Реалии современной музыкальной индустрии



Фото - www.billboard.com 

Ваши аудиозаписи — это реклама концертов. Фонограммы на физических носителях (CD, винил, аудиокассеты) — это сувениры для фетишистов, никакой практической функции у музыки на носителях нет. На стриминге и продаже треков через iTunes реально зарабатывает только один процент артистов. Для остальных суммы смехотворные. Также на продаже аудиозаписей зарабатывают не очень известные артисты, которые смогли выстроить уникальные взаимоотношения со своими поклонниками, но каждый такой случай – исключение из правил и пока не позволяет говорить о наличии какой-либо устойчивой системы, которая помогла бы каждому артисту монетизировать своё творчество таким же очевидным образом, как это было до изобретения широкополосного интернета.

Не надо быть луддитом, прогресс не стоит на месте. Не ждите волшебного пинка и не думайте, что, назвав себя «музыкантом», вы имеет право думать только о музыке — это не так, вам придётся понять и освоить множество навыков, никак не связанных с музыкой. Сам себе директор, букер, продюсер, пиарщик, звукорежиссёр — будет намного лучше, если вы начнёте стремиться контролировать всё это самостоятельно, а не ждать, когда появится кто-то, кто в вас «поверит».

"90 процентов чего-бы-то ни было - полная ерунда"
Закон Старджона

Оставьте попытки подписаться на мейджор-лейблы (Sony, Warner, Universal)



Фото - www.lovethispic.com 

Они вам не нужны, они вам не помогут. Без достойного бэкграунда в виде фан-базы, инвесторов и внушающего доверия attitude — вы им не интересны. Без этого вы можете даже не начинать рассказывать про свою музыку. У мейджор-лейблов нет никакой социальной ответственности перед молодыми артистами; это бизнес, и мейджоры вам ничего не должны. Вместо этого сконцентрируйтесь на своём творчестве и способах его монетизации как независимый артист — это вполне реально, если вы делаете что-то реально интересное. У мейджоров нет недостатка в новых артистах, но бывает, что есть нужда в авторах — возможно вам стоит развиваться в этом направлении, если, несмотря на всё вышесказанное, вы намерены с ними сотрудничать.

Лучший пиар — это ваша музыка, ваше творчество



Фото - www.youtube.com 

Пишите хиты. И не врите себе, если хит не получается. Хиты имеют свойство становиться вирусно популярными, люди рассказывают о них друг другу, делятся в соцсетях, шазамят. Если у вас нет хитов, то нет и популярности и, следовательно, меньше шансов монетизировать своё творчество. Спасибо, кэп.

Социальные сети: мне нравится, рассказать друзьям



Фото - pinterest.com 

Мы живём в эру самых технологически продвинутых сарафанных радио — социальных сетей. Развивайте своё комьюнити в социальных сетях — это важно и не требует больших денежных вложений. Лайки, шеры, аналитика вовлечённости аудитории и способность использовать преимущества каждой из самых популярных социальных сетей имеют сейчас решающее значение для карьеры независимого артиста. У каждого артиста есть возможность создать свою «секту» с помощью социальных сетей, но не все это понимают и не всем это удаётся.

Лучшее — враг хорошего!



По моим наблюдениям, людей, добившихся успеха в творчестве, нередко объединяет естественное стремление постоянно творить — на грани графомании. Они пишут, записывают, придумывают что-то постоянно. Прошло то время, когда новый артист мог себе позволить по три года записывать и переписывать новый альбом, вложив в него кучу денег и времени. Вы не будете жить вечно, у вас нет времени на перфекционизм: альбом может не выстрелить, даже если вам он наконец-то показался идеальным, а время будет потеряно. Лучше придумать и записать что-то новое.

Самая благодарная аудитория — это школьники и студенты



Фото - www.billboard.com 

Если вы смогли привлечь эту аудиторию, то сорвали джекпот. Если на протяжении 2-3 лет основной костяк ваших фанатов — это люди в возрасте от 15 до 21 года, то в долгосрочной перспективе это те, кто могут остаться с вами до глубокой старости. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к новому, и если вам повезло стать не просто модным, а популярным и культовым артистом среди подростков, то они будут любить вас всю жизнь. Они будут покупать билеты, футболки, диски, кассеты, а через несколько лет купят вип-билет и приведут своих детей на концерты.

Так как же всё-таки заставить людей любить мою музыку?



Фото - risovach.ru 

Никак. Вы не можете никого заставить полюбить свою музыку — вы можете только рассказать о ней тем, кто уже готов её полюбить. И для этого вам не нужны газеты и журналы. Как правило, о рекламе и пиаре просят те артисты, которым пиар не поможет.

Если говорить о пиаре с нулевым бюджетом, то это возможно только при непосредственном участии самого артиста, который готов на рискованные, дикие выходки, которые гарантированно привлекут внимание СМИ. Это не требуют больших инвестиций, но нет и гарантии, что такие действия привлекут новых поклонников.

Журналистам нужен инфоповод. Ваша музыка сама по себе не будет инфоповодом, пока она не популярна, не актуальна и не на слуху. Но я ещё раз повторюсь: вам не нужны СМИ, чтобы ваша музыка стала известной — вам нужны хиты. И/или вам нужно творчество, которое отражает ценности вашей целевой аудитории — их мировоззрение, то чем они дышат и живут.

Ода музыкальной журналистике



Фото - chernyshev2033.blogspot.ru 

Пора перестать относиться к журналистам как к охранникам у калитки популярности — не они решают кому из артистов дать дорогу, а кому нет. Публикация в журнале потешит ваше самолюбие, но мало чем вам поможет.

Между тем претензии, которые сыпятся в сторону музыкальных журналистов, абсолютно не обоснованы. Мол, почему вы о них пишете, а о моём любимом армянском флейтисте с фри-джазом — не пишете. Есть редакционная политика, есть вопрос вкуса самого журналиста, есть актуальные артисты, а есть не актуальные, популярные и не популярные. Журналисты — тоже люди, и задачи писать обо всех перед ними не стоит. Ваши музыкальные пристрастия — это ваши музыкальные пристрастия, не переносите их на всех, вам никто не должен.

Профессиональных музыкальных журналистов, музыкальных критиков — мы говорим о тех, кто работает за зарплату, — осталось очень мало. Это вымирающий вид, который надо беречь. Зарабатывают они немного и, по-видимому, находясь уже в солидном возрасте, для своих ровесников являются изгоями. При этом они все как один хорошо образованные, начитанные люди — ходячие энциклопедии.

Жанр музыкальной рецензии мёртв. Нет смысла читать рецензию на альбом, который в интернете можно найти и послушать на дистанции двух-трёх кликов. Рецензии имели чисто утилитарное значение для массового слушателя: это был хороший способ понять, стоит ли тратить свои деньги на покупку CD или нет. Сейчас в этом нет никакого смысла. Прослушать альбом можно быстрее, чем прочитать рецензию. Вспомним цитату Фрэнка Заппы: «Говорить о музыке — это всё равно что танцевать об архитектуре». Теперь говорить и читать о музыке необязательно. Это очевидно для тех, кто родился после 1995 года, и неочевидно для остальных.

Единственное: было бы замечательно, если бы в музыкальных и развлекательных СМИ чаще появлялись рубрики «Новое имя в музыке» (прим.: загляните к нам сюда →), и в рамках этих рубрик происходило знакомство широкого круга читателей с новыми артистами. Сейчас таких изданий мало.

Те, кто производят буквы профессионально, в массе своей занимаются обслуживанием общественного вкуса и актуальной повестки дня. Требовать от них большего мы не имеем права — на этом и остановимся.

Ну так и что же дальше, падре?

Музыка перестала быть предметом, объектом дискурса, став необходимым воздухом, которым мы дышим, — это общий тренд. Возможно, так было и раньше, но по определённым причинам это стало реально заметно только в последнее время: осмысление, осознание музыкального творчества осталось уделом меломанов, редких оставшихся в профессии музыкальных критиков и блогеров. Способность музыкантов влиять на общество, менять мир также девальвировалась — музыка целиком и полностью захватила область наших эмоций, чувств, оставив разум для осознания других насущных проблем. Это может вам нравиться или не нравиться, но это реальность, с которой мы живём. И если вы музыкант, то чем раньше вы сможете осознать своё место в новой парадигме, тем лучше. Не тратьте время на иллюзии, если они ещё есть.

  • Полезные ссылки:

    likeni.ru — увлекательное путешествие в мир SMM
    Паблик вконтакте с полезными для музыкального самообразования видео
    Паблик вконтакте с фильмами о музыкантах
    insimple.ru — обучение и консалтинг в сфере музыкального менеджмента
    3plet.com — амбициозный проект, продвигающий новый формат выпуска музыкальных альбомов
    headhunter.ru — для тех, кому надоело «заниматься музыкой»

  • Внеклассное чтение:

    paperpaper.ru — интересный текст Максима Семеляка о состоянии современной музыки
    roem.ru — Стив Альбини о внушающем оптимизм состоянии музыкальной индустрии
    guitartime.ru — статья Артёма Рондарева «Советы начинающим музыкантам» — древняя, но смешная и актуальная
    tomhess.net — полезные статьи по организации музыкальной карьеры (английский язык, но есть тексты и на русском)
    archives.colta.ru — статья Ильи Зинина «Как не надо писать пресс-релизы»