинациям.

Заключительный аккорд в полноценной совместной карьере Саймона и Гарфанкела, безусловно, удался. В дальнейшем они ещё запишут сингл, откатают множество туров, но для них это уже будет способом заработать, чтобы спокойно заниматься сольными делами. Главная причина того, что выступления разменявших восьмой десяток Пола и Арта до сих пор интересны публике — это их последний студийный альбом. Очарование Bridge Over Troubled Water лежит вне времени и эпох, его слушали с восторгом 40 лет назад, слушают сейчас и так же будут восторгаться им в будущем.

Сейчас, в XXI веке, Bridge… видится даже чем-то большим, чем просто альбом. Это звучное «Прощай» в отношении всей эпохи 1960-х годов, кардинально изменившей мировую музыкальную культуру. Во избежание всеобщих и универсальных категорий, конечно, отметим, что в Британии за подобный титул могут поспорить также последние работы The Beatles и пластинки The Rolling Stones рубежа десятилетий, но в Штатах конкурентов у Bridge Over Troubled Water за это звание просто нет.