Группа His Infernal Majesty существует уже 26 лет и в конце 2017 года завершает свою деятельность, однако господин Вало по-прежнему пользуется большой любовью и уважением со стороны повзрослевших фанатов, даже несмотря на то, что имя группы давненько не выходило в заголовки музыкальных изданий. Почитатели готической субкультуры продолжают ходить на их концерты и смаковать полюбившиеся много лет назад хиты, хоть и творческий путь коллектива, равно как и эпоха мрачных субкультур нулевых, подходит к логическому завершению.
Как правило, вокалисты финских рок-групп уделяют очень большое внимание своему сценическому имиджу. Достаточно взглянуть на пернатого Лаури из The Rasmus или маскарады Марко Сааресто из Poets Of The Fall. А чего стоит костюм Мистера Лорди! И Его Инфернальность Вилле Вало никогда не отставал и всегда точно подчёркивал своими образами перемены в творчестве группы. Постараемся исследовать эту незамысловатую параллель и проследим эволюцию дерзкого, самоуверенного мальчишки в наученного жизнью и опытом мужчину, жаждущего спокойствия.
Образ: Мамин металлист
Эпоха: Greatest Lovesongs vol. 666 | 1997-1998
У финских рок-групп есть душевная особенность, отличающая их от всего остального мирового шоу-бизнеса: они все довольно самостоятельные, и об имидж-мейкерах не может быть и речи. Так и путь вокалиста Его Инфернального Величества начинался без образа как такового, а все выходы в свет он продумывал сам. В начале творческого пути Вилле был самим собой, типичным юным длинноволосым почитателем Black Sabbath, грезящим мечтой о сцене и музыке. Ещё совсем зелёный, скромный, но уверенный в себе парнишка, не обделенный вниманием противоположного пола. Длинные чёрные водолазки на тощем теле, ещё не тронутое тату и сигарета в зубах, которая впоследствии стала дурной привычкой и визитной карточкой фронтмена одной из самых известных групп Финляндии.
Образ: Плохиш
Эпоха: Razorblade Romance | 1999-2000
Подглядев образы коллег по сцене – Брайана Молко и Мэрилина Мэнсона – в тот период, 22-летний Вилле подумал, что раскрепоститься и поиграть на собственной андрогинной внешности — неплохой и весьма экстравагантный пиар-ход. Задружившись с известным американским шоуменом Бэмом Марджерой, Вилле быстро перенял от него все самые дурные привычки, а из-за вызывающих образов Вилле с большим количеством макияжа и обтягивающими латексными штанами как единственным клочком одежды на теле начали гулять слухи о нетрадиционной ориентации вокалиста. Масла в огонь подливали по-девичьи длинные волосы и манера исполнения а-ля Зигги Стардаст. На что тот лишь смеялся, утверждая, что, проработав в отцовском магазине для взрослых всю юность, он нейтрален к меньшинствам, но себя к ним никогда не относил. Образ есть образ. Свои слова он подтверждал перевоплощением в повседневной жизни в того самого мальчика из 90-х, хотя даже между концертами без самоуверенной дерзости не обходилось. Даже в интервью, описывая самого себя, он через слово вставлял “плохой”.
Образ: Племянник Графа Дракулы
Эпоха: Deep Shadows and Brilliant Highlights | 2001-2002
Из-за пришедшей на территорию Скандинавии и РФ готической субкультуры HIM обрели здесь поистине масштабную популярность. Голос Вилле был слышен из любого чайника, а журналы печатали большое количество постеров с фронтменом HIM, чей внешний вид тогда граничил с вампироподобным принцем. Густо накрашенные глаза, кудри по плечи, черные длинные костюмы с викторианскими узорами, узкие штаны-клёш, высокая шляпа-цилиндр и рубашки с манжетами. Всё это подкреплялось томным взглядом, меланхоличным баритоном «как из преисподней» и песнями о сердечных переживаниях этого самого принца, заставляющего визжащих поклонниц штурмовать кассы и скупать все билеты на концерты.
Образ: Трудный подросток
Эпоха: Love Metal | 2003
Решив, что манерничать и строить из себя серьёзного мужчину ещё рано, с выходом культового Love Metal Вилле перестал заморачиваться с подводкой в больших количествах, откопал шапку, кеды и перчатки без пальцев и воплотил своим видом тот юношеский максимализм, который всё ещё давал о себе знать. Шапка в тот период стала неким опознавательным символом HIM и обязательным атрибутом любого фаната группы. Хотя сам Вилле отшучивался, что это всего лишь способ прикрыть немытые волосы. В тот период концерты сопровождались дерзкими выходками в виде срывов песен из-за наркоалкогольных угаров, и без алкоприключений не обошелся и фестиваль Maxidrom в далеком 2003-м. Тогда Вилле совсем не давал повода думать, что «этому подростку» на самом деле под 30. Возможно, образ бы прожил долго, если бы не безумные русские девушки, побежавшие провожать группу на вокзал на утро после фестиваля. Девушки накинулись на музыканта и стащили с Вало шапку, а тот на отъезжающем поезде гневно матерился по-фински. Эпоха подростка на этом подошла к концу.
Образ: Капитан Финского Залива
Эпоха: And Love Said No: The Greatest Hits | 2004
Алкоголизм никуда не ушел, но, как и сигареты, Вало очень грамотно сделал это частью своего следующего сценического образа. Лишившись шапки и то ли вдохновившись Деппом и фильмом про пиратов, то ли интереса ради захотев взглянуть на себя с растительностью на лице, Вилле отрастил усы с бородкой, отпустил волосы до плеч, которые начал мыть, и стал густо красить глаза. Из-за широких скул и неспешных, немного манерных движений его то и дело ассоциировали с небезызвестным Джеком, только из-за худобы и мрачности капитан вышел немного по Тиму Бёртону. Но такой же вечно пьяный, то и дело с бокалом или бутылкой в руке.
Образ: И швец, и жнец
Эпоха: Dark Light | 2005
На эпоху Dark Light выпали большие перемены как в музыке HIM и в сознании Вилле, так и в его внешнем виде. Музыка группы стала более лиричной и спокойной. Вало начал перестраиваться и задумываться о смысле любви и бытия, про отсутствие которых всё время пел. Свои фирменные кудри он обкорнал очень значительно, заставив утонуть в слезах не один десяток почитательниц. На сцене в эту эпоху Вилле появлялся в абсолютно разных нарядах. То это был парень, который бежал за хлебом и заскочил в клуб спеть в составе HIM, то было возвращение к трудной подростковости, то что-то отдающее развязностью в стиле Боуи, то выпускник-медалист консерватории в дорогих костюмах. Одно можно было сказать точно: для Вилле Вало это был очень важный этап в поисках себя.
Образ: Таксист из Хельсинки
Эпоха: Uneasy Listening | 2006
И да, в какой-то момент Вилле себя нашел. Для начала он наконец-то осознал, что уже вроде как мужчина, заглянул в графу “дата рождения” в паспорте и, озадаченно потерев виски, начал думать, что же с этим делать. Закинув шапку, кеды и косметику в долгий ящик, Вилле, судя по всему, обратился за помощью к отцу, который в молодости работал таксистом. Тот подкинул сыну пару своих кепок и пиджаков, и Вилле на радостях отрастил усы и бородку. Готичная мрачность, как по щелчку пальцев, испарилась, оставив на сцене настоящего усатого таксиста из 80-х, с улыбкой до ушей. Благо этот странный период был непродолжительным.
Образ: Образцовый гражданин
Эпоха: Venus Doom | 2007-2009
Эволюция Вилле в итоге привела к тому, что внутренний бойкий подросток в нём наконец-то успокоился и позволил мужчине трезво смотреть на жизнь: он хотя бы попытался завязать со всеми вредными привычками. Образ к этому случаю был соответствующий. Устав от своей репутации эталонного гота, сатаниста и парня с извращенным и чернушным чувством юмора, Вилле временно перевоплотился в порядочного финна, носящего более или менее не черную одежду, стал чаще облачаться в костюмы. Свою мрачность Его Величество отражал исключительно через музыку, и считается, что Venus Doom был последним тяжелым альбомом группы.
Образ: Неформальный гражданин
Эпоха: Screamworks: Love in Theory and Practice | 2010-2011
После выхода альбома Screamworks: Love in Theory and Practice группу начали обвинять в том, что они опопсели. Но для HIM это слово было не очень уместно: в биты, хип-хоп и электронику они никогда не уходили – скорее, просто сделали акцент на лирике в мелодии, да и Вало просто немного утомился от бурной молодости и неопределенности. Вилле, казалось бы, нашел умиротворение, и фактически с того момента его внешний вид не претерпевал тотальных изменений. Если вам когда-нибудь доведется побывать в Хельсинки, то вы увидите, что примерно как Вало в 2010-м и выглядит большая часть местных жителей. Поняв, что вечные рубашки и костюмчики — всё же не его, шапку он всё-таки вернул, на пару с карандашом для глаз. Эти атрибуты отложить в сторону он не решается по сей день.
Образ: Последователь Саббатианства
Эпоха: Tears on Tape | 2013-2017
В 2013 году HIM выпустили последний на сегодняшний день альбом. С самого начала Вилле утверждал, что порох в пороховницах ещё есть, что они попытались вернуться к тяжёлому звучанию и, более того, сделали концепт. Однако это походило скорее на выжимание лимона, который уже наполовину засох. В очередной раз Вало почерпнул львиную долю вдохновения от Black Sabbath, в том числе на время перенял фирменный образ Князя Тьмы — Оззи Осборна. Максимально длинные растрепанные волосы, черные плащи и шубы, кресты, тёмная подводка и пугающий взгляд. Это все немного походило на недокосплей. Вало вовремя это понял, и образ дальше промо не пошел. Эпоха с самого начала походила на последний выдох, будто все свои силы и всю остаточную мрачность Вилле вложил в этот период. Когда он понял, что за все эти годы сказал и сделал достаточно, кресты закрылись на ключик в тумбочке, и Вилле вновь вернулся к виду обычного неформального гражданина.
Образ: Рок-звезда в отставке
Музыкальная эпоха: - | 2017 -
Вилле Вало очень грамотен, и вся его эволюция в сознании и образах продумана. Главное, что уход со сцены в этом году происходит своевременно, достойно и правильно. Никакого нарочито придуманного «закоса» сейчас уже нет: на сцене мы видим Вилле таким, каким он является. Это прощальный тур некогда очень именитой группы, но на сцене перед нами спокойный и скромный мужчина в шапке и в черном кардигане, который не пытается быть на кого-то похожим, разве что время от времени отпускает колкие шутки, как в былые времена. Вне сцены — тот же самый мужчина, только без подведенных глаз, в толстовке с логотипом отцовского магазина и в затёртых кедах. За 25 с лишним лет существования HIM Вилле устал и совсем этого не скрывает, говоря, что нужен перерыв и спокойная жизнь, а группа уходит просто-напросто потому, что не о чем писать песни, хоть и вокалист категорично утверждает, что сам он музыку не бросит.
Что ж, поверим ему, пожелаем удачи и пустим ностальгическкую слезу по всем этим прекрасным эпохам под мягкий баритон господина Вало на предстоящих концертах.