Generation "П"

Виктор Гинзбург, по роману Виктора Пелевина, 2011 год

Пелевин — автор намеренно некиногеничный. Его верность концепции «всё не так, как на самом деле» — заведомый приговор для любого, кто будет пытаться его адаптировать. Тем ценнее вышедший в 2011 году фильм Виктора Гинзбурга с Владимиром Епифанцевым в главной роли. При мизерном бюджете и невзирая на производственный ад, режиссёру удалось передать смурную, загадочную, уверенно переходящую в мухоморный трип атмосферу рождения и передела рекламного рынка в «лихие девяностые».

Ненастье

Сергей Урсуляк, по роману Алексея Иванова, 2018 год

Лучшему роману Алексея Иванова досталась и лучшая экранизация. Там, где модернисты вроде обоих Пелевиных, Сорокина или Елизарова пустились во все тяжкие, Иванов внезапно развернулся от жанровых упражнений и исторических штудий к реализму. Он выдал эпический роман в лучших традициях русской классики о том, как маленького человека перемалывает эпоха тяжёлых перемен. Российский сериальный классик Сергей Урсуляк, не мудрствуя лукаво, подобрал для рассказа о всё тех же девяностых нужных актёров, нужную атмосферу и даже нужное цветовое решение. Как будто вы смотрите фильм из той эпохи, снятый на плёнку «Свема».

Петровы в гриппе

Кирилл Серебренников, по роману Алексея Сальникова, 2021 год

Роман Алексея Сальникова в чём-то наследует Виктору Пелевину — особенно в атмосфере искажённого, сместившегося пространства, в котором непонятно, где реальность, а где мир иллюзий. Но там, где Пелевин уже давно витает в каких-то далёких от народа эмпиреях, Сальников приземлён, черпает вдохновение и силы в гротескных постсоветских реалиях и становится ближе уже к «Американским богам» Нила Геймана. Такому тексту и постановщик нужен под стать — таковым стал Кирилл Серебренников, один из лучших режиссёров современной России. В его интерпретации краски психоделии сгущены и доведены даже до некоторого абсурда — хотя, казалось бы, этого абсурда и в романе было предостаточно.

Эпидемия

Павел Костомаров, по роману Яны Вагнер "Вонгозеро", 2019 год

Экранизация первого романа из дилогии Яны Вагнер оказалась очень высоко оценена в мире, и дополнительно хороша уже тем, что стала хорошим обкаточным полигоном для ответа на вопрос «можно ли в России снимать массовое жанровое кино?» Оказалось, что да — зомби-апокалипсис, эпидемический триллер, роуд-муви и даже вестерн прекрасно ложатся на хтонические постсоветские пейзажи, так что теперь волей-неволей хочется дождаться второго сезона.

Текст

Клим Шипенко, по роману Дмитрия Глуховского, 2019 год

Мрачный триллер Клима Шипенко по реалистическому опыту Дмитрия Глуховского, конечно, дополнительно интереснее смотреть из-за невольных параллелей с реальностью (книга всё-таки вышла в 2017 году). И если журналисту Ивану Голунову удалось не попасть за решётку из-за подброшенных наркотиков, то вот студенту Илье Горюнову не так везёт. Но даже сама эта мрачная история становится только отправной точкой для трагического рассказа о том, как один человек поневоле подменяет другого — а ещё для серьёзного разговора в духе «Чёрного зеркала» о том, насколько наша личность растворена в цифровом мире вокруг, и в сети наших верных помощниках — смартфонах, планшетах, компьютерах.

Белый "Тигр"

Карен Шахназаров, по роману Ильи Бояшова "Танкист, или Белый "Тигр"", 2012 год

Фильм Карена Шахназарова по малоизвестному роману Ильи Бояшова уникален хотя бы тем, что он пытается рассказать заведомо фантастическую и даже мистическую притчу о Великой Отечественной войне, не превращаясь в представителя печально знаменитого жанра «кино и немцы», в который выродилось большинство современного российского кино на эту тему. Тут куда больше параллелей проскакивает с Германом Мелвиллом и его «Моби Диком», чем с бездарными попытками экранизации историй Зои Космодемьянской или Михаила Девятаева — и парадоксальным образом это выглядит куда уважительнее по отношению к пращурам-победителям.

Немцы

Стас Иванов, по роману Александра Терехова, 2021 год

Сериал, созданный по мотивам романа Александра Терехова, перенёс действие из префектур сытой Москвы нулевых в куда как более голодную и злую российскую провинцию десятых — и неожиданно оказалось, что история становления антигероя, показанная в романе, только выигрывает от такого переноса. Тема перековки, переобувания прежнего медийного нонконформиста и бунтаря, пошедшего сотрудничать с властями в России, благодатна для того, чтобы разыграть в её декорациях русскую версию «Во все тяжкие». И «Немцы» демонстрируют настоящий мастер-класс по тому, как такую трагедию разыгрывать. Здесь нет ни одной большой звезды в кадре — что является дополнительным плюсом, так как не отвлекает от истории.

Aeterna

Евгений Невский, по циклу романов Веры Камши, выход в 2021 или 2022 годах

Цикл Веры Камши «Отблески Этерны», хоть и создавался параллельно «Песни Льда и Пламени», по своей сути является именно попыткой дать русскому читателю что-то сродни эпопеи Джорджа Мартина. Только вдохновлён сей труд не Морисом Дрюоном, а Александром Дюма и Артуро Перес-Реверте. Попытка вышла спорной — Камша, как и Мартин, цикл всё никак не допишет, но по другой причине. «Отблески…» распухли до 16 толстенных томов, а первые книги цикла Вера Викторовна регулярно переписывает, что, увы, им не на пользу. Но придуманный ею мир, безусловно, обаятелен, любопытен и по-своему уютен, а Рокэ Алва и вовсе наше всё всея Талига. Интернет сейчас полнится фотографиями со съёмок пятисезонного сериала, которые внушают надежду, что адаптация спасёт первоисточник от забвения за пределами узкого круга ценителей.

Сердце пармы

Антон Мегердичев, по роману Алексея Иванова, выход в 2021 или 2022 годах

Вторая грань таланта Иванова — исторические романы об Урале как фронтире и зоне противостояния двух миров — наступающего русского православия и не желающего отступать финно-угорского язычества. Роман «Сердце пармы или Чердынь — княгиня гор» некогда стал для Иванова прорывом в большую литературу. Вот уже двадцать лет, как эпос об Урале как фронтире нарождающейся Московской Руси XIV, ждёт своей экранизации. За неё пытались взяться и Сергей Бодров-старший, и Александр Велединский, но довести дело до конца получилось только у Антона Мегердичева, поставившего кассово рекордное «Движение вверх». Фотографии со съёмок создают впечатление того, что нас ждёт историческое фэнтези размаха «Властелина Колец».

Ампир V

Виктор Гинзбург, по роману Виктора Пелевина, выход в 2021 или 2022 году

Второй роман Пелевина, экранизированный Виктором Гинзбургом, чья премьера постоянно откладывается. Удача с «Generation П» вселяет надежду на то, что экранизация его продолжения, с Оксимироном в одной из главных ролей, в надёжных руках. Хотя есть и риск обратного — что темы, поднятые в «рекламной» трилогии (куда входит ещё и «Бэтман Аполло»), покажутся зрителям комичным архаизмом из-за слишком переменившейся эпохи.

Метро 2033

Егор Баранов, по роману Дмитрия Глуховского, выход в 2024 году

Прорывной цикл Дмитрия Глуховского ждёт своей экранизации уже очень давно. И если пятнадцать лет назад проблема была в том, что такое просто было не потянуть бюджетно, то теперь, кажется, вопрос решён — и фильм выйдет в 2024 году. Экранизацией заведует Егор Баранов, поставивший трэш-угарных, но обаятельных «Соловья-разбойника», «Иерей-сана» и «Гоголя», так что, похоже, от некоторой пародийности адаптации не отвертишься.

Настя

Константин Богомолов, по рассказу Владимира Сорокина, дата выхода неизвестна

Один из самых загадочных и самых ожидаемых фильмов в нашей подборке. Вроде как он находится на стадии озвучивания, будучи снятым ещё в 2016-2017 годах одним из самых скандальных театральных режиссёров Москвы по одному из самых инфернальных рассказов одного из главных современных писателей. Пересказывать «Настю» бессмысленно — её надо читать и ужасаться самому. И в целом эстетское видение Богомолова на чисто жанровое упражнение в стиле хоррор, могло бы выйти любопытным. Если бы его хоть кто-то увидел — за время с окончания съёмок Богомолов успел жениться на Ксении Собчак, выпустил сериал «Хороший человек» и первый сезон «Содержанок», публиковал скандальные манифесты — но так и не выпустил «Настю». А жаль.