-
Пусть этикетка «документальный фильм» не вводит в заблуждение: выполняя все формальные требования биографии, он наводит художественного туману побольше иных фикшенов. Изо всех ролей, которые Ник Кейв успел сыграть в кино, эта — его самая виртуозная. «20 000 дней на Земле» — новый кирпичик в непроницаемой стене мифологии, которую музыкант выстраивал вокруг собственной персоны на протяжении всей своей карьеры.
-
Кейв не только главный герой кинокартины, но также — повествователь. Его сочный баритон озвучивает все ключевые моменты, а нарратив полон саморефлексии.
-
Фильм представляет собой не что иное, как 24 часа из жизни Ника Кейва. Однако в хронометраж «20 000 дней на Земле» успевают поместиться заметно больше событий, мест и лиц: Брайтон и Франция, пыльный рабочий кабинет и сцена австралийского концертного зала, сыновья и давние коллабораторы. Благодаря коллажной структуре этого кино, где один сюжет переплетается с пятью другими, начинает казаться, что здесь — не просто 20000-й день, но целая история жизни певца.
-
Главное, чем фильм интересен не только поклонникам Кейва, но и любому человеку, неравнодушному к музыке, — это возможностью заглянуть в святая святых — студию музыканта. «20 000 дней на Земле» снимался во время сессий записи альбома Push The Sky Away 2013 года и дает бесценный инсайт на креативный процесс. Музыкант даже делится собственным творческим методом: «Для создания песни требуется контрапункт, столкновение двух несовместимых вещей».
-
Обязательная составляющая жизни нынешних звезд — сеанс психотерапевта — обставлен так, что трудно сообразить, насколько правдоподобны откровения музыканта. Тем не менее фрейдистский анализ первого сексуального впечатления и чтения «Лолиты» Набокова вместе с отцом представляют огромный интерес, даже если являются всего лишь очередными мифологемами.
-
В череде собеседников, с которыми Ник Кейв ведет полувымышленные беседы за рулем своего авто, мелькает давний соратник — Бликса Баргельд. Его появление в фильме наконец приоткрывает завесу тайны над внезапным разрывом немецкого гитариста с The Bad Seeds.
-
Также призраком из прошлого мелькает Кайли Миноуг, дуэт с которой в 1997 году впервые вознес Кейва со товарищи на вершину поп-чартов. О чем сам он вспоминает в фильме с восторгом и легкой усмешкой.
-
Что не выглядит вымышленным, так это признание музыканта в любви собственной жене Сьюзи Бик. Да, его слова о ней звучат как готовая поэма, но тем правдивее кажется то, что скрывается за ними.
-
В одной из сцен Кейв посещает архив и обнаруживает собственное завещание, составленное еще в 80-е годы. Всё нажитое непосильным трудом он наказал тогда передать в Мемориальный музей имени самого себя. Что может лучше описать его как звезду и человека? Пожалуй, только эпизод, где он снимает свой черный пиджак и достает из багажника своего «Ягуара» другой, точь-в-точь такой же черный пиджак на смену.
-
«20 000 дней на Земле» логически завершается лайвом The Bad Seeds, во время которого Ник Кейв предстает во всей своей мощи и красе, обращаясь к залу: «I’m transforming, I’m vibrating, look at me now» – строчками от человека, который давно превратился в миф о самом себе.
10 причин посмотреть фильм «20 000 дней на Земле»
«На исходе двадцатого столетия я перестал быть человеком», — эти строчки служат вступлением к полуторачасовому препарированию фигуры ужасного и прекрасного Ника Кейва.
Фильм «20 000 дней на Земле» мог бы встать в один ряд с другими более или менее удачными рокьюментари, если бы не мастерство тандема режиссеров Айана Форсайта и Джейн Поллард. И если бы не большая доля участия самого Кейва ‒ он, помимо прочего, приложил руку и к сценарию, и к саундтреку. Не зря данная кинокартина сразу же после премьеры в 2014 году получила премию за лучшую режиссуру и лучший монтаж на кинофестивале «Санденс». И это – только одна из причин окунуться в жизнь, вероятно, последней настоящей рок-звезды современности.
Еще десять поводов посмотреть «20 000 дней на Земле» ‒ ниже.