Ню-метал – не метал?
История и особенности жанра
Он не просто звучит свежо. В ню-метале тяжелая музыка облачается в совершенно новую концепцию звучания: акцент на упрощенные риффы, пониженный строй 7-струнных гитар и 5-струнных басов, отсутствие бласт-битов и гитарных соло. Но это не все сюрпризы замысловатого поджанра. Одна из главных его особенностей — ломанный ритмический рисунок, насыщенный синкопами и схожий разве что только с грув-металом.
Этот микс, совсем не похожий на те мрачные поджанры металла, о которых на Роккульте уже рассказывал мой коллега, продемонстрировал в середине 90-х годов настоящий апгрейд металлической музыки. Апгрейд этот, к слову, пришелся по вкусу далеко не всем металлистам и вызвал противоречивую, но тем не менее очень бурную реакцию. Зачастую поклонники не приемлют ню-течение как часть металла, называя его «худшей в мире музыкой», а исполнителей — «музыкантами без яиц». Высказывания о том, что ню-метал — «не для мужиков», подогреваются еще и тем фактом, что на выступлениях ню-метал-групп всегда присутствовало больше женщин, чем на концертах представителей других жанров металла. К слову, в отличие других направлений металла женщины здесь еще и поют, а если не поют — то играют в группе. Например, в Coal Chamber, несмотря на смены участников, за бас-гитарой всегда оставались женщины, вокалистка Отеп Шамайа дала свое имя еще одной известной ню-метал-группе, а коллектив Kittie — вообще полностью женский.
Лирика мрачна, как и положено в металле, но больше напоминает тематику одного из своих жанров-предков — гранжа. В потоке речитатива, прерываемом скримингом или чистым вокалом, вы услышите о боли, тоске, страхе, отчуждении, ненависти и угрозах. Но это лишь общие критерии, которые, проходя через призму ню-метал-коллективов, становятся почвой для новых тем. Dope, например, больше поют об отношениях, и их тесты пронизаны мотивами секса, наркотиков, женщин, насилия и душевных переживаний. Особняком здесь стоят парни, играющие христианский ню-метал, как, например, P.O.D. На контрасте с тяжелой, колючей музыкой и читкой звучат светлые строчки о надежде и спасении.
Но кто бы о чем ни пел, тексты ню-метал-групп всегда очень прямолинейны, а структура куплетов и припевов напоминает ту, что используется в поп-музыке. Зачастую исполнители устраивают коллаборации с исполнителями хип-хопа, все больше стирая границы между жанрами. Например, Korn и Ice Cube записали вместе композицию Children of the Korn, Limp Bizkit успели поработать с известными на весь мир артистами — Method Man, Lil Wayne, Xzibit, Snoop Dogg. Ну а совместное творчество Jay-Z и Linkin Park в свое время звучало из каждого мобильника.
Ветераны жанра
Ню-метал, зародился на почве индастриал-, грув-, фанк-, альтернативного и рэп-метала, хардкорного панка, хип-хопа и постгранжа. Поспособствовали этому зарождению эксперименты с ритмом таких коллективов, как Faith No More, Anthrax, Rage Against The Machine, Prong, Tool и Red Hot Chili Peppers. Также известные ню-металисты признавались, что вдохновлялись творчеством рэп- и хип-хоп исполнителей Dr. Dre, Ice Cube, Nas, Wu-Tang Clan, Run-D.M.C., Boogie Down Productions, Public Enemy. Особенно сильно на развитие жанра повлияла группа Beastie Boys.
Однако это были лишь предпосылки. Становление жанра было ознаменовано выходом первых пластинок Korn. Агрессивные риффы Korn и Deftones вместе с балладами Staind, речитативом Limp Bizkit и Coal Chamber сформировали канву нового металлического жанра.
Среди прочих пионеров нельзя не отметить Papa Roach, P.O.D., Saliva, Sevendust и Godsmack.
Пик популярности
В 1998 — начале 2000-х ню-метал достигает своего пика. Пионеры жанра переходят на крупные лейблы, а их пластинки становятся мультиплатиновыми. На волне этого успеха Linkin Park выпускают свой дебютник Hybrid Theory, став для многих неподготовленных слушателей проводником в мир тяжелой музыки. Кори Тейлор оставляет Stone Sour для участия в экстремально звучащей и многообещающей ню-метал-группе Slipknot. Более чем успешные релизы Papa Roach, Staind и P.O.D способствуют поддержанию популярности жанра. Мир узнает Drowning Pool, Crazy Town, Static-X, Chevelle, Disturbed. Под влиянием ню-метала создают свою музыку Cypress Hill, Sepultura, Machine Head, Slayer и многие другие.
Ню-метал с приправой
Несмотря на общие тенденции, каждый коллектив приносит в жанр свою «перчинку». Особенно колоритны в этом плане Ill Niño, совмещающие ню-метал звучание с латиноамериканскими мотивами. Тяжелые риффы этого самобытного коллектива очень необычно и свежо сочетаются с зажигательным южноамериканским фолком.
Пионеры жанра Coal Chamber по праву считаются одним из самых мрачных ню-метал-коллективов, смещая свое звучание от хип-хопа в сторону готики. Другие американцы, Mudvayne, прославились своим нестандартным строением песен. Порой из-за резких смен мотивов и ритма непонятно, где в композиции куплет, а где припев. Примечательно, что дебютник группы вдохновлен «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика, а барабанщик Mudvayne говорит о «числовом символизме», описывая соответствие риффов лирическим темам.
Сайд-проект Макса Кавалеры Soulfly тоже отметился в нашем списке. Две первые пластинки грув-металлистов, Soulfly (1998) и Primitive (2000), совместили в себе ню-метал с племенными южноамериканскими мотивами. Интересно звучат металлисты-японцы Maximum the Hormone, сочетая тяжесть ню-метала с пародийными поп-элементами. Если вам доводилось смотреть аниме «Тетрадь смерти» в далеком 2007-м, вы наверняка помните этих ребят по саундтрекам.
Всемирно известные группы
DOPE, Otep, Pillar, Taproot, Hoobastank, Adema, Trapt, Thousand Foot Krutch, Hollywood Undead, Motograter, Snot, Crossbreed — благодаря этим группам ню-метал продолжал оставаться на плаву в начале 2000-х, а также тогда, когда пик популярности жанра уже миновал. Композиции в жанре «новой металлической музыки» можно встретить в творчестве System Of A Down, Sepultura, Breaking Benjamin, Lostprophets, Мэрилина Мэнсона, Three Days Grace и многих других представителей самых разнообразных родственных жанров.
Дальнейшая судьба и критика
После упадка ню-метала в 2003-м его ключевые представители если не взяли перерыв, то ударились в смежные направления и жанры, ему предшествующие. Лишь к 2010-2011 годам жанр возрождается, элементы олдскульного звучания в свое творчество возвращают Korn, Staind, Limp Bizkit, а в 2014 году аналогичное звучание проскальзывает и в альбоме Linkin Park The Hunting Party.
Несмотря на состоятельность жанра, его представителям не удалось избежать жесткой критики. Причина — размытость стилевых границ жанра, из-за которых его смешивают и с рэп-металом, и с альтернативным металлом, но все же причисляют в ряды производных металла. Тим Коммерфорд из Rage Against the Machine назвал Limp Bizkit «одной из самых глупых групп в истории музыки». Дэйв Мастейн и вовсе заявил, что «лучше вырвать веки, чем слушать ню-метал». Но еще более примечательно то, что некоторые участники групп, традиционно считающихся основателями или ярчайшими представителями жанра, не считают себя причастными к нему.
Со всеми этими словами можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не признать, что ню-метал состоялся как самостоятельный поджанр с мировыми представителями, богатым вкладом в рок-культуру, бессмертными хитами и миллионами поклонников.