1. Блокчейн
посмотреть, что это, можно тут
Сами по себе продажи через интернет и в частности продажи электронных билетов уже давно не новинка, а вполне устоявшийся, хотя и до сих пор растущий тренд.
«Рынок начал меняться только в 2012 году, с появлением трех первых серьезных игроков, сделавших ставку на онлайн-продажи: «Нанобилет», EventMag и Radario. Но уже сегодня в Москве и Санкт-Петербурге почти 70% билетов продаются через интернет. И, по нашим прогнозам, в 2017 году этот показатель вырастет до 80-85%. Даже в самых консервативных регионах России продажи электронных билетов составляют процентов 20-30»
Популярность платежей через интернет, в свою очередь, заставляет продающие ресурсы все время расширять список доступных способов оплаты: PayPal, Bitcoin, GoogleСheckout, ApplePay… Также приходится заботиться о безопасности движения денежных потоков. В этот момент и становятся актуальными блокчейновые сервисы. Пока многие к ним относятся скептически (например, из-за низкой скорости работы). Но надежность и безопасность транзакций по-прежнему на первом месте, так что за блокчейном, по-видимому, будущее.
Кстати, не исключено, что в недалеком будущем на блокчейновую систему с карточной перейдут ApplePay и AndroidPay. По крайней мере, по словам технического директора компании RippleСтефана Томаса, Apple и Google в 2016 году проявили интерес к разработанному Ripple протоколу Interledger (ILP).
2. VR и AR-технологии
Виртуальная и дополненная реальность – это не только GTA 5 и PokemonGo. VR и AR-технологии активно используются и для привлечения клиентов, и для их развлечения или вознаграждения, и для ускорения самой процедуры продажи. Правда, пока преимущественно за рубежом. Например, игра Takara, созданная, кстати, на основе блокчейна и использующая GPS-ориентированный контент, позволяет пользователям искать и получать в реальном мире разнообразные токены – в том числе, билеты, купоны, флаеры.
«VR и AR-технологии – это пока не про маркетинг, а скорее про продукт. И в этой истории прорывов в России пока не заметно, хотя организаторы выставок очень любят эти технологии»
Очевидно, что этот сегмент рынка в России еще относится к разряду потенциальных. Но это хороший потенциал, судя по росту продаж за рубежом любых продуктов – от детских игрушек до недвижимости – с помощью VR и AR. В том числе, в перспективе возможны продажи билетов на виртуальные посещения любого события в любой точке мира.
Пока же эти технологии скорее выполняют роль «сбокубантика». Так первый в России билет с меткой для приложения дополненной реальности был выпущен в 2015 году для проходившего в Казани Чемпионата мира по водным видам спорта. Владельцам билетов предлагалось задействовать метку с помощью специального приложения и просмотреть мультфильм с символами чемпионата.
3. NFC и другая защита
посмотреть, что это, можно тут
Все большей защиты требуют не только платежи, но и сами билеты.
«Долгое время считалось, что централизованная печать в типографии – это вполне достаточная защита для билета. А мы с помощью системы контроля доступа на Нашествии-2016 обнаружили несколько сотен таких, бумажных, поддельных билетов. Поэтому услуга сканирования билетов становится все более популярной на больших мероприятиях. Причем, кроме сканирования штрих-кодов, организаторы начинают использовать и технологии NFC («коммуникации ближнего поля») – например, NFC-браслеты, выдаваемые гостям»
Кстати, технологию NFC можно использовать и для мгновенной продажи билетов на развлекательные мероприятия, а не только на поездку в метро – и это тоже отдельная тема для разговора.
4. BigData
посмотреть, что это, можно тут
Таргетирование рекламы, поиск подходящих площадок для распространения билетов, составление программы фестиваля в соответствии с ожиданиями аудитории – все эти задачи чем дальше, тем больше завязываются на работе с огромными массивами данных.
«Как известно, данные сейчас называют «новой нефтью», особенно в маркетинге. Поэтому, нужно собирать и копить все возможные типы данных, начиная от куки, заканчивая айдишниками, а не только адреса для e-mail рассылок. Либо с данными работать, либо с глаз долой и из сердца вон»
А где BigData, там и Artificial intelligence (Искусственный Интеллект по-нашему), и возможность просеивать BD через AI для большей эффективности принятия решений. Словом, одна технология неизбежно ведет за собой другую и делает рынок сложнее и интереснее.
P.S. Перечисленные выше пункты – это только верхушка технологического айсберга. Подробно об этих и других технологиях, которые изменят (и уже начинают менять) билетный рынок, поговорим на Moscow Ticketing Forum 2017. Нашим спикерам есть что рассказать.
«Рынок мероприятий довольно инертный. Все технологии уже здесь, глобализация делает свое дело – вопрос только в желании разбираться и использовать их. Хорошо, что есть такие площадки для дискуссий как Ticketing forum – надеюсь, они дадут толчок индустрии», — это пожелание всей отрасли от Максима Полкунова.