Скоро будет три месяца с тех пор, как я устроила вам, уважаемые читатели, знакомство с пятью пост-панк-группами родом из Великобритании (так получилось — специально по географическому признаку я их не подбирала) и предложила выбрать ту из них, которая вызвала у вас наибольший интерес. Результаты голосования меня очень удивили — в хорошем смысле. Во-первых, я очень рада тому, что, вообще говоря, далеко не самый массово популярный жанр музыки нашёл отклик в ваших сердцах, чем я могу немного потешить своё самолюбие (в этом месте надо прыгающий от радости смайлик поставить). Во-вторых, победителем голосования стала группа, на которую, признаюсь вам по секрету, ни я не ставила, ни ряд моих коллег по изданию.
Сейчас распределение голосов в опросе устаканилось, но первые несколько дней лидерство удерживали The Psychedelic Furs. Я уже начала обдумывать свой пост о них, но в один прекрасный момент эстафету первенства перехватили The Chameleons, значительно оторвавшись в опросе от остальных групп. Думаю, это бы очень польстило команде: на сегодняшний день The Chameleons являются одной из самых известных и даже культовых групп пост-панка, чьим творчеством вдохновлялись многие команды вроде The Editors и Interpol, но при всём при этом во времена своего существования они особо не были обласканы вниманием музыкальной прессы. Так давайте исправим эту оплошность, тем более раз вы отдали предпочтение именно «Хамелеонам».
Счастье и боль
первые годы The ChameleonsЯ бы могла вам пересказать хрестоматийный вариант истории группы вроде «собрались тогда-то, записали альбомы тогда-то, разошлись тогда-то», который можно найти сами знаете в каких информационных источниках, и на этом ограничиться. Но дело в том, что информации о The Chameleons даже в англоязычной части Интернета не так-то много (с официального сайта коллектива, как я выяснила на днях, её практически полностью удалили). К тому же ни для кого не секрет, что никакая теория не осваивается в полной мере без практики, а в нашем случае роль первой выполняет биографическая справка, роль второй — собственно, музыкальный материал. Так что я предлагаю вам сконцентрироваться на музыке, а уж если она вам понравится, то и из биографии группы вы определённо что-то запомните.
В статье о пост-панк-группах я вам представила из творчества The Chameleons две песни: In Shreds и P.S. Goodbye. Ко второй мы ещё вернёмся, а вот на первой сейчас остановимся поподробнее. Спродюсировал её Стиви Лиллиуайт, который работал с U2 на их первых трёх альбомах Boy (1980), October (1981) и War (1983). Я думаю, что если вы знаете хотя бы одну их песню с того периода, то вы определённо могли почувствовать тот же дух и в In Shreds. Но этот шаг был отнюдь не первый в карьере «Хамелеонов»: до подписания контракта с CBS и выпуска In Shreds синглом группа записала материал для радиопередачи Peel Sessions диджея BBC Radio 1 Джона Пила (John Peel), благодаря стараниям которого новый коллектив и заметили. Чем так приглянулись Пилу The Chameleons, можно понять, послушав, например, песню The Fan and the Bellows — естественно, в версии из Peel Sessions.
«Ну и что тут особенного?» — спросите вы. Действительно, если постараться судить объективно, вполне себе такой стандартный пост-панк, очень похожий на ранних U2 (примерно периода War), только с более низким и грубым вокалом от Марка Бёрджесса (Mark Burgess). А ещё вступление в The Fan and the Bellows очень похоже на гитарный рифф из «Улицы роз» «Арии»… Впрочем, это вы ещё не слышали из раннего репертуара The Chameleons песни сугубо панковского характера вроде Turn to the Vices — на мой взгляд, если бы группа ограничилась подобными произведениями, то ей бы ничего не светило, поскольку такого добра и до них было навалом. То ли дело композиция Less Than Human, которая мне в своё время и открыла «Хамелеонов».
http://www.youtube.com/watch?v=yQeve5hx1QM
Эту песню вы можете услышать на дебютном альбоме The Chameleons Script of the Bridge, выпущенном в 1983 году на независимом рекорд-лейбле Statik Records. Большие трудности, предшествовавшие выходу пластинки (а именно конфликт группы с предыдущим лейблом, который пытался заставить её играть другую музыку), скомпенсировались уровнем материала, представленного на ней. Это уже было нечто особенное, оригинальное в мире пост-панка. Вот взять ту же Less Than Human: настоящее музыкальное полотно, в качестве нитей которого выступают ударные Джона Ливера (John Lever), задающие маршевый ритм, дополняющие друг друга гитары Рэга Смитиса (Reg Smithies) и Дэйва Филдинга (Dave Fielding) и отчаянный, но не истеричный вокал Марка Бёрджеса, а в качестве бонуса прилагается закольцованная партия (или loop, как это называют на английском языке) детской трубки.
Список достойных упоминания и дальнейшего прослушивания композиций из дебютника The Chameleons можно продолжить: Don’t Fall, Here Today, Second Skin, Pleasure and Pain, Thursday’s Child, Paper Tigers… Но самой, на мой взгляд, интересной из них является View from a Hill, завершающая альбом. Вот сколько песен, собранных из нескольких разрозненных произведений (чур, сэмплы не предлагать!), вы можете вспомнить? Лично мне на ум приходит только битловская I’ve Got a Feeling, которая получилась из грамотного «склеивания» двух других песен.
История у View from a Hill весьма, на мой взгляд, забавная. Сначала родилась вторая, инструментальная часть песни во время одной из репетиций The Chameleons, и только потом появилась первая часть, текст к которой Марк Бёрджесс написал, набравшись впечатлений от пребывания со своими друзьями в Тандл Хилле (Tandle Hill — Манчестер, Англия) под действием ЛСД. К тому же гитара там должна была вступить позже, но Рэг Смитис во время микширования этого музыкального номера нажал не на ту кнопку — в результате, по словам Марка Бёрджесса, «это действительно сработало идеально».
Не меньше интересных историй связано с песнями из второго студийного альбома The Chameleons, вышедшего в 1985 году и получившего длиннющее название «What Does Anything Mean? Basically». Например, песня P.S. Goodbye (обещала же к ней вернуться!) была написана специально к третьему посещению эфира Джона Пила, которое стало последним в карьере группы. Из той же серии Perfume Garden, в которой Бёрджесс критикует британскую систему образования, а заодно и поп-звёзд. One Flesh он посвятил своей маме, а Intrigue in Tangiers — знакомому своего дедушки, бывшему моряку, который, будучи прикованным к инвалидной коляске, проводил дни и ночи у телевизора, куря гашиш.
http://www.youtube.com/watch?v=rGmb0yAksVM
Да, трагизма в тексте этой песни хоть отбавляй… Но почувствовали ли вы прогресс в музыке группы? Script of the Bridge при всей его прелести может показаться простому слушателю весьма однообразным, а вот о «What Does Anything Mean? Basically» такое сказать будет уже сложнее. Рассмотрим это на примере Intrigue in Tangliers: здесь гитары не просто ткут полотно вместе с другими инструментами (хоть и пребывая в главных ролях), как это было в большинстве песен Script of the Bridge, а создают ландшафты. К слову сказать, к альбому Strange Times 1986 года «Хамелеоны» ещё прибавили в своём музыкальном мастерстве, что заметно, например, по песне Swamp Thing.
По-моему, за один гитарный рифф во вступлении эта композиция достойна внимания. И вообще, я удивляюсь, почему ни одна песня The Chameleons не попала в кино? Их инструментальные композиции полны атмосферности — чего стоит та же I’ll Remember, например… Кстати, раз уж я отвлеклась от темы, то поставлю-ка я вам нетипичную для творчества The Chameleons песню Tears, а именно её вариант со смягчённой аранжировкой.
Марк Бёрджесс посвятил Tears одному из своих друзей, умерших от рака. Спустя некоторое время горе настигло всю группу целиком: от сердечного приступа скончался её менеджер Тони Флетчер. В результате планы на запись четвёртого студийного альбома у The Chameleons рухнули — от тех времён остался только EP (или, по-нашему, миньон) «Tony Fletcher Walked on Water… La La La La La-La La-La-La», который вышел только спустя три года, а именно в 1990 году. К тому моменту группы The Chameleons уже давно не существовало.
В клочья
сторонние группы участников The ChameleonsПосле самороспуска The Chameleons в 1987 году пути их участников разошлись. Появилось множество групп, с которыми я бы хотела вас познакомить. Но сразу оговорюсь, что мне удалось найти далеко не все из них. Более того, незадолго до окончания работы над этой статьёй я узнала, что их всего не пять, а порядка пятнадцати… Впрочем, очень хочу надеяться, что в моей небольшой подборке сторонних групп участников The Chameleons вам что-то придётся по душе. Начну с самого близкого к жанру, так сказать, исходной команды… нет, не Invincible, не угадали. The Sun and the Moon лучше вам дам послушать, а именно песню Arabs and Americans.
Это была одна из групп Марка Бёрджесса, успевшая за время своего существования разродиться одним студийным альбомом и двумя миньонами. А теперь на очереди группа The Reegs, образованная Дэйвом Филдингом и Рэгом Смитисом, чья музыка от творчества The Chameleons не просто отошла, а очень сильно отошла. Не верите? Оцените тогда пост-панк-кантри «Is There a Mother-In-Law in the Club?» из первого альбома The Reegs Return of the Sea Monkeys 1991 года выпуска.
Это был прямой радиоэфир из Техаса, где полным ходом идёт большая дискотека… Ой, прошу прощения, замечталась. Нет, правда, если бы я не знала, что это представители британского пост-панка, я бы подумала, что это какие-нибудь пацаны-самородки из США. И это далеко не всё, на что были способны The Reegs: у них есть много чего интересного (жалко только, что всего два альбома на счету группы), в том числе и ещё одна замечательная инструменталка J.J.180, которую лично я бы выставила в номинации «Лучший саундтрек к космическим эпопеям, которого никогда не было».
Тем временем, между прочим, Марк Бёрджесс успел собрать другую группу, с которой он выступал под маркой Mark Burgess & the Sons of God. Немудрено, что в репертуаре команды с таким величественным названием есть превосходный кавер на песню You Only Live Twice — главную музыкальную тему одноименного фильма о похождениях Джеймса Бонда.
Но главным открытием для меня стала группа Black Swan Lane, чья музыка мне попалась во время прихода весны: это когда солнце светит ярко (но ещё не печёт, как в самый разгар лета), птички наперебой поют, и только холод, идущий от земли, напоминает об уходящей зиме. Таким образом, в этом году я нашла себе альтернативу Pet Shop Boys, на чьё творчество меня традиционно тянет ранней весной. Так что спасибо моему огромному интересу к «Хамелеонам» и их сторонним группам.
Чудо и изумление
второе пришествие The ChameleonsА теперь я позволю себе немного отмотать время с 2007-ого года, с которого начала творить группа Black Swan Lane, на 2000-ый, поскольку повод на это особенный — воссоединение The Chameleons! Правда, после него группа просуществовала всего-то около трёх лет — если вам и удастся услышать её песни, то только в исполнении очередной (уже и не знаю, какой по счёту) группы Бёрджесса Chameleons Vox. Но есть и положительные моменты, а именно три альбома: два сборника акустических версий песен The Chameleons Strip (2000) и This Never Ending Now (2002) и полноценный студийный альбом Why Call It Anything (2001). Чем они ценны? Поясню свою точку зрения.
Благодаря Why Call It Anything я поверила в обоснованность понятия post-punk revival, что в переводе с английского означает «возрождение пост-панка», — так называют новую волну пост-панк-команд, которая поднялась в 2000-ых годах. Правда, до новичков пост-панка я пока ещё не добралась, но причина это сделать у меня есть. Вот оцените эксперимент от ветеранов пост-панка The Chameleons со смешением их основного направления с негритянской музыкой, который вошёл в Why Call It Anything под названием Miracles and Wonders.
Не ожидали? Я тоже. То же могу сказать и об акустических версиях песен The Chameleons. Вообще у меня весьма неоднозначное отношение к MTV Unplugged и подобным акциям, поскольку далеко не каждая композиция (а то и группа) в акустике может звучать хотя бы не хуже, чем в оригинале. Отрицательным примером для меня служит в этом плане хит Depeche Mode Personal Jesus, который очищение от всяких электронных примочек превращает, на мой взгляд, в нечто совершенно блёклое. «Хамелеонов» мне также непривычно воспринимать в акустике, зная, что они умеют выдавать при полном параде. Однако я нашла несколько песен, которые электрических гитар и синтезаторов вполне себе достойно звучат. Особенно, мне кажется, их будет интересно послушать в unplugged-версии даже не фанатам группы, а, наоборот, тем, кто пост-панк (а то и 80-ые вообще) не любит. Soul in Isolation, например, оригинальная версия которой вышла в 1986 году на альбоме Strange Times, — пожалуй, на этом оттенке я и закончу описывать палитру «Хамелеонов».