Baby Please Don't Go
High Voltage AUS (1975)
Как в семидесятых, так и в наши дни главным кредо AC/DC остаётся нерушимое правило — всегда зри в корень и держись его. Несущиеся без оглядки шестидесятые утомили слушателя смелыми экспериментами главных героев Британского вторжения. Казалось бы, индустрия перевернулась с ног на голову: изначально свободный и доступный рок-н-ролл стал прогрессивным и мультикультурным жанром, возглавляющим престижнейшие рейтинги. Могли ли к тому моменту остаться люди, как и прежде восхищающиеся duck walk Чака Берри и экспрессией Элвиса Пресли?
Парням из AC/DC эта старомодность сделала карьеру и звание одной из влиятельнейших рок-групп в истории. В семидесятых у молодых рокеров пробудился интерес к классическому блюзу. Далеко за примером ходить не нужно: вам известно, что Led Zeppelin вознеслись, выдавая рифы Вилли Диксона за собственные. Австралийский подход к переосмыслению жанра, в отличие от британцев, не остановился на пятнадцатиминутном смаковании композиций. Подобно своим кумирам, классическим рок-н-рольщикам, AC/DC из акустического блюза делали мощные боевики. Так появился кавер на песню Биг Джо Уильямса Baby Please Don’t Go (оригинальная запись датируется аж бородатым 1935 годом). Изначально балладная песня, но в руках австралийцев трагически ковбойская, входила в сет-листы группы лишь первые годы гастролей. А мировая аудитория услышала её почти через десятилетие: на мини-альбоме ’74 Jailbreak. Уникальное свидетельство процесса, когда AC/DC лишь нащупывали свой фирменный звук.
Love Song
High Voltage AUS (1975)
В 1975 году AC/DC не понимали насколько им не нужна эта песня. Даже находясь на А-стороне сингла, Love Song сломала коммерческий стереотип и ожидания группы от реакции аудитории: В-сайдовый боевик Baby Please Don’t Go оказался куда более востребованным, чем мелодичная баллада. Неизвестно также, узнала бы мировая публика о существовании трека без изобретения интернета: впервые вне Австралии Love Song издали в сборнике Backtracks в 2009 году. Да и в рамках выступлений песня прожила незначительные несколько лет. До сих пор трудно представить, что она могла бы занимать важное место в дискографии группы.
Тем не менее её, казалось бы, неуместное существование оправдывается интересным свидетельством демонстрации универсального амплуа фронтмена Бона Скотта. Кто бы мог подумать, что вызывающе одетый хозяин сцены может быть настолько нежным и внимательным к своему голосу (и привыкшим к громкой музыке слушателям).
You Ain’t Got a Hold On Me
High Voltage AUS (1975)
Я уже упоминал про любовь AC/DC к акустическому блюзу? Нет, это не акустический трек, но очередная и очень удачная попытка группы изложить классические темы блюза на новый, собственный лад. Если Baby Please Don’t Go с того же мини-альбома — слезоточивая и отчаянная песня мужчины, умоляющего девушку вернуться к нему, то в You Ain’t Got a Hold On Me лирический герой стал намного смелее и прямолинейнее — он всеми силами старается держаться в независимости от возлюбленной, так и жаждущей подчинить мужчину себе. Видела ли группа символизм в том, что вместе с лающими гитарами в лирику их блюза пришла сила и независимость? Остаётся догадываться, но звучит красиво.
Little Lover
High Voltage AUS (1975)
Успех AC/DC зиждется на блюзовой лирике и рок-н-рольной энергетике, но есть ещё одна забытая истина, о которой группа напомнила современникам — всё гениальное просто. Вы не ошибётесь, если назовёте Little Lover не претенциозной на сложность песней. Более того, одной из самых простых, лаконичных и воздушных в дискографии группы. И единственной балладо-подобной композицией в международной версии High Voltage. Альбом, в одном из соло которого звучала волынка. Почему мы всё ещё удивляемся балладным AC/DC?
Rocker
T.N.T. AUS (1975)
Отвлечёмся от блюзовых корней AC/DC и сосредоточимся на песнях менее лиричных — рок-н-рольных боевиках, в которых можно даже услышать Литл Ричарда. Фигурально выражаясь, разумеется (вряд ли увлёкшийся госпелом крёстный отец рок-н-ролла мог напрямую наставничать автралийцам). Тем не менее несколько невербальных уроков из творчества кумира группа вынесла.
Rocker — железобетонный аргумент, что ученики усвоили правила игры. Правила, основанные на самоповторах и праздности, но, тем не менее, ведущие к мировому успеху. Именно поэтому лающее буги Rocker — это Long Tall Sally хард-роковых семидесятых. Яркий пример, что двадцать лет — ничтожно малый срок даже для музыки.
Fling Thing
Jailbreak SIN (1976)
Уже в течение полувека практически вся планета уверена, что AC/DC — исключительно австралийская группа. Неизвестно, какой части бюджета страны это стоит местным австралийским спецслужбам. Тем не менее историческая справедливость восторжествовала и на потеху злопыхателям на второй стороне сингла Jailbreak издаётся Fling Thing, кавер на народную шотландскую песню 1841 года. Пара мгновений и слушатель вспоминает про этнические корни семьи Янгов, изначально проживавших в Шотландии, городе Глазго. Более того, группа призналась в своём истинном происхождении ещё годом раннее на альбоме High Voltage, в треке It’s a Long Way to the Top (If You Wanna Rock ‘n’ Roll) — именно там маршево и громогласно прозвучала (что бы вы могли подумать?) традиционная волынка, соло на которой исполнил сам Бон Скотт (по происхождению также шотландец). Но выступал ли коллектив в килтах? Простите, волынка волынкой, но без постоянного ношения килтов мы пока не готовы признать группу настоящими патриотами.
Примечательно также то, что Fling Thing — один из трёх официально изданных инструменталов AC/DC. Тем не менее самобытный почерк и блестящая исполнительская техника музыкантов всё также узнаваемы даже без харизматичного вокала Бона Скотта.
Не сказать, что группа когда-либо всерьёз задумывалась писать инструментальные композиции. Второй и последний раз опыт написания инструменталов группа повторила для саундтрека к фильму по книге Стивена Кинга «Максимальное Ускорение» (две композиции Chase The Ace и D.T. вошли в сборник Who Made Who 1986 года). Такие эксперименты аудитория, как оказалось, поощрять не собиралась.
Ride On
Dirty Deeds Done Dirt Cheap (1976)
Свой третий салют в сторону забываемых жанров AC/DC запустили прямиком к балладному рокабилли. Ride On стала последней балладой в дискографии группы и лебединой песней творческим корням коллектива. К следующему четвёртому альбому Let There Be Rock самобытная сыпучая смесь из старомодных жанров и хард-рока затвердеет окончательно и сформирует взрослый, знакомый по культовым хитам саунд AC/DC.
Ride On, к сожалению, не избежала судьбы прочих баллад группы. Да и на сцене она исполнялась раз, лишь через 25 лет после выпуска, в рамках Stiff Upper Lip Tour в 2001 году в качестве дани уважения блюзмэну Джону Ли Хукеру, скончавшемуся днём раннее. Достойный жест кумиру от группы, заимствовавшей значительную часть стиля Хукера.
Big Balls
Dirty Deeds Done Dirt Cheap (1976)
Прежде чем ругать современный музыкальный тренд на абсурдную лирику, убедитесь, не занимался ли ваш любимый артист тем же самым ещё сорок лет назад. И с большим апогеем несуразности, манерности и откровенного стёба, чем в Big Balls, вы не столкнётесь в рамках дискографии группы. Не сказать, что AC/DC когда-либо стремились писать тексты не про секс и рок-н-ролл, тем не менее в данном случае им удалось превзойти самих себя (и большинство своих современников). Главное помните, что he’s got big balls и she’s got big balls, но we’ve got the biggest balls of them all. Вместе с seafood cocktail, crabs и crayfish, конечно.
Rock and Roll Ain’t Noise Pollution
Back In Black (1980)
От бунта и угара альбома Dirty Deeds Done Dirt Cheap перенесёмся в годы коммерческого триумфа группы — к работе Back In Black, записанной с ныне действующим вокалистом коллектива Брайаном Джонсоном. Даже три альбома и гибель Бона Скотта мало повлияли на творчество AC/DC: на момент издания уже шестой пластинки в песнях, как и прежде, преобладали гимновые стадионные тексты, та же дикая энергия и зубодробящая техника музыкантов. Разве что саунд стал объёмнее, тяжелее и мягче. Тем не менее без данных мелочей финал альбома, маршевая и смакованная Rock and Roll Ain’t Noise Pollution, воспринималась бы совсем иначе.
По словам Брайана Джонсона Ангус и Малькольм Янги написали Rock and Roll Ain’t Noise Pollution в течение пятнадцати минут. Вот вам и развитие: сегодня полноценную композицию можно создать в течение пяти минут. Явный прогресс в производстве.
Two’s Up
Blow Up Your Video (1988)
Blow Up Your Video — самый необычный альбом среди однообразных работ группы. Конечно, совсем не в сторону пластилинового и фальшивого Fly On the Wall, пусть и оба появились в смутное время. Blow Up Your Video шлёт привет прямиком из самых нерадужных времён, когда статус AC/DC как лидирующей мировой рок-группы не то чтобы начинал оспариваться, нет. К 1988 году он был утерян вовсе. Творческая ли стабильность сыграла с группой злую шутку, появление новых, необычных звёзд в шоу-бизнесе или парни (ок, мужики) просто постарели — объяснить возможно, но это не имеет никакого значения. Важно, что это падение сделало Blow Up Your Video наиболее тревожным альбомом в дискографии группы, а Two’s Up — одним из самых драматичных треков AC/DC вовсе. Тематически тоже: лирический герой песни находится в процессе игры в карты и с каждым ходом удваивает свою ставку. Азарт и нездоровая страсть, поддерживаемые неспокойным инструменталом — не этого вы ждали от AC/DC?
The Razor’s Edge
The Razor’s Edge (1990)
После прослушивания песни у кого-нибудь остался вопрос, почему альбом называется The Razor’s Edge, а не Thunderstruck?
В начале девяностых в США заметно выросла роль альтернативной музыки, отрицающей творчество старшего поколения — разношёрстных металлистов и засидевшихся старцев шоу-бизнеса. Хорошо, что такие вещи не касаются австралийцев, верно? В 1990 году AC/DC триумфально возвращаются в мировые чарты со своим одним из самых коммерчески успешных альбомов не только в дискографии. Но не одним поп-звучанием Moneytalks и громовой мощью Thunderstruck полнится альбом. Нет, самое интересное группа гордо вынесла в заглавие альбома. The Razor’s Edge — угрожающая песня и точно одна из самых тяжёлых в творчестве AC/DC.
Rock N' Roll Dream
Black Ice (2008)
Rock N’ Roll Dream, пожалуй, самый загадочный трек в этом списке. С чего началась его история: в 2008 году Black Ice открыл заключительную страницу в истории AC/DC. До постскриптума остаются томительные годы, но новый альбом держится молодцом — и Rock N’ Roll Train прижился на выступлениях, логично последовал концертник Live at the River Plate, да и аудитория тепло приняла возвращение группы после восьми лет ожидания. Казалось бы, перерыв прошёл без последствий для творчества (как и всегда, да).
Но без беды не обошлось — в трек-лист Black Ice вошла странная и неоднозначная Rock N’ Roll Dream. Крепкая рок-баллада с элементами классического соула. Баллада. Через тридцать лет? Альбом даже не заявлялся как модерновый в истории группы, от того удивление появлению этого чуда усиливается многократно. За такое смелое решение AC/DC можно только благодарить. А нам — наслаждаться нетипичным творчеством группы, пусть оно и немногочисленное.