Фотоотчет | Drummers United 2020 | Blastbeat — Российский барабанный центр
Drummers United 2020 стал настоящим культурным актом самой страстной любви к барабанному ремеслу. В здании московского Российского Барабанного Центра Blastbeat, находящимся недалеко от метро Белорусская, прошёл крупнейший российский конкурс среди барабанщиков. Ежегодно в нём принимают участие музыканты с самой различной возрастной амплитудой, музыкальными предпочтениями, полом и национальностью. Существования стереотипа о том, кем должен быть барабанщик, здесь не допускается вовсе. Стремление продемонстрировать своё мастерство, навыки и харизму объединило более семидесяти музыкантов, из которых девять, по разным возрастным группам, прошли в финал конкурса. К слову, ни один из них не оказался жителем столицы.
Прежде конкурс проходил в Сокольниках на открытой сцене с тысячями зрителей. В связи с актуальной ситуацией мероприятие вынужденно устроили в молодом, недавно открывшемся Blastbeat. А провести выступления участников без вреда ушам ни о чём неподозревающих соседей по зданию позволила собственная студия магазина, скромно называемая Виталием Мелентием (основателем магазина) студия Blastbeat Live. Звучит громко, но на деле это помещение представляет из себя огромный куб со стеклянными стенами, тщательно оборудованный необходимыми для барабанщика инструментами (более того, эта студия открыта для любого желающего). Подробнее о ней Виталий расскажет ниже, в своём интервью, но также вы можете увидеть её на записи трансляции.
Триумфально своим выступлением открыла конкурс Анастасия Середа, самый молодой член жюри, блестяще исполнив Hereafter группы Architects. Как выяснилось в дальнейшем, предпочтения судей не ограничились тяжёлой музыкой. Позже прозвучали песни Фаррелла Уильямса, Бенни Бенасси, Марка Ронсона, Люка Холланда и прочих музыкантов, относящихся к более лайтовой музыке. Для конкурса этот нетипичный факт, безусловно, является самым ярким показателем роста качества и объективности, насколько это возможна в рамках творческого соревнования. Ранее в финал выходили преимущественно участники, выбравшие наиболее тяжёлые жанры. К слову, без чего не обошлось и в этом году: если вам мало видео с вундеркиндами за установкой, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с выступлением одиннадцатилетнего Матвея Гончарова, великолепно исполнившего Through the Fire and Flames группы Dragonforce. Разумеется, выбрать победителя в категории самых младших участников оказалось для судей самой тяжёлой задачей (умолчать о ней не смог ни один из интервьюируемых нами респондентов).
Мы поговорили с четырьмя судьями конкурса, безусловно очень талантливыми и влюблёнными в своё ремесло людьми. Нам было важно пообщаться с представителями разных барабанных школ и направленйи: от советской академической закалки до энергии энтузиастов-самоучек, от самых тяжёлых музыкальных жанров до более виртуозных и лёгких. Читателю непосвящённому мало о чём скажут фамилии Середа, Мелентий, Зиновьев, Джавад-Заде. Но это именно те музыканты, благодаря которым песни групп Арсенал, Земфира, Noize MC, Stigmata, O. Torwald, Starov, LUNAPARK качают нас не только на концертах, но и в наушниках. В их ряду Виталий Мелентий — человек, объединивший вокруг себя самых талантливых барабанщиков России. Его и остальные интервью читайте ниже.
Владимир Зиновьев
Noize MC, Stigmata
«Я уже давно знаю Виталика и знаком с его деятельностью. Раньше он проводил в клубах барабанные мероприятия, мастер-классы. Сейчас это преимущественно конкурс, и все пять лет я на нём присутствую. И очень я рад, что есть такой человек, который занимается этим. Это, наверное, один из совсем немногих людей в России, которые занимаются этим качественно. На своём энтузиазме он тащит весь этот барабанный движ и подаёт пример для меня в частности. Мы в рамках нашей барабанной школы тоже теперь стараемся проводить мероприятия. Я смотрю на него и руководствуюсь его примером, потому что он делает для всех, чтобы это было общедоступно.
Очень тяжело вообще судить в каких-либо конкурсах, потому что есть парень, который в шесть лет играет так, а другой в пятнадцать играет круче, чем он. Но ты понимаешь, что в пятнадцать лет, если он продолжит такими же темпами развиваться, — он будет играть на запредельном уровне. Очень тяжёлый выбор был. В целом все работы в финале сильные, многие барабанщики играли на достойном уровне. Вот Денис, например, четыре года участвовал, подавал заявки, но не попадал в финал. Но в этом году он занял первое место. Ведь все эти оценки творчества очень условные. Может быть, ты проснулся, встал не с той ноги, и твоё конкурсное видео не получилось таким, как ты хотел. Много факторов складывается. Когда задумываешься об этом ещё глубже, начинаешь осознавать свою ответственность. Ты не знаешь, чего человеку стоило достигнуть такого уровня, и страшно сломать ему жизнь или отбить желание заниматься.
Оценки жюри субъективны, это факт. Объективная оценка — это когда лежит штанга сто килограмм и один из трёх человек смог её поднять. В музыке одному нравится то, другому следующее. Когда я смотрел конкурсные работы, я старался взглянуть на участников таким образом, чтобы увидеть этого человека в группе. Смотрю, что он играет, как он играет, какое он прислал видео. Это всё важно, потому что барабанщик — коллективный игрок. Он должен быть универсальным, ему должна нравиться музыка. Многим молодым барабанщикам не хватает индивидуальности и вкуса. Вкус — это тоже субъективно. Скорее тут уместнее сказать не вкус, а чувство стиля, то есть понимать, что можно, что нельзя в какой-то конкретной песне. В джазе бластбит играть например. Они играют на барабанах так, как это видят. Но когда ты присылаешь работу на конкурс — она должна соответствовать критериям. И вот мои критерии к барабанщикам, которые вписались в конкурс: ты должен выглядеть как артист, самостоятельный артист. Классно выглядеть, хорошо играть, и всё это должно вписываться в тот формат песни, которую ты играешь. И, самое важное, ты должен сразу чем-то зацепить. Можно было за все эти пять лет существования конкурса посмотреть работы предыдущих ребят и понять, что делать как они точно не надо. Когда семьдесят человек присылают видео с одной и той же песней — это не круто. В этом случае харизма важнее техники. Технике можно научиться, а харизме вряд ли. Мы знаем множество примеров: по типу барабанщицы The White Stripes или Дэйва Грола из Nirvana. В их мастерстве нет ничего особенного, но их стиль очень узнаваем. Никто не может так же, как они. И вот это не приобрести, не купить, не
научиться».
Игорь Джавад-Заде
Арсенал, Земфира, Наутилус Помпилиус
«Барабаны — это сегмент культуры исполнительской. Для того, чтобы развиваться, нужно встречаться, учиться друг у друга, соревноваться в хорошем смысле. Должен быть обмен знаниями. Если не будет таких конкурсов, начнётся застой, а затем всё загниёт. Такое мероприятие — достаточно редкое явление. Это правильное дело, реализующееся на высоком уровне. Виталик меня уговорил поучавствовать, стать членом жюри. Никогда в жизни такого опыта пока не было. И с самого начала был у меня не то чтобы комплекс, но такая установка: никого не судить, даже в качестве жюри. Вносить изменения в чью-то судьбу — это большая ответственность. Но в этот момент я был очень нужен.
Как члену жюри результаты конкурса мне показались объективными. К сожалению, не всегда так происходит. Все красавцы, всех хочется поощрить, но расставлять участников по рейтингу необходимо. Были причины, чтобы отдать человеку второе место, а не первое. Три моих основных критерия — возраст, движения человека, его музыкальность. Его грув. Когда человеку шесть лет, и он играет гораздо профессиональнее своего возраста — мы отдаём ему первое место. Жюри огромное, и общее арифмитическое не всегда играет в пользу определённого участника. Объективность, она такая, сборная. В этом трагедия конкурсов.
Важен подбор в жюри. Виталик хорошую вещь сказал, что в дальнейшем все, кто сидит в жюри, будут выступать перед участниками. Чтобы люди видели, кто их судит. Чтобы было уважение к жюри. В каждом из нас живёт такая творческая личность, композитор, который оценивает. У меня есть пристрастия к определённым стилям, людям и направлениям. Я учу своих учеников одному, второй педагог — другому. Я пытаюсь с возрастом становиться мудрее и вставать на сторону зрителей. Убрать в себе профессионального музыканта и оценить человека как музыкальную единицу. Смотрит личность влево или вправо — это всего лишь стилистика, но должен быть хороший фундамент. Если он есть — на нём можно строить хороший дом и развиваться. А у нас как принято: «Я в роке, а джаз — дерьмо». Или наоборот. А всмотришься в таких людей, а они, оказывается, просто не обладают необходимым для музыканта фундаментом. Они поверхностны и не имеют отношения к музыке. Я учусь каждый день, я учусь у своих учеников. А мастерство — это твоё умение регулировать в себе такие качества, как экспрессивность, техника, музыкальность. Глупость, когда с важным видом люди, которым тридцать пять лет, воображают себя маэстро. Вы чего, ребят, всем нужно учиться и учиться».
Анастасия Середа (Hebi)
ex-O. Torwald, Starov, LUNAPARK
«Круто, что в нашей стране проводится такой классный конкурс, что принимают участие такие крутые спонсоры и готовят классные призы. У людей реально появляется стимул работать и соревноваться. Нужно поддерживать людей, занимающихся на барабанах, награждать за старания. Я сама участвовала в этом конкурсе, один раз вышла в финал, заняла второе место. Дальше не принимала участия, потому что на следующий год уехала в Украину. У меня нет музыкального образования, но есть преподаватель по барабанам, Денис Попов. Очень крутой барабанщик. Помог мне справиться с основами: поставил мне руки, ноги, поправил звукоизвлечение.
В этом году музыкантов, играющих рок-музыку, практически не было. Может, металлисты в прошлом году все выступили, решили пока отдохнуть. Результат конкурса я считаю справедливым, практически все члены жюри приняли одно и то же решение. Когда я узнала, кто прошёл в финал, я не удивилась, результат был ожидаем. Ребята, участвовавшие в отборе, очень талантливые, хотелось бы всех похвалить, всем что-то подарить за труды. Но, к сожалению, так не получилось. Единственное, что было сложно — это определить места финалистов, особенно среди маленьких участников. Они играли в разных стилях и были очень круты, но пришлось выбирать между ними. Думали разделить первое место, но в итоге определились с победителем. Все люди, вышедшие в финал, правда этого заслуживали. Когда я просматривала участников, я смотрела на уровень владения рудиментами, звукоизвлечение, насколько человек раскрепощён. Если человек кайфует — это уже круто и немаловажно. Всего этого достаточно, чтобы понять, на каком уровне человек играет.
Важно, чтобы музыканты, играя, вкладывали свою душу. Мой самый любимый барабанщик на данный момент — Люк Холланд. Люк — молодой музыкант, у которого мегакрутые идеи, он меня очень вдохновляет. Ещё мне нравится Мэтт Гарстка — барабанщик Animals Is Leaders, тоже очень крутой и техничный. Трэвис Баркер — легенда, он самый яркий барабанщик в панк-рок музыке. Ещё очень крутой барабанщик Эрик Импрота из Fever 333, который делает сальтухи во время игры, да и играет очень круто. Вообще крутых барабанщиков в мире очень много, сложно выделить нескольких.
А сейчас смотрю: шесть лет барабанщику, а он… Я не знаю, что делала в шесть лет. Он ещё говорить толком не может, а так круто играет. Лучше, чем многие взрослые. Барабанщик — прежде всего художник. Важно, чтобы остальные музыканты в группе давали ему возможность выражать себя через сочинение своих интересных ударных партий».
Виталий Мелентий
РБЦ Blastbeat, Drummers United
«День был, безусловно, особенным. Это первое большое мероприятие в Российском Барабанном центре, и нам пришлось придумать новый формат проведения Drummers United на фоне пандемии. Мы прошли определённый «краш-тест» сегодня, поэтому двадцать шестое сентября я могу назвать «днём рождения» нашего магазина. Студия, откуда велась трансляция выступлений участников, тоже прошла свой тест на прочность. Мы назвали её Blastbeat Live: оттуда будет ещё много стримов, и это обеспечит российский барабанный мир контентом на ближайшие пару лет.
Мы долго согласовывали – проводить конкурс или не проводить. Возникал вопрос: «Что делать?» Ни выставку, ни гала-концерт мы организовать не можем. Тем не менее нам удалось договориться, но намного позднее, поэтому в этом году участников гораздо меньше, чем я хотел бы видеть. Обычно их число составляет порядка ста пятидесяти человек, в этом году принимали участие семьдесят шесть конкурсантов.
Много работ было отклонено. Из года в год я выдвигаю всё более жёсткие условия отбора. Повышая планку для участников, мы обращаем внимание не только на технику игры, но и на множество других факторов. В итоге барабанщикам это помогает в собственной карьере, потому что важно еще уметь себя позиционировать и продвигать. Наш конкурс прививает хорошие качества: силу воли, самодисциплину, смелость, умение анализировать. И помогает всесторонне развиваться.
В этом году я разрешил присылать работы, снятые на обычный смартфон. Профессиональная съемка и студийный звук – совершенно необязательные условия. Каждый человек может принять участие, и мы не отсеиваем видео по признаку качества съёмки. Идеальное сведение и мастеринг не могут служить гарантией, что человек выйдет в финал. Ты должен просто завоевать сердце. Самое главное условие – готовность выступить в финале перед жюри. Это эмоции, и это честно. Перед нами – душа нараспашку. Как себя собрал, таким и предстанешь.
В этом году жюри состояло из пятнадцати барабанщиков, в следующий раз я хочу увеличить это число в два раза. Мы пригласили музыкантов самых разных жанров, но этого всё ещё недостаточно.
Матвей в прошлом году занимал первое место, сегодня безукоризненно исполнил роковую вещь, поразил всех. Гений, это понятно. Он очень много занимается, планомерно идёт к успеху. Такое в нашей стране хотелось бы встречать чаще. Среди жюри даже обсуждалась возможность сделать два первых места. А по поводу девушек: Нано Мамедова очень круто выступила. Это девочка из очень строгой семьи, родители в какой-то момент запрещали ей заниматься на ударных. Вы понимаете, о чём я говорю. Она прошла через всё это, старается, занимается, участвует не первый год. Тем не менее, общими голосами первое место было отдано Екатерине Голубых. Но я думаю, что Нано уже ментально приблизилась к первому месту, и я надеюсь, что в следующем году она займёт его. То, как она идёт к этой цели… Ни у одного участника нашего конкурса не было таких препятствий. Я желаю ей первого места в следующем году!
Многим ребятам может казаться, что им не хватает взаимодействия со своими кумирами, обмена опытом с коллегами, но им это только кажется. Они абсолютно самодостаточны. Чего им точно не хватает – так это веры в самих себя. И все их «нехваталочки» – мнимая история. Там проводится такая работа над собой у каждого!..
Тот или иной народ определяет культура, а уровень этой культуры определяет нашу дальнейшую жизнь. Понятно, что после распада СССР у нас развалилась вся музыкальная культура, все музыкальные школы и так далее. Многие грамотные преподаватели уехали из страны. Те, кто остался – низкий им поклон. Я многих знаю поимённо. И вот перед нами стоит глобальная задача: сохранение культуры, её поддержание и наращивание. Я не могу иначе, в этом весь секрет. Меня почему-то прёт от всей этой истории, и мне хочется поддерживать это движение. Зарабатывание денег – процесс абсолютно второстепенный, даже параллельный. Основная цель – это движуха. И я рад, что нам удалось создать второй дом для барабанщиков».
Эпилог
Интересно, что Drummers United не подразумевает под собой коммерческой основы. Спонсорство подобных мероприятий вещь материально неблагодарная, скорее профилактическая, выполняющаяся в целях продвижения. Участники не платят никаких взносов, зрители наблюдают за всем бесплатно. Подобная идиллия становится возможной исключительно благодаря энтузиастам. На их плечах лежит будущее молодых музыкантов. Они объединяют вокруг себя десятки талантливых исполнителей: от профессионалов, судей проекта, до молодых артистов, его участников. Мало ли в России талантливых музыкантов? Конечно, нет.
Именно поэтому освещать подобные мероприятия — большая ответственность.
Можно долго искать оправдания и пытаться обосновать неудачи, изъяны нашей музыкальной индустрии. Объяснений правда много: необеспеченность музыкантов, неготовность лейблов вкладываться в начинающих артистов, непрофессиональное отношение к собственному продвижению, бардак на рынке агентов и банальная разъединённость. В общей сложности это тормозит развитие и без прочего хлипкого российского музыкального бизнеса. Чтобы поддержать людей, которым и так во многом нелегко, мы призываем вас поддерживать такие мероприятия: присутствовать в качестве зрителя или даже участвовать. Факт, что вы практически дошли до конца данного текста, уже говорит о многом. Любовь к музыке вознаграждается — в дальнейшем вы точно откроете для себя что-то новое и, что точно, сделаете для кого-то мир чуть ярче. Или даже познакомитесь с интересными людьми во время фуршета, но это уже совсем другая история.