История – очень капризная и противоречивая барышня. По логике вещей, человечество должно эволюционным путем избавляться от всего агрессивного, опасного, исполненного негатива, а взамен оставлять чистое, светлое и доброе. Но как бы не так. Однажды, годах примерно в 60-х прошлого века, когда агрессия тогдашних подростков, неудовлетворенных жизнью, политическим строем и положением дел в обществе, вылилась в музыку, произошло нечто прекрасное, что навсегда перевернуло мир с ног на голову.
Именно тогда родился хэви-метал.
Что это такое, кто к нему причастен, как вообще можно разобраться в невероятном многообразии групп и подстилей, родившихся за 50 лет существования жанра? Об этом подробно и наглядно рассказывает тяжеловесная под стать названию книга Энциклопедия хэви-метал, созданная Дэниэлом Букшпаном с безграничной любовью к музыке.
Что такое хэви-метал?
Термином «хэви-метал» небезызвестный писатель Уильям Берроуз называл инопланетян. Более широкое значение этого словосочетания подразумевает музыку в стиле метал в ее кристально чистой, девственной ипостаси. Именно такую музыку, что должна лежать в палате мер и весов под табличкой «чистый метал».
Изначально, когда это направление только родилось, журналисты и просто те, кто любит копаться в музыке с научной точки зрения, не разделяли такие понятия как «хэви-метал» и «хард рок». В наши дни это разные жанры. Металлистами-пионерами, безусловно, стали Black Sabbath, покорившие мир своими мрачными оккультными текстами, девиантным поведением и тяжелыми риффами. Возможно, именно поэтому предисловие к книге написано одним из вокалистов группы, легендарным голосом мира рок музыки Ронни Джеймсом Дио.
После такого авторитетного мнения писать собственное кажется немного грешно, но я попробую рассказать об этой книге подробнее. После слов Дио захотелось буквально окунуться в энциклопедию с головой, не так ли?
Энциклопедия хэви-метал – это 300 гигантских глянцевых страниц, убористо исписанных интересными фактами о самых значимых рок-группах мира. Статьи идут в хронологическом порядке: начиная с группы Abdullah из Огайо, дебютировавшей в 2000 году, заканчивая новоорлеанцами Zebra, хулиганящими с 1975 года. Прекрасная верстка, тонны редких и культовых фото не дают читателю скучать. Статьи про музыкантов краткие, но ёмкие. В них автору удалось уместить отличительные моменты биографии. Для особо значимых персон в книге выделено по несколько страниц: AC/DC, Metallica, The Rolling Stones, Black Sabbath и других коллективов, которые не нуждаются в отдельном представлении.
Энциклопедия – это не только заметки про рокеров. После пулеметной очереди из интересных фактов из истории светил рока тут и там появляются материалы, охватывающие всю индустрию. На одной из полос представлены гиганты рок-музыки среди рекорд-лейблов, и мы видим, к выпуску каких легенд они приложили руку. Еще один разворот посвящен моде рокеров – на примере Kiss, Judas Priest, Poison и других не менее известных имен по полочкам разложено все, что может украшать музыкантов на сцене, и рассказывается, как цепи и кожа пошли в народ.
Много внимания Букшпан уделяет всяческим подборкам: «Топ-10 самых продаваемых хэви-метал-исполнителей всех времен», «Топ дурацких песен», «10 песен о депрессии», «10 самых спорных обложек» и так далее. С огромной любовью к музыке и с бесконечной заботой о читателях автор вынес на одну страницу обложки 15 лучших альбомов хэви-метала, которые по состоянию на 2002 год распространились по миру самым большим тиражом.
Помимо подробного экскурса по страницам рок-истории в книге имеется резюме по ключевым ее вехам. Приложение под названием «Хронология хэви-метал» включает в себя и грустные эпизоды (смерть Бона Скотта, обезглавливание голубя зубами Оззи Осборна), и моменты великие (выход альбома Slayer Reign in Blood и начало ротации бессмертной композиции Led Zeppelin Stairway to heaven).
Информативность, легкость подачи массивов материала – это не все достоинства книги. Нельзя не отметить отличное чувство юмора, умелое использование иронии и сарказма в комментариях к некоторым эпизодам. Например, казалось бы, безобидный факт – выход главного хита группы Kiss, но с каким чувством его подал Букшпан:
Не менее остроумны и подписи к фотографиям. Например, фото, где Тайлер уходит со стадиона вместе со своей группой, увенчано такой эпитафией:
Вот так легко и непринужденно, со знанием дела и любовью к музыке и читателям Дэниэл Букшпан погружает всех заинтересованных в мир хэви-метала. Эта книга замечательна тем, что к ней можно обращаться снова и снова, и даже после многих лет она не потеряет своей актуальности. В ней описаны все главные вехи развития хэви-метала, который будет жить вечно.