Помните ли вы свою первую написанную песню, и как она появилась?
Первую песню я написал для Hawkwind, это была The Watcher. Я сочинил ее, чтобы получить признание.
Что делает рок-песню хорошей?
Два куплета, припев, соло, куплет, припев, концовка. Я думаю, что все хорошие рок-песни должны быть продолжительностью не более трех минут. Ты должен исполнить свое лучшее 20-секундное гитарное соло и сделать так, чтобы оно запомнилось. Видишь ли, с синглами все было намного насыщеннее, намного лучше, чем с чертовыми концептуальными альбомами – такие вещи длятся чертовы дни напролет.
Приведите пример идеальной песни.
Я даже не знаю… Twist And Shout, Please Please Me, Dancing Queen, то есть то, что не выходит из головы. Даже если вы ненавидите Abba, вы будете напевать их песни. У них невероятные хуки. Очевидно, они делали всё правильно, потому что их пластинки продавались по всему миру.
Процесс написания песен стал легче или труднее?
Мне проще, потому что я пишу для одной группы. Не так много людей со стороны просят меня что-то им написать.
Вы как-то сказали, что когда записываете альбом, то пишете тексты в самый последний момент.
Да, именно так я и работаю. Как только кто-то говорит мне, что я должен что-то сделать, я говорю: «Да пошел ты!». Такой уж у меня характер. Я не люблю, когда мне говорят, что делать. Мне вообще нравится работать в последний момент, тогда всё у меня получается продуктивно.
Помимо музыкальных влияний, где еще вы ищете вдохновение для своих песен?
Спайка Миллигана* часто недооценивают как автора. Он был великолепен. Он мне очень нравился. Я не знаю. На самом деле, я получаю вдохновение из самих слов. Если вы находите слово, вы пытаетесь вставить его в песню. Думаю, мой звездный час настал в Motörhead с «moving like a parallelogram». Больше никто не вставлял гребаный «параллелограмм» в песню.
*Спайк Миллиган – ирландский писатель, поэт, сценарист, комик и музыкант.
Какие еще артисты вас вдохновляют?
Вы можете даже найти людей, которые вдохновят вас не делать как они. Я могу сказать, что Фрэнк Синатра повлиял на меня, потому что я поклялся Богу, что никогда не буду так петь. Не знаю, давайте посмотрим… Кто хорош? Мне показалось, что Донован был очень хорош в начале 70-х. Дилан, конечно же. У него очень хорошо получались резкие, колкие слова.
Я думал, что The Beatles хорошо владеют словом. The Stones. Главное в словах – передать настроение. У вас есть две с половиной минуты, чтобы передать настроение. А что-то вроде Midnight Rambler [The Stones], и вы сразу же оказываетесь в центре событий, в этой опасности.
Какой из своих песен вы гордитесь больше всего?
Это сложно, потому что я написал все песни Motörhead. Мне нравится трек Оззи Осборна Mama I’m Coming Home [она была написана в соавторстве с Лемми]. Это хорошая песня. Очевидно, Ace Of Spades, потому что она так хорошо зашла. Никогда не знаешь, на что люди обратят внимание. Было много песен, таких же хороших, как Ace Of Spades, но не очень удачных. Также Bomber. Я люблю Bomber.
Как вы думаете, вслушиваются ли люди в слова ваших песен?
Многие из них неправильно интерпретируют. Я писал антивоенные песни почти 20 лет, верно? Я получил письмо от одного парня, в котором он написал: «Ты, очевидно, сторонник войны, и я думаю, что это ужасно». [смеется] А потом я написал песню об эсэсовском охраннике в Освенциме и о том, что он чувствовал, идя на смерть, но никто ее не понял, никто не сказал ни слова.
Есть ли у вас какая-то определенная формула, по которой вы пишете, или это просто как повезёт?
Нет, я пишу несколько песен, а потом выбрасываю их. Это просто лучшее, на что ты способен в данный момент.
Кто-то сказал мне, что Хендрикс тоже постоянно писал материал, а потом выбрасывал его.
Да, это так. Он, как и я, не любил, когда люди смотрели на него, когда он пел. В студии он выстраивал вокруг себя стену, потому что, знаете, ты корчишь глупые рожи и делаешь глупые движения. И ты не хочешь, чтобы люди смотрели на тебя, потому что ты бы подумал, что они смеются над тобой, потому что ты бы смеялся на их месте.
Какой совет вы бы дали тому, кто хочет начать писать песни?
О, я бы не стал. Я бы просто посоветовал делать это, если тебе так хочется, и надеяться, что выйдет хорошо. Люди быстро скажут тебе, если это не так.
Вы – заядлый читатель и большой любитель слов.
Да, у меня хороший словарный запас. «Uxorious» – это новое слово. Оно означает «поклоняющийся женщинам». [Словарное определение звучит так: «чрезмерно любящий свою жену», что достаточно близко к этому]. «Uxorious» действительно необычное слово – такое не встретишь в большинстве рок-песен.
Волнует ли вас, что думают люди о вашей лирике?
Приятно слышать комплименты, но если им что-то не нравится, я это переживу. Нельзя прислушиваться к публике или прессе, потому что никто из них на самом деле ничего об этом не знает. Что касается текстов песен, то ты просто надеешься, что они тоже понравятся людям, раз уж ты их написал.
Что важнее в рок-песне – музыка или текст?
Если нет хорошего риффа, вы никогда не будете слушать чертовы слова, верно? С другой стороны, в плохой песне может быть хороший текст. Надеюсь, это смесь того и другого. Это то, к чему вы стремитесь, не так ли?
И в конце интервью Лемми назвал три его любимые песни:
The Jimi Hendrix Experience — Love Or Confusion
The Damned — Neat Neat Neat
Led Zeppelin — Black Dog