Репортаж | Аквариум в Питере | СК Юбилейный | 02.07.2017


Фото: Терри Уильямс

Аквариуму — 45!. Это событие музыканты отметили туром по России с большими заключительными концертами в Москве и Петербурге. 2 июля тысячи поклонников Аквариума собрались в СК Юбилейный, чтобы в очередной раз насладиться чудом. Приятно, что Аквариум удивительным образом объединяет людей: многие поклонники со временем стали большой семьёй, и постепенно она увеличивается.


Смотрим фото ⇒

К счастью, в Питере не пришлось дожидаться любимую группу так долго, как на концерте в Москве. Из гостей в Северную Столицу приехала только группа Cotton Mather. Коллектив образовался еще в 1991 году в мистическом Остине, штат Техас. Часто Cotton Mather называют «одной из тех редчайших групп, которые, начав с очевидного подражания всем своим любимцам, полностью превосходят это и создают музыку сильную и ни на кого более не похожую». Качество песен и изобретательность записей придают коллективу большую оригинальность. Группу Cotton Mather пригласил на концерт сам Борис Гребенщиков. Об этом он сказал со сцены, когда вышел объявлять американцев: «Мы долго готовились к этому концерту, и мне сказали, что я могу пригласить любую группу из всего мира, которую захочу. Я решил, что было бы здорово позвать Cotton Mather». Интересно, что во время выступления своих гостей Борис Гребенщиков слушал их вместе с нами в зале. Он вышел из-за кулис и отправился в фотопит, поэтому мы могли одновременно наблюдать и за Cotton Mather и за Борисом Гребенщиковым.

После американского разогрева техники Юбилейного быстро переставили аппаратуру, и на сцене появился Аквариум. В этот раз музыканты начали концерт с жёсткого, яростного произведения Назад в Архангельск. Напряжённую обстановку сняло расслабленное рэггей Слова растамана, а затем настало ещё большее успокоение: зазвучала композиция Пришёл пить воду с проникновенным соло лучшего флейтиста Ирландии Брайана Финнегана. Конечно, его флейта великолепна, но всё-таки жаль, что этот проигрыш теперь звучит не у скрипки. В следующей песне Господу видней к Аквариуму присоединился шотландский музыкант, аккордеонист Silly Wizard Фил Каннингем. Его инструмент придаёт особую мягкость звучания и романтизирует образ. После драматичной композиции Voulez vous coucher avec moi настроение концерта снова изменилось: Аквариум заиграл ещё одно весёлое реггей Растаманы из глубинки и суровый блюз Молитва и пост. Следующая композиция Стучаться в двери травы, по признанию Бориса Гребенщикова, была первой написанной им песней, которая понравилась ему самому. Известно, кстати, что в скором времени она должна выйти в новой студийной версии.

Неожиданно прозвучали две редкие песни Кострома Mon Amour и Герои. О последней Борис Гребенщиков сказал, что ее «могут понять только здесь». По сравнению со старой версией, теперь эта вещь приобрела более мощный характер. А ещё считается, что Герои – прямая ассоциация песни Лу Рида Sweet Jane. В 80-е годы лидер Аквариума даже выкрикивал в проигрыше эти слова. Также в ней можно расслышать мотивы Satisfaction The Rolling Stones. Пожалуй, «местной кульминацией» стала песня Вавилон. Эта десятиминутная «эпопея» всегда удивляет чем-то особенным. Каждый раз Борис Гребенщиков выделывает в ней какие-то новые трюки. Так, в Юбилейном он успел постоять вверх ногами, выпустить на зрителей мыльные пузыри, попрыгать и исполнить свой «фирменный» танец.

И снова настало успокоение: зазвучала лирическая композиция Королевское утро. Её украшает трогательный проигрыш скрипки Андрея Суротдинова и флейты Брайана Финнегана. Тут же зрители оживились и продолжили танцевать, когда услышали энергичную песню Палёное виски и толчёный мел. А затем прозвучали шутливые Иванов, Сторож Сергеев и философское размышление Второе зеркальное чудо. Эти песни звучат со сцены редко. Резким контрастом стал переход с акустики на электричество, когда началась композиция Огонь Вавилона. Это мощное и жёсткое произведение тематически связано с первой песней юбилейной программы Назад в Архангельск. Не зря они входят в один и тот же альбом (Архангельск).

После отчаянного, откровенного монолога Бориса Гребенщикова Песни нелюбимых Аквариум сыграл известный хит Рок-н-ролл мёртв. Этот момент стал ещё одной кульминацией концерта. Психоделическое начало с гитарными перекличками Бориса Гребенщикова и Алексея Зубарева, чеканный ритм, гитарные соло, знакомые мотивы и слова всегда вызывают всеобщий восторг у зрителей.

Конечно же, после такого эмоционального накала должно было настать умиротворение. Так и произошло: программу продолжили пейзажная зарисовка Неизъяснимо и инструментальная композиция Ciaran and Berni в сопровождении аккордеона Фила Каннингема, который остался на сцене до самого конца. Еще одна «тихая» композиция – «плач одиночества» Когда пройдёт боль. Её грусть всегда погружает в глубокие душевные раздумья. Печальное настроение быстро развеялось «юмористичной картинкой» 2-12-85-06, в которой Борис Гребенщиков снова взялся шутить: кроме того, что в этой песне сами за себя говорят комические слова с непонятными возгласами и забавная музыка, автор пел разными голосами, а в конце лёг на сцену и поднял ноги кверху. Немалую роль сыграла и духовая секция. Она поддерживала ансамбль с начала концерта. После ирландской народной песни Стаканы прозвучала легендарная песня Поколение дворников и сторожей, которая стала символом «подпольной» жизни музыкантов 80-х годов.

В перерыве никто из нас не стал расходиться. Даже после трёх десятков песен Аквариума было мало, хотелось продолжения ещё и ещё. И вдруг после неустанного скандирования зрителей коллектив снова вышел на сцену. Под всеобщее веселье Аквариум исполнил песни Сидя на красивом холме и Не трать время, в которой к юбилярам присоединились участники Cotton Mather: кто-то подыгрывал на перкуссии, а кто-то — на шейкере. Ещё одним подарком слушателям стала лёгкая, прозрачная композиция Серебро Господа моего, а затем неожиданно зазвучала Сестра, которая, кстати, была написана именно в этом зале Юбилейного 1986 году перед выходом на сцену во время распития портвейна. Аквариум не играл её 20 лет. Тут же Борис Гребенщиков вспомнил о своём друге Викторе Цое. В ближайшее время начнутся съёмки фильма Кирилла Серебренникова Лето о лидере группы Кино. Борис Борисович признался, что ни один режиссёр пока не смог отразить того, что происходило в жизни музыкантов на самом деле: «Никто из нас не был советским человеком, мы были просто людьми», и запел песню Мама-Анархия. Внезапно в знак протеста Борис Гребенщиков устроил погром: он распинал всю аппаратуру, которая находилась рядом. На прощание музыканты сыграли безмятежную и благостную композицию День радости. Она уже давно стала традиционным окончанием концертов Аквариума.
Аквариум живёт уже почти полвека. За это время группой создано почти 30 альбомов и множество сборников, написано около 700 песен. Творчество музыкантов повлияло на несколько поколений, а сама фигура Гребенщикова превратилась в культовую. Тексты Аквариума часто цитируются в литературе, печати и песенном творчестве других авторов. Всё искусство композитора и поэта с самого основания Аквариума до наших дней демонстрирует непрерывный рост его профессионализма и неустанный поиск новых форм выражения. Борис Гребенщиков смог соединить черты Востока и Запада, перенять стили ирландской, кельтской, английской, скандинавской, американской, русской, индийской, японской музыки. А постоянная смена состава всегда способствовала обновлению коллектива и приобретению новых красок звучания. При этом дух группы остаётся неизменным. Музыка Бориса Гребенщикова уже давно вошла в сознание широких слоев русского общества и стала неотъемлемой частью национального духовного достояния.

Смотрим фото ⇒




Комментарии

Материалы     431     19.04.24

Вспоминаем лучшие рок-баллады 2000-х

Материалы     339     30.04.24

Самые крутые сериалы мая

Материалы     229     02.05.24

Лучшие клипы 80-х

Материалы     509     20.04.24

10 лучших басистов всех времен