Рукопись
До создания первой концептуальной оперы группа Эпидемия существовала почти 10 лет, записала несколько альбомов, один раз сменила вокалиста, но все-таки была не очень известной. 90-е вообще были тяжелым временем для металлической музыки, Россия тут мало чем отличалась от остального мира.
Популярной Эпидемия стала уже ближе к концу первого десятилетия существования – именно после выпуска «Эльфийской рукописи».
Юрий Мелисов, лидер группы и автор оперы, пошел по понятному пути проекта Avantasia. Его создатель Тобиас Заммет еще в 1999 году начал собирать в рамках концептуального альбома известных металлистов – из групп уровня Helloween, Within Temptation, Stratovarius и Judas Priest. Все это тоже было в пауэр-металлическом стиле и тоже стало достаточно популярным.
Но Мелисов в своем концептуализме пошел дальше. В операх Эпидемии история детализирована и понятна с точки зрения канонического фэнтези. У Avantasia, с которой Эпидемию часто сравнивают, сюжет намного более блеклый и расплывчатый. Каждый релиз скорее похож на формат «Тобиас Заммет записывает треки вместе с известными музыкантами», чем на законченное произведение.
Во многом популярной Эпидемию сделал гитарист Арии Владимир Холстинин. Он спродюсировал «Эльфийскую рукопись» и подключил к записи альбома известных вокалистов: Лекса из группы Мастер, Кирилла Немоляева, Артура Беркута.
Весь смысл первой «Эльфийской рукописи» был в участниках – на одном альбоме одновременно записывались музыканты из Арии, Мастера, Черного Обелиска, группы Кипелов. Весь максимум металлической сцены, который на тот момент только можно было собрать, собрали здесь. И это вызывало восторг у тех, кто был в теме.
Мелисова регулярно обвиняют в том, что он украл сюжет у книжных фэнтезийных саг типа Dragonlance и Eternal Champion, но это не так. Отсылки к ним безусловно есть, но они тут представлены именно как отсылки, а не как украденные сюжетные арки.
Сам же сюжет – классическая история про разовый подвиг, здесь нет еще гигантского эпоса, какой появится во второй части. Герой-отшельник с другом побеждают зло, спасают принцессу и расходятся. Все по классике, но с отличными вставками философии романтизма – о туманном будущем (На пороге ада), обреченности на сражения (Вечный воитель), забытых подвигах (Осколки прошлого).
Эльфийская рукопись оживила пауэр-метал и, по сути, сделала его популярным в России. Песня Пройди свой путь влезла в Чартову дюжину и неожиданно взбаламутила умирающий русский рок.
Эпидемия переиздала свои старые песни, и они тоже стали хитами. А через 3 года Мелисов задумал продолжение.
Эльфийская рукопись (2004)
- Золотые драконы
- Час испытания
- Рождённый для битвы
- Пройди свой путь
- Кровь эльфов
- На пороге Ада
- Вечный воитель
- Романс о слезе
- Магия и меч
- Осколки прошлого
- Эпилог
- Всадник из льда
Сказание
Вторая часть оперы – расширение. И пространственное, и идейное. Герои теперь в другом мире, с более глобальной миссией и более опасным врагом.
Для массовой культуры, а фентези — это однозначно явление массовой культуры, такой прием не новинка. Во второй части успешного проекта авторы часто пытаются усилить накал через более жесткие условия, в которые ставят героев. Посмотрите на киновселенную Марвел, там очень многое построено именно так.
Короче, Эпидемия заиграла эпик-метал. Героев тут уже десять, а не семь. Причем есть собирательные персонажи, которые представляют целые расы (гномы, ледяные и золотые драконы). Апогей этого изменения – трек Сказание на все времена, который длится 12 минут, связывает всех героев оперы и рисует картину громадной по своему величию битвы. Такого эпоса в российском металле не встречалось со времен арийской Баллады о древнерусском воине.
В продолжении «Эльфийской рукописи» на второй план ушла любовная тема (она была катализатором действия первой части), да и вообще чувствовалось, что проработать все сюжетные линии и раскрыть всех персонажей у Мелисова до конца не получилось. Для создания такого эпоса было слишком мало времени. Но это уже издержки жанра.
Эльфийская рукопись: Сказание на все времена (2017)
- Пролог
- Звёздный портал
- Владыки гор
- Исповедь первого Бога
- Сказание снегов
- Нити судьбы
- Без сердца и души
- Океан пустоты
- Сказание огня
- Остров драконов
- Сказание на все времена
- Солнца свет
- В небеса
- Реквием (Скорбя о ней…)
Сокровище
После выхода «Сказания» группа стала работать над сольным альбомом «Дорога домой», но он получился не очень удачным (по крайней мере, не таким удачным, как предыдущие релизы). Потом из Эпидемии ушел Максим Самосват, и это, конечно, стало большим ударом. Самосват все-таки один из сильнейших вокалистов в российском металле, что он потом еще раз доказал, поработав в более индустриальном проекте Sunburst.
Новым вокалистом стал Евгений Егоров, который принимал участие во второй опере в роли золотого дракона. С Егоровым группа опять сделала несколько перезаписей старых песен, а в 2013 году добралась до третьей оперы.
Тут столкнулись с проблемой, что главный герой ушел из группы, а новый вокалист уже был заявлен во вселенной. В итоге сюжет третьей части получился слишком смазанным и даже странным. Герои без особых причин улетают на поиски приключений, попадают в неприятную ситуацию, убегают, потом возвращаются. Конец.
Кроме побега персонажей от страшного дракона в опере нет кульминации. И понимать это как новый пост-пауэр-метал с отрицанием человеческого героизма тоже нельзя. Скорее, дело в плохо продуманном сюжете.
Музыкально «Сокровище Энии» стало ближе к року, чем к металлу. Тут резко усилилось влияние клавишных обработок (Пьяный разговор, Стены моей цитадели), а к работе подключили совсем не металлических музыкантов типа Алексея Горшенева из Кукрыниксов, Хелависы из Мельницы или Петра Елфимова, которого знали только по участию в Голосе.
Но вообще при всей своей невнятности в «Сокровище Энии» было много хитовых песен, которые потом удачно впишутся в концертный сет-лист.
Легенда
Четвертая часть вышла в феврале 2018 года и концептуально завершила историю вселенной «Эльфийской рукописи». Сюжет здесь начинается с предыстории до первой части, а заканчивается событиями после третьей.
Главного героя тут нет, а ключевая роль – у бывшего злодея (его играет Борисенков из Черного Обелиска). И это смело, в первую очередь потому, что группа не отдала большую часть партий своему вокалисту, а сделала более сложную образную систему.
В «Легенде Ксентарона» нарушен и хронотоп (время тут скачет), и система персонажей. Отсутствует ярко выраженный главный злодей, которого нужно победить. Вся борьба – внутри героев. Это очень сложно и неожиданно для фэнтезийного дискурса, где добро и зло понятно нам с самого начала.
Легенда Ксентарона (2018)
- Увертюра
- Побег На Ксентарон
- Когда Уснут Драконы
- Вне Времени
- Я Иду За Тобой
- Преображение
- Проклятье Бесконечных Лет
- Кристалл Жизни
- Выбор Есть!
- Стрела Судьбы
- Придумай Светлый Мир
- Загадка Волшебной Страны (бонус)
Кажется, оперы Эпидемии были главным и самым долгоиграющим проектом в российском металле. Презентации до сих пор собирают самые большие клубы страны, а качество постановок и спецэффектов теперь значительно выше.
Метал-оперы поставили Эпидемию в ряд лучших метал-групп России. Видимо, не зря.