Осторожно! В статье упоминается Пошлая Молли, Гречка и рэп! Слабонервным не читать, детей и Мишу Козырёва убрать от экрана!
Для начала разберём стандартную реакцию публики на смену группой направления. В таких случаях публика обычно пишет: «скатились», «постарели», «уже не те»… Вы замечали это, я уверен. И, возможно, сами писали длинные сочинения на фан-страницах в ВК, защищая или поливая грязью коллектив. Так вот. Происходить это может по двум причинам: первая — музыканты ищут новое звучание, развиваются. В этом случае обычно слышен рост качества записи, усложнение аккомпанемента без смены основной проблематики текста, однако личностный рост автора и глубина посыла всегда на лицо. Как пример — ребята из Rammstein или Slipknot, чьё творчество всегда придерживается определённой концепции, хорошо узнаваемо, а любые эксперименты в стиле продуманы и оставляют фанатов довольными, привлекая заодно и новых поклонников. Вторая причина — музыканты изменяют фанатам под влиянием новых, модных течений, с целью привлечения новой аудитории. В таком случае это уже больше бизнесмены, чем творческий коллектив. Яркий пример — всем известные отечественные исполнители, считающие, что того, что они вышли на сцену с электрогитарами уже хватает, чтобы называться рок-группой. Простите, имён не называем, но уверены, вы знаете, о ком идёт речь.
Теперь же разберёмся, как эта страсть к изменениям, характерная многим исполнителям, поможет вернуть рок-музыке в СНГ былую, или не очень, популярность.
Падение Берлинской стены
На фото — Берлинская стена. Она символизирует жанровые рамки и музыкальную классификацию в целом. За стеной — свобода творчества и мысли. А то, что каждая стена рано или поздно падает, вы догадываетесь.
Наверное, каждый рокер заметил, с какой скоростью популярность рок-музыки с середины 2000-х стремительно летит вниз. Летела, по крайней мере, до 2017-го. Причин тому полно, но самая главная — отсутствие у музыкантов цели закрепить рок или металл на сцене, к тому же, страх конкуренции и нежелание тянуть за собой молодые, никому неизвестные коллективы. Тот же «разогрев» помог многим западным коллективам встать на ноги засчёт других, более популярных групп. Жаль, что у нас такая практика не пользуется спросом… Вот что говорит о разогревах Дэвид Дрейман, вокалист Disturbed:
«Когда-то давно у нас на разогревах выступали Bring Me the Horizon — есть такая группа. Это дало им очень хороший прирост, сейчас их популярность сравнима с нашей»
Но, кроме разогревов, самой большой ошибкой русскоязычных рок-коллективов стало отсутствие смысловой составляющей в текстах песен. Бесконечно зарифмованные многозначительные строки, вместе ничего из себя не представляющие, не собирающиеся в общую гамму. А смысл и история, согласитесь, имеют самую важную роль в большинстве треков. Примером служат сверхпопулярные Би-2, чуть ли не святой Цой, Мумий Тролль, Летов и прочие исполнители, которых принято называть «русским роком» и ставить на главную сцену «Нашествия». Напомним, что Би-2 считаются самой успешной группой в СНГ. Вопрос: благодаря чему же?
И вот, середина нулевых, популярность у попсы и рока стремительно отвоёвывает рэп-музыка. То самое направление, в котором самое главное — текст. Текст и смысл, стихи, если хотите. Та специя, которой людям в то время не хватало в том блюде, что подавали на радио, компакт-дисках и по ящику. Им хотелось не только слушать аккомпанемент, но и понимать автора, говорить с ним, чувствовать, что переживания музыканта схожи с личными. Но что мы видим сейчас? Современные рэп-исполнители тоже меняют направление? Тоже скатываются в поп-музыку, размывают рамки собственного жанра, как и рок-исполнители, которых мы обсуждали ранее? Почему же? Всё просто: музыкальные течения, как и мода в одежде, меняются примерно каждые 7-15 лет. И сейчас мы находимся именно в этой точке во времени. Рок-музыка в СНГ погибла из-за того, что скатилась в бессмысленную попсу, а теперь из неё же и выйдет. Но как? Благодаря кому? Благодаря «новой школе».
Падение Берлинской стены, часть вторая
Фото - Lionel Cironneau, AP →
2017-й действительно вернул надежду на спасение такого тонущего корабля, как рок-сцена в СНГ. Важная ремарка — я говорю о молодой рок-сцене в СНГ. И случилось это именно благодаря тем, кого принято ругать — Пошлой Молли и Гречке. Ругают их обычно приверженцы «Чистого и Святого Русского Рока». Если вы именно такой человек, то, как уважающие друг друга рокеры, пожмём руки и примем за факт, что автор ни в коем случае не призывает что-то слушать, а что-то нет. Собственно, автор и сам не слушает данных исполнителей. Сейчас мы с вами говорим о том, чем появление или, вернее сказать, выстрел молодых коллективов обернётся для вас, простых слушателей. Теперь лучше? Хорошо, тогда продолжаем.
Итак, за что, собственно, ругают многие молодые коллективы? За то, что «не рок». Нет, ребята, это — рок. Ленинград — вот, что не рок, а шансон и поп. Аргументирую. Помните, как ПМ и Гречка выстрелили в 2017? И выстрелили они изначально именно среди той молодёжи, которая некогда была влюблена в Feduk’a и Элджея? Благодаря чему же? Они, как и рокеры нулевых, плевали на рамки определённого жанра, только иначе. В нулевых рок переходил в поп-музыку, изменяя своим слушателям, но коллективы продолжали именовать себя рок-группами. Сейчас же ребята просто творят, не привязывая себя к какому-либо направлению. Ту же Гречку можно интерпретировать как рок-, так и поп-исполнительницу. Это даёт ей свободу действий и мысли. Пошлая Молли позволили себе то, чего не позволяют исполнители «Чистого и Святого», за что стали очень популярны в короткое время. За это не надо ругать, напротив — тебе могут не нравиться ни ПМ, ни Гречка, но благодаря им рок-тусовка в СНГ стала немного популярнее среди основной массы потребителей «музыкального общепита».
А сейчас внимательнее. Разумеется, ни ПМ, ни Гречка — не «новая школа». Они всего лишь использовали приёмы, характерные для рока. Но их появление, уж поверьте, поспособствовало стимулом молодым ребятам что-то писать, выкладывать, бороться за место в интернете, и последствия этой борьбы уже заметны. Попробуйте сами ответить себе на вопрос: чаще ли я стал видеть рекламу новых коллективов в ВК, чем год-два назад?