Русский рок появился как глубоко андеграундное явление в лоне советской культуры. Это было не просто желание преодолеть «железный занавес» и стать такими же как «они». Нет, мальчики из советских интеллигентных семей от Ленинграда до Владивостока брали в руки гитары и сочиняли стихи для того, чтобы восстановить преемственность поколений и культуры. Эта интуитивно понимаемая задача лежит глубоко в парадигме нашей культуры. Андрей Бухарин очень точно сравнивал Бориса Гребенщикова с Александром Пушкиным. Последний, получив образование на французском языке, стал переводить стихи на русский язык, тем самым создавая русский литературный язык. Гребенщиков тоже самое сделал с рок-музыкой: на основе западной он создал русский рок-язык. А за ним уже пошли последователи.

Но столкнувшись с реальностью рынка в 1987 году русский рок постепенно вновь уходит в тень. Он снова становится андеграундом, но уже потому что стал плохо продающимся товаром.

Все изменилось в конце 1990-ых годов. Русский рок вновь стал продаваемым, он вновь зазвучал по радио и телевидению, рок-музыканты опять стали узнаваемыми. Это было удивительное время. Наверное, первый и последний эпизод, когда местная ретро-эстетика стала уважаемым творческим методом. Когда на Западе уже сходила на нет мода на бритпоп, который восстанавливал в правах гитарный саунд 60-ых годов, отечественные музыканты решили реабилитировать русский рок. В это же время появилось «Наше радио», которому до появления mp3 и массового распространения p2p-сетей, удалось получить статус главного транслятора музыки поколения, выросшего в 90-ые. Лагутенко, Васильев, Земфира, Горшок и другие могли претендовать на статус новых гребенщиковых или цоев, кому что больше нравится. Никогда больше гитарная музыка на русском языке не будет настолько модной и важной.

Потом серебряный век русского рока будет снесен пластмассовой волной «фабрик звезд» и «народных артистов». Деньги снова победили. Следующая эпоха, когда отечественная музыка станет популярной у модников будет совсем другой. В конце нулевых вместо телевидения будет YouTube, вместо радио – аудиозаписи во «Вконтакте», а место русского рока и языка займет поклонение всему английскому. Это не хорошо, и не плохо – это другая эпоха.

Но теперь настала пора инвентаризировать наследие музыкальной эпохи конца 90-ых – начала 00-ых. К тому же многие ее герои уже стали уходить из этого мира. И как пел другой упомянутый выше классик: «Но настала пора и тут уж кричи не кричи».

10. Звери — Голод (2003)

10 Звери - ГолодДебютный альбом группы «Звери» был воспринят публикой и критикой в момент своего выхода по-разному. Подростки пубертатного возраста в песнях Ромы «Зверя» Билыка видели себя. Простые и точные тексты про безответную и взаимную любовь с бодрой гитарной музыкой били точно в целевую аудиторию. Но именно за это группе и доставалось от критики: ребят называли «Иванушками International» c гитарами. Так или иначе, но это лучшая попытка сделать поп-роковый продукт в условиях отечественного шоу-бизнеса.

 

9. Смысловые Галлюцинации — 3000 (2000)

9 ‘Смысловые галлюцинации -3000Сергей Бубунец и сотоварищи обостренно себя ощущали наследниками двух традиций: свердловского рока (Nautilus Pompilius, Чайф, Агата Кристи) и манчестерской музыки 80-ых (New Order, Happy Mondays, The Stone Roses). Это нашло свое отражение в их первой большой пластинке. «3000» — это великолепное сочетание электроники, холодных гитар и мистических текстов: всё то, чем славились музыканты Свердловска и Манчестера в предпоследнее десятилетие XX века. В этом смысле «Глюки» били в самую точку мировой музыкальной повестки, и чуть ли не на десять лет обогнали российскую.

 

8. Пилот — Сказка о прыгуне и скользящем (2001)

8 пилот - сказка о прыгуне и скользящемТретья пластинка «Пилота» звучит так, как если бы БГ вместо Цоя решил записать его дебютный «45». Дворовые песни, которые нигде так хорошо не звучат, как в городских дворах под расстроенную гитару, перемешаны с текстом эзотерического повествования, которое зачитывает приглашенный Юрий Шевчук. Странная пластинка, но мало кто в российской рок-музыке так долго и последовательно в качестве творческого метода использует концепт «русского рока» как Илья «Черт» Кнабенгоф. В «Сказке…» русский рок показан в одних из своих главных ипостасей — дворовой и философской.

 

7. Lumen — Свобода (2005)

7 Lumen - свободаАльбом появившийся на излете серебряного века русского рока, и звучит, скорее, уже эпилогом ему. Обновленный русский рок как-то не особо жаловал социальную тематику, которой славился в свой золотой век в 80-ые. Уфимская команда заняла этот пустующий участок. Песнями «Государство», «Благовещенск», «Не спеши» навсегда застолбила за собой звание самой острой политической группы России, конкурируя здесь только с «ДДТ». Песни про узнаваемую окружающую действительность, пропеваемые с напором Егора Летова, раздались как гром среди ясного неба в середине сытых и спокойных нулевых. И, как говорится, были широко растиражированы в узких кругах.

 

6. Король и Шут — Как в старой сказке (2001)

» Детищу Князя и Горшка к началу нулевых удалось стать самой узнаваемой группой среди неформальных подростков. На этом же поприще тогда с ними могли конкурировать только немцы Rammstein. Музыканты называли свою музыку панком, хотя варьировали с жанрами от альбома к альбому, и были сложнее и интереснее, чем о них привыкли думать. На пластинке 2001 года они заигрывают с пост-панком и депрессивным жанрами металла — в результате получился их лучший альбом. Хедлайнерство «КиШа» на «Нашествии-2002», транслируемом на протяжении двух дней на ТВ-6, которое делает старая команда НТВ, было главной приметой времени.

 

5. Ленинград — Дачники (2000)

5 ‹Ленинград - дачникиЭто не первый альбом группы «Ленинград», позже прозванной группировкой. Но первый, на котором Сергей Шнуров представит концепцию, которая сделает «Ленинград» главной рок-группой страны до 2008 года: духовые, секс, мат, тотальный стеб и цинизм. Большие заказные концерты на Рублевке вот-вот начнутся, а пока Шнур поет о неразделенной от безденежья любви, о родном городе и алкогольно-наркотическом угаре. Впрочем, об этом он будет петь и позже. Но мало какой альбом в то время звучал также живо и неожиданно как «Дачники».

 

4. Земфира — Земфира (1999)

4 ‡Земфира Редкому дебюту удается стать таким: 14 попаданий из 14 возможных. Альбом чем-то похож на алисовскую «Энергию». Тоже дебют, также в его создании принимают участие лучшие силы отечественной рок-музыки, также поется почти исключительно на полузапретные темы, а главное, в песнях ранее неизвестной ведущей уфимского радио нашли отражение чаяния всей женской половины поколения, выросшего в 90-ые. Земфира сразу же стала культовой фигурой в отечественной музыке, и вторым своим альбомом, и третьим, и четвертым, и остальными только подтверждала свой статус. Наверное, единственная наша рок-звезда, к творчеству которой претензий почти никогда не возникало.

 

3. Мумий Тролль — Морская (1997)

IMG18b58-8c66«Без этого альбома серебряного века русского рока не состоялось бы в принципе. Ещё не появилось «Нашего радио», «ОРТ Рекордз» еще не принялся искать молодые рок-таланты, рок-фестивали не транслируют на телевидении, а Лагутенко уже выпустил пластинку, которой заново пересоздает рок-музыку в России. И также как в свое время Макаревич и Гребенщиков доказали, что рок-музыку на русском языке делать возможно, Лагутенко показал, что такая музыка вновь может быть модной и передовой. Взрыв был настолько сильный, что уже через несколько лет о «Мумий Тролле» будут рассказывать школьные учебники истории.

 

2. OST Брат-2 (2000)

OST Брат-2В свое время рок-музыка помогла сделать фильм Владимира Соловьева «АССА» культовым и главным визуальным гимном «поколению дворников и сторожей». На этот раз фильм помог стать рок-музыке главной приметой времени. Саундтрек к русскому националистическом катехизису для многих людей, рожденных в Перестройку, стал главным проводником в рок-музыку. Тщательно отобранные самим режиссером Балабановым песни молодых групп, звучавших в эфире «Нашего радио», перемешаны в звуковой дорожке фильма с творениями классиков русского рока. Этот альбом — точка сбора всего русского рока в его второй, возможно, последний расцвет.

 

1. Сплин — Гранатовый альбом (1998)

splin_letela_zhizn_nashe_radio_chartova_duzhina_09_09_11«Если говорить о возрождении русского рока в чистом виде, если говорить о рок-музыке как о модной примете времени, то самый значительный альбом эпохи — «Гранатовый» питерцев «Сплин». Здесь есть всё, за что русский рок обожают и презирают: серая зимняя хмурь, депрессивность, грязные гитары. Даже социальной тематике нашел место во все времена аполитичный Александр Васильев — в «Катись колесо!». Лидер «Сплин» являл и являет собой пример идеального отечественного рок-музыканта — бард, поющий под акустическую гитару свои стихи (не тексты песен), и совершенно неважно, кто там играет на инструментах. Моментально став классиком жанра, Васильев всё дальше будет отклоняться от классической формы русского рока, но «Гранатовый альбом» так и останется лучшей пластинкой эпохи. Ни такой взрывной как «Морская», ни такой личной как у «Земфиры», ни такой безбашенной как «Дачники», ни такой социальной как «Свобода», ни такой философской как «Сказка…» — идеальной.