В потоке тысяч людей вы всё-таки попали на территорию какого-то именитого фестиваля. Вы — молодой человек, толкучка и духота измотали вас ещё до выхода кого-либо на сцену. Вы очень сильно хотите пить, но экономия совсем не лишних долларов — ваша религия и капиталистическая обязанность. Подходя к грузовикам с низкопробной провизией, вы замечаете, что продавцы воды и пива просят по четыре бакса — каждый за своё. Вы делаете очевидный выбор и теперь точно понимаете — это Woodstock ’99.

Любая годовщина — хороший повод, чтобы достать с пыльных полок хронику и поностальгировать о прошедшем. Очень здорово, когда такое событие отмечается небанально: компания HBO на очередной день рождения оригинального Woodstock неожиданно вспомнила про его фурорного младшего брата 1999 года и произвела о нём достойный обсуждения документальный фильм, в России эксклюзивно доступный на стримнг-сервисе Amediateka.

Woodstock — великий стандарт и ещё более великий антипример для подражания всем фестивалям. Каждый раз — это мощный лайнап, бесконтрольный вход, отсутствие слежки за порядком — в сумме полнейший хаос из музыки, грязи и всех сортов психотропных веществ и алкоголя (который выгоднее брать с рук, чем толпиться у грузовиков с разливным). В 2019 году должен был состояться седьмой одноимённый фестиваль, объединяющий поклонников «золотого десятилетия» музыки с обоих побережий Штатов. Ведь Woodstock — важнейшее культурное явление и большая, в полном смысле слова, традиция в истории американских шестидесятых, завершившая очень неспокойный и сложный, но великий период музыки. Это даже не фестиваль, а полноправное событие — одно из немногих подобных мероприятий, на сегодняшний день за пятьдесят лет с момента проведения оригинального мероприятия состоявшийся лишь шесть раз.

Несостоявшийся праздник пятидесятилетия Woodstock в 2019 настроил американцев на рефлексию:
— Каким образом это событие уже больше полувека вдохновляет поколения музыкантов?
— Почему именно такая, на первый взгляд, легкомысленная музыка — рок-н-ролл — объединяла лучших пассионариев прогрессивной молодёжи?
— И, главное, что фестиваль говорит о американском обществе в целом?

По сути оригинальный Woodstock — лакмусовая бумажка американского социума и его ценностей. В его рамках объединились представители крупнейшей субкультуры того времени — хиппи считали себя двигателями прогресса и образцом новой нравственности в эпоху крепнущего общества потребления. В наши дни выдающиеся документальные фильмы про оригинальный фестиваль давно уже отсняты, мемуары написаны и экранизированы, но к исследованию феномена новые и новые авторы возвращаются до сих пор — в 2019 фильм Woodstock: Three Days That Defined a Generation должен был подогреть интерес зрителя к предстоящему юбилею фестиваля, но обязательства организаторов перед спонсором выполнены не были и о празднике пришлось забыть (сейчас трудно представить, что на вопрос проведения какого-либо фестиваля может повлиять что-то, кроме ковида).



Фото - Ideahuntr 

В связи с этим наконец-то вспомнили про Woodstock 1999 года — его хроника действительно интересна не менее, чем посуточная история русской революции. Продолжалась она, правда, не десять, а всего три классических фестивальных дня, но этого хватило на пакет диких историй: множество смертей во время фестиваля, инициированные зрителями огромные костры, обвал вышки, разгром пункта первой медицинской помощи, экспроприация имущества предпринимателей, непрекращающийся дождь из бутылок и нижнего белья (на хрониках заметно, что где-то даже пролетали надувные секс-куклы), десятки квадратных метров болот, буквально пылающее оборудование — это лишь немногие детали из фильма Woodstock: Peace, Love and Rage.

Среди героев фильма: вездесущий всезнайка Моби, засветившиеся в хронике зрителя фестиваля, журналисты The New York Times и Rolling Stone, соорганизатор оригинального фестиваля Майкл Лэнг и даже курировавший разгон беспорядков во время мероприятия Дэйвер Кониг. Последний участвовал в ликвидации последствий ураганов Вильма, Катрина и Сэнди — по его словам Woodstock ’99 стал страшнейшей катастрофой, во время которой ему приходилось присутствовать (ну-ну). За три ночи мероприятия вывезли тысячи людей с различными травмами — это число заставляет поверить в его «преувелечение». Сотрудники фестиваля, трагически назвавшиеся Peace Patrol, оказались беспомощны перед капризами толпы — им пришлось даже закрыть глаза на проносимые наркотики — купюра с номиналом в двадцатку вполне удовлетворяла их любопытство.



Фото - КиноТВ 

Документалистская ценность фильма для многих будет компрометироваться двумя сюжетами: о насилии над женщинами и противоречивом выступлении рэпера DMX. Первая тема подробно раскрывается через высказывания героинь фильма, представителей пассионарных групп, участниц фестиваля, которые рассказали о засвидетельствованных ими сценах домогательств и в следствии физических и психологических травмах (после фестиваля неравнодушные девушки создали сайт, где любая подвергшаяся насилию зрительница могла рассчитывать на поддержку и помощь).

Вторая тема возникла благодаря треку DMX Party Up, эйр-бэк которого подразумевал из раза в раз повторение злосчастного «N-word» — DMX направлял микрофон в толпу, и та с радостью подпевала рэперу. Герои фильма осуждают поступок «белого зрителя» (составлявшего большинство участников фестиваля), но оправдывают их мотив общей эйфорией во время любого концерта.

Вероятно, что данная нынешняя тенденция раздражает многих (в частности российских зрителей, кому неприязнь к этим темам навязывается покруче чем самим американцам) — я рекомендую игнорировать эти сюжеты, ибо в них отражён недоступный для нас культурный код людей с другого конца планеты. Обсуждение данных тем в нашем обществе вызывает биполярные конфликты, которых лучше избегать.

Содержание фильма — отдельная лебединая песня пласту поп-культуры конца девяностых: среди музыкантов на фестивале, внимание, присутствовал лишь один свидетель Woodstock ’69 — Роберт Кригер из The Doors (и тех не было на оригинальном событии). Кригер вышел на сцену с альтернативщиками Creed и обозначился единственным напоминанием о прошлом фестиваля. Весь лайнап 99 года — бешеные псы ню-металла, дикие рэперы и популярнейшие артисты десятилетия. Rage — ярость — в названии фильма стоит не просто так: зрители разделяли это чувство, которое привело людей к трагедии. Трагедии Woodstock ’99 — оде мародёрству и ненависти.