Клифф Бертон: цитаты

  • Ты не сгораешь от слишком быстрого темпа. Ты сгораешь от слишком медленного и от скуки.
  • Почему мы должны меняться на сцене? Мы не пытаемся быть чем-то огромным и модным, мы — просто мы, и мы делаем то, что хотим, и предпочли бы продолжать в том же духе.
  • Всегда продолжай идти вперед как сумасшедший и обернись только тогда, когда достигнешь цели. В обратном случае ты собьешься.
  • Мы делаем что хотим. Нас не заботит, что думают остальные.
  • Лично я сказал бы, что «владелец» всего сущего — судьба… Кто бы ни был на игровом поле, игра справедлива, и от игрока зависит, даст ли он собой пользоваться.
  • Жить значит умирать.

Воспоминания о Клиффе

  • Джеймс Хэтфилд: «Он был сам себе хозяин и носил, что хотел, это было частью его очарования. Принимаешь личность такой, какая она есть ещё и потому, что это часть очарования группы. Совершенно ни к чему было заставлять носить Клиффа джинсы-трубочки, или дудочки, как мы их там раньше называли, и чёрный цвет. Хотя каждый из нас его подзадолбал с этим. Его диско-медальон, как мы его прозвали, маленький красный крест, кулон… это был диско-медальон. У него была новёхонькая джинсовая куртка, вся мятая и насыщенного синего цвета, вот это он считал нарядом. Благослови его Господь за это. Но в конце концов, поднимаешься на сцену или идёшь в студию и проявляешь себя с лучшей стороны. И это вне всяких сомнений относится к Клиффу. Его выступления всегда приковывали внимание, поэтому он и оказался в группе»
  • Ларс Ульрих: «Клифф был так стремителен во всей той палитре вещей, которыми занимался, и вещей, которые его вдохновляли. Именно его музыка, его отношение, его подход к жизни действительно вдохновили меня и Джеймса на расширение наших горизонтов, на расширение музыкальных горизонтов Metallica. Мне было бы интересно знать, что еще он мог бы привнести, потому что мне казалось, что мы только начинаем»
  • Кирк Хэммет: «Клифф был абсолютной аномалией. По сей день я пытаюсь осмыслить все, что пережил с ним. Он был басистом и играл как басист. Но черт возьми, он извлекал из баса кучу звуков гитары! Он написал очень много партий, ориентированных на гитару. Он всегда носил с собой небольшую акустическую гитару, настроенную в пониженном строе. Я помню, однажды я взял эту гитару и подумал «Как она вообще настроена? По «до»?». Он объяснил, что ему нравился такой строй, потому что так получались мощные бенды. Он всегда придумывал гармонии на этой гитаре. Я сидел рядом, играя на своей, а он брал бас и сразу начинал играть эти гармонии. И петь. Я помню, на радио начинали играть Eagles, и он подпевал; пел тоже гармоническую часть, никогда не пел в тонике»
  • Джейсон Ньюстед: «У него был великий и очень особенный талант… Соло Клиффа были абсолютно совершенны»

Клифф Бертон: биография

Клиффорд Ли Бертон родился 10-го февраля 1962-го года в городке Кастро-Вели в Калифорнии. Уже в шесть лет мальчик начал осваивать фортепиано, а в четырнадцатилетнем возрасте впервые взял в руки бас-гитару – вполне возможно, что на это решение наложила свой отпечаток трагическая смерть старшего брата Клиффа. И что характерно, Бёртон не прекращал ежедневные шестичасовые занятия с басом даже достигнув всемирной славы с Metallica. Главными ориентирами для своей игры на бас-гитаре он называл Лемми Килмистера (Motorhead), Гедди Ли (Rush) и Гизера Батлера (Black Sabbath).

Незадолго до окончания школы Клифф прошел специальные курсы в музыкальном колледже калифорнийского городка Напа-Вели, где, к слову, подружился с Джимом Мартином, впоследствии ставшим гитаристом Faith No More.

1982 год. Из совсем ещё юной команды Metallica уходит басист Рон Макговни. Хэтфилд и Ульрих посетили концерт группы Trauma, где были просто поражены бас-гитаристом этого коллектива и одной из соло-партий, исполняемых им. Этим басистом оказался Клифф Бёртон, а тем соло – легендарная (Anesthesia) Pulling Teeth. Он был поистине уникален, и основатели Metallica, едва дождавшись окончания концерта, сделали Клиффу предложение влиться в состав их группы. И после продолжительных размышлений Бёртон дал своё согласие на сотрудничество, но только если Metallica перебазируется из Лос-Анжелеса в Сан-Франциско.

Клифф провёл в составе Metallica три года, впервые выступив с группой 5 марта 1983 года в клубе «The Stone», Сан Франциско. И за эти три года он серьёзно повлиял как на творчество Metallica (имея навыки классического пианиста, он постоянно обучал товарищей по группе музыкальной теории, познакомил их с репертуаром Misfits, Thin Lizzy и знаменитого пианиста Глена Гульда), так и на внутренний мир Джеймса, Кирка и Ларса.

Клифф Бертон записал с группой три потрясающих альбома: Kill ‘Em All (1983), Ride the Lightning (1984) и Master of Puppets (1986). Возможно, их было бы гораздо больше, если бы не роковое происшествие ранним утром 27 сентября 1986 года. Во время европейского тура в поддержку нового альбома Master of Puppets водитель автобуса, перевозившего группу, не справился с управлением, и после длинного заноса автобус рухнул с насыпи на бок. Спящий Клифф во время падения машины вывалился из окна и был раздавлен. Последний концерт Клифф отыграл за день до смерти, в стокгольмском клубе «Солнхаллен». Его последней песней была Blitzkrieg.

Во время церемонии кремации Клиффа играла инструментальная композиция Orion из альбома Master Of Puppets. Почти двадцать лет после этого события она не исполнялась на концертах Metallica. (Anesthesia) Pulling Teeth также долгое время не звучала со сцены – вплоть до шоу, посвящённых 30-летнему юбилею группы.

Памяти Клиффа было посвящено немало песен и альбомов, в числе которых In My Darkest Hour (Megadeth), Among The Living (Anthrax) и The Dark (Metal Church).