«It’s been a hard day… ‘s night!»
Beatles не зря считаются самой влиятельной рок-группой всех времён. Своими студийными экспериментами 2-й половины 1960-х годов они заложили основу для развития таких стилей, как психоделический рок, прог-рок и даже хард-рок (не верите – включайте Helter Skelter). Но мировая известность «ливерпульской четвёрки», пресловутая битломания появилась не поэтому. Не сложные звуковые наложения и оригинальные композиционные находки породили битломанию – своим существованием она обязана бесхитростным, но чертовски энергичным и искренним песенкам типа Twist and Shout или She Loves You, Yeah, Yeah, Yeah.
Альбом A Hard Day’s Night – отличный пример раннего битловского творчества. Более того, это моя любимая пластинка среди тех, которые Beatles записали до ухода в добровольную студийную изоляцию. Здесь есть и ударные танцевальные хиты – Can’t Buy Me Love, Tell Me Why и одноимённая с альбомом, и супербаллада – And I love Her. Название пластинки, кстати, родилось благодаря Ринго Старру. Как-то раз, выходя из студии глубоко под вечер, он обронил: «It’s been a hard day…», потом посмотрел по сторонам и, поняв, что уже темно, добавил: «…’s night» . Перлы Ринго ещё не раз уйдут в народ.
На этот раз мы решили порадовать вас чем-то вроде потрекового разбора пластинки… от самих битлов! К каждой песне мы подобрали комментарий от самих участников группы. Посмотрим, что из этого получилось.
A HARD DAY’S NIGHT
Джон: Дик Лестер (режиссёр фильма A Hard Day’s Night – ред.) предложил использовать для названия одну из фраз Ринго. Знаете, это один из перлов, которые он произносил на полном серьёзе… В общем, Дик сказал: «Мы используем это название». И на следующее утро я принёс песню. Мы с Полом тогда соревновались за попадание на сторону А – у кого будет больше хитов. Если вы заметили, в начале карьеры большинство синглов были моими… Я лидировал в группе. Единственная причина, по которой Пол спел в этой песне, — я не мог вытянуть ноты в «When I’m home / everything seems to be right / when I’m home…».
I SHOULD HAVE KNOWN BETTER
Джон: Это моя вещь. Обычная песня, которая ровным счётом ничего не значит.
IF I FELL
Джон: Это была моя первая попытка сочинить балладу. Песня стала предшественницей In My Life, там даже последовательности аккордов такие же.
Пол: Это был период нашей гармонии… Мы сочинили несколько вещей (This Boy, If I Fell, Yes It Is) в духе The Fourmost, была такая английская вокальная группа.
I’M HAPPY JUST TO DANCE WITH YOU
Пол: Мы написали эту песню, чтобы Джордж спел её в фильме.
Джон: Сам бы я её никогда не спел.
AND I LOVE HER
Пол: Это всего лишь песня про любовь. Она никому не посвящена. Много лет спустя Перри Комо спел And I Love You So. Попытался украсть идею.
TELL ME WHY
Джон: Им нужна была ещё одна бодрая ритмичная песня, вот я её и сочинил. Получилось что-то в духе чёрных нью-йоркских женских групп.
Пол: Я думаю, что многие из таких песен (Леннона – ред.), как Tell Me Why выражали те чувства, которые испытывал Джон в реальности. Это могло быть связано с его проблемами с Синтией (женой Джона – ред.).
CAN’T BUY ME LOVE
Пол: Как припоминаю, мы записали её во Франции. Горжусь тем, что Элла Фицджеральд её перепела, хотя тогда мы не оценили значение этого факта… Суть этой песни в том, что материальные блага, конечно, хороши, но они не могут дать мне то, что я действительно хочу.
ANY TIME AT ALL
Джон: Мы сделали примерно то же самое, когда писали It Won’t Be Long. До – ля-минор, до – ля-минор, и мой вокал.
I’LL CRY INSTEAD
Джон: Я написал эту песню для фильма, но Дику Лестеру она не понравилась. Вместо неё он использовал Can’t Buy Me Love. Мне нравится бридж этой песни, и это, пожалуй, всё, что я могу о ней сказать.
THINGS WE SAID TODAY
Пол: Я сочинил Things We Said Today на акустической гитаре. Получилась ностальгическая вещь, она как бы о нас в будущем. Когда-нибудь в будущем мы вспомним то, о чём говорили сегодня, и эта ностальгия – по сегодняшнему дню. По-моему, неплохая задумка.
WHEN I GET HOME
Джон: Здесь я подражаю Уилсону Пикетту и звучанию фирмы Motown.
YOU CAN’T DO THAT
Джон: Мне было скучно всё время играть только ритм, поэтому я постоянно придумывал. как это можно обыграть поинтереснее. Лучший пример подобного – в песне You Can’t Do That. Здесь нет ритм-гитары и лид-гитары как таковых. Как бы то ни было, мне было скучно всё время играть «шлёп-шлёп», но и полноценным соло-гитаристом я никогда не был, потому что у Джорджа это лучше получалось. Но иногда я всё-таки люблю сыграть соло. Так я и сделал.
I’LL BE BACK
Джон: Милая мелодия, хотя середина песни получилась немного безвкусной.
Пол: Мы написали I’ll Be Back сообща, но идея всё-таки принадлежала Джону.
В завершение скажем, что альбом A Hard Day’s Night занимал первую строчку в британском чарте 21 неделю, а в американском Billboard 200 – 14 недель. В США пластинка приобрела четырежды платиновый статус. Более того, в 1986 году пластинка вышла и в СССР. В советской версии отсутствовала песня When I Get Home, так как права на переиздание полной версии альбома стоили дороже.