Alice In Chains

Майк Старр

Великого басиста сложно заменить – это легко подтвердят легенды гранжа Alice In Chains. Басист оригинального состава Майк Старр играл на EP We Die Young и Sap, а также на альбомах Facelift и Dirt. Он добавил звучанию группы тяжести и стал идеальным дополнением команды на их пике.

Однако Старр покинул Alice in Chains, когда они наслаждались своим коммерческим успехом, во время тура в поддержку The Dirt в 1993 году. Фронтмен Лейн Стэйли говорил тогда, что Старр ушел «из-за разных приоритетов. Мы хотели и дальше ездить с концертами и давать интервью, Майк хотел домой».

Сам Старр впоследствии опровергнет это заявление и будет утверждать, что его уволили из-за пристрастия к наркотикам. Так или иначе, после его ухода группа уже не будет такой, как прежде. К сожалению, Старр скончается от передозировки в 2011 году в возрасте 44 лет.

Queens of the Stone Age

Ник Оливери

Басист Оливери играл на втором и третьем альбомах Queens of the Stone Age и был мощной силой. Он не только помог команде прийти к успеху, но и построил мостик между пульсирующими барабанами и всепоглощающей гитарой Хомма.

Однако в 2004 году после тура по Австралии басиста уволили из группы, несмотря на все его заслуги. Изначально говорили, что причиной тому стало агрессивное отношение Оливери к поклонникам группы. Однако вскоре стало известно, что Хомм отказался работать с ним, когда до него дошли слухи о том, что Ник поднимал руку на свою девушку.

Хомм также говорил, что после расставания с Оливери думал распустить группу, но в итоге решил продолжить без него. Конечно, с Ником команда звучала значительно лучше. То, что найти ему полноценную замену смогли только в 2007 году в лице Майкла Шумана, уже о многом говорит.

Placebo

Стив Хьюитт

Стив Хьюитт был вторым барабанщиком Placebo, который присоединился к ним в 1996 году. Оригинальный ударник Роберт Шультцберг был фантастическим музыкантом, и его грубое звучание во многом определило дебютный альбом. Однако появление Хьюитта позволило группе расширить и изменить свой саунд.

Первым альбомом Стива с Placebo был Without You I’m Nothing 1998 года, а последним – Meds 2006-го. Это был лучший период в истории группы, когда родились их главные хиты – Nancy Boy, Pure Morning, Special K, The Bitter End. Когда Хьюитт покинул проект в 2007 году, фронтмен Брайан Молко рассказал о непростых отношениях в коллективе, сравнив их с распавшимся браком.

Сам же Хьюитт утверждал, что к нему просто пришел менеджер и сообщил, что он больше не является частью группы. Барабанщик признавался, что чувствовал себя преданным. Стиву нашли замену в лице другого Стива – Форреста, – который, кстати, также в итоге покинул проект. Так или иначе, Placebo без Хьюитта так и не удалось написать что-то столь же мощное, как Pure Morning.

The Smashing Pumpkins

Д’Арси Рецки

The Smashing Pumpkins за свою историю смогли преодолеть ряд препятствий, будь то наркозависимости или разрывы отношений, однако так и не смогли до конца оправиться после увольнения оригинальной басистки Д’Арси Рецки. Она принимала участие в записи шести первых альбомов группы, включая шедевральные Siamese Dream и Mellon Collie and the Infinite Sadness. Однако Рецки была уволена в 1999 году.

После успеха Mellon Collie наркотики начали брать над ней верх, и девушка, некогда бывшая одной из главных творческих сил команды, стала все реже участвовать в процессе создания песен, а для альбома Machina II/The Friends and Enemies of Modern Music Когану пришлось самому записывать большую часть ее партий. Впоследствии фронтмен говорил, что она была уволена, поскольку была «подлой наркоманкой, которая отказывалась принять помощь». Но какой бы она ни была, ее вклад в развитие группы был велик, и хотя пришедшая ей на замену Мелисса Ауф дер Маур также была прекрасной басисткой, звучание The Smashing Pumpkins изменилось навсегда.

Fleetwood Mac

Линдси Бакингем

Fleetwood Mac лучше других знали, что такое драма внутри коллектива. В истории группы сыграли огромную роль наркотики, проблемы с ментальным здоровьем и романтические отношения между участниками. Тем не менее, команде удалось удержаться на плаву, во многом благодаря Линдси Бакингему. В то же время они с Никс так и не смогли до конца установить дружеские отношения после конца романтических. И несмотря ни на что, новость о том, что Бакингем покидает проект после сорока лет участия в нем, в 2018 году шокировала многих.

По словам Линдси, инициатором его увольнения была Никс, которая поставила ультиматум: либо он уходит, либо она. И хотя Fleetwood Mac не выпускали новой музыки после Say You Will 2003 года, их живые выступления без Бакингема выглядят слабее. А после смерти Кристин Макви в 2022-м кажется, что Fleetwood Mac вообще пришел конец.

Dinosaur Jr

Лу Барлоу

Пионеры альтернативного рока Dinosaur Jr сохраняли завидное постоянство в своем звучании на протяжении всей карьеры, однако лучшее время группы пришлось на период, когда состав был оригинальным. Барабанщик Мёрф играл с командой до 1993 года, но более ощутимой потерей стал басист Лу Барлоу, который был уволен в 1989-м.

Восстав из пепла хардкорной группы Deep Wound, Dinosaur Jr с их дебютным альбомом You’re Living All Over Me заложили основы для всей альтернативы, однако к моменту записи третьего альбома Bug (1988) отношения между давними друзьями, фронтменом Джеем Маскисом и Барлоу стали слишком натянутыми.

Это не могло не сказаться на творческом процессе, и хотя Bug стал коммерчески успешным, после тура в его поддержку Барлоу был уволен. После этого музыкант вложил все силы в проект Sebadoh, на одном из альбомов которого выразил свои эмоции в отношении бывших коллег.

Dinosaur Jr по-прежнему были прекрасны без Барлоу, но без его динамики в паре с естественным пониманием музыки Маскиса группа уже не была такой как прежде. К счастью, в итоге отношения удалось наладить, и Барлоу вместе с Мёрфи вернулись в 2005 году, так что группа смогла продолжить с того момента, на котором они остановились.

Yes

Джон Андерсон

Вокалист Джон Андерсон основал Yes вместе с басистом Крисом Сквайером в 1968 году и покинул проект в 1980-м. Он возвращался в команду в периоды с 1983 по 1988 и с 1990 по 2004. Андерсон был ключевым компонентом классического звучания группы, и без него Yes не хватало эмоциональности.

В 2008 году Андерсон планировал снова воссоединиться с командой, но, к сожалению, проблемы со здоровьем не позволили ему отправиться в турне. Гастроли пришлось отменить, но в итоге Yes решили продолжать без него. Новым вокалистом стал канадец Бенуа Давид, который до этого играл в трибьют-группе Yes – Close to the Edge.

Когда тебя заменяют на вокалиста кавер-группы – это удар ниже пояса, но Андерсон, пусть и расстроился из-за такого решения коллег, пожелал им всего наилучшего. Однако у него был припрятан козырь в рукаве: будучи совладельцем товарного знака Yes, он не дал разрешения на его использование без собственного участия. Музыкантам пришлось согласиться на смену названия, но позднее по жуткой иронии тур все равно был прерван в феврале 2009 года, когда Крису Сквайеру потребовалась срочная операция на ноге.

Sex Pistols

Глен Матлок

Это не самый однозначный случай, но мы будем придерживаться идеи о том, что Глен Матлок был уволен из Sex Pistols. Он был не только басистом оригинального состава, но и соавтором 10 из 12 песен с альбома Never Mind the Bollocks. И хотя его участие в записи оспаривалось, очевидно, что квартету было бы лучше с ним, а не с его печально известной заменой в лице Сида Вишеса. В 2011 году Стив Джонс говорил, что устал от претензий Матлока на их самые известные песни, но басист так и придерживается своих взглядов на эту историю по сей день.

Так или иначе, Матлок покинул проект в феврале 1977 года. Тогда NME утверждали, что его «выкинули, потому что он слишком много говорил про Пола Маккартни». Матлок же утверждал, что ушел по собственной инициативе, устав «от всего этого дерьма». Джонс позднее признавался, что Глен, хоть и был отличным автором, не выглядел как часть Sex Pistols.

Уход Матлока оставил Sex Pistols без их самого искусного музыканта, и последствия станут видны уже в следующем году. Эта ситуация заставляет задуматься о том, как бы сложилась судьба группы, если бы он не ушел.

The Clash

Мик Джонс

The Clash сильно пострадали из-за ухода одного из своих участников. Будучи неотъемлемой частью группы с момента основания, Мик Джонс написал много известных песен, включая Train In Vain. Он был уволен в 1983 году, когда команда была на пути к распаду. Его последним альбомом стал Combat Rock 1982 года, после релиза которого также был уволен барабанщик Топпер Хидон по причине зависимости от героина.

Поговаривали, что Джонс был слишком пунктуальным для The Clash, из-за чего и потерял место в группе, но, так или иначе, после его ухода группа выпустит лишь один альбом и завершит свою карьеру. Финальная работа The Clash Cut the Crap 1985 года была хаотичной, странной и непонятной для поклонников и критиков. Джо Страммер прекрасно понимал, что продолжать в том же духе невозможно, и распустил команду через пару недель после релиза альбома.

К счастью, участники классического состава со временем смогли наладить отношения и даже планировали реюнион, но после смерти Страммера в 2002 году воссоединение стало бессмысленным.

Pink Floyd

Ричард Райт

Сооснователь и клавишник Pink Floyd Ричард Райт был жизненно важным элементом группы, который был частью проекта и в годы психоделических прихотей Барретта, и во время создания определивших эпоху альбомов The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here. Но в итоге отношения с группой завершились.

Вклад Райта стал уменьшаться к концу 70-х, а после тура в поддержку The Wall он был уволен. К этому в том числе привело и то, что во время записи The Wall в 1979-м, Уотерс, взявший весь процесс в свои руки, был разочарован Райтом, который вносил меньший вклад по сравнению с остальными, но роялти получал такие же.

Райт не пытался улучшить ситуацию, тем более, что в тот момент его брак распадался, и он был в депрессии. Уотерс даже хотел подать на него в суд, но решил, что для всех будет лучше этого не делать и просто дать ему уйти. Райт искал поддержки у Гилмора, но тот, хотя и хотел, чтобы он остался, также считал его вклад в The Wall не слишком значительным. Клавишнику пришлось уйти.

Уход Райта сильно сказался на коллектив, и Pink Floyd это прекрасно понимали. Так что они сначала наняли его как сессионного музыканта для A Momentary Lapse of Reason, а потом сделали полноценным участником команды во время записи The Division Bell 1994 года. Райт скончался в 2008-м, но чтобы подчеркнуть его роль в группе, для финального альбома The Endless River были использованы его прижизненные записи.