Фотоотчет | Franz Ferdinand в Москве | Adrenaline Stadium | 09.06.2018
9 июня шотландские титаны инди нулевых Franz Ferdinand привезли в московский Adrenaline Stadium новый альбом. Пятая пластинка группы названа символично – Always Ascending, что можно приблизительно перевести как «вечно набирающий высоту».
Последний раз Franz Ferdinand выступали в столице давненько – в 2012 году на Пикнике Афиши, и с тех пор в группе произошла смена состава. Гитарист Ник Маккарти в 2016-м объявил, что уходит – возможно, временно – из группы, чтобы заняться семьей и сольными проектами. Коллектив взял двух новых участников и стал квинтетом. Так набирают ли высоту Franz Ferdinand? Или это лишь игры в ностальгию по буйным танцам молодости?
Franz Ferdinand разогревала российская группа ГШ, яростную атональность и напор ритма которой, пожалуй, лучше всего опишет словосочетание «авангардный панк». Вокалист Franz Ferdinand Алекс Капранос позднее отметил, что этот квартет стоит послушать и полюбить всем и посвятил им одну песню из сет-листа. С уходом ГШ задник сцены закрывает полотнище с названием главных звезд вечера в неоне и забавными цветными звездами вокруг. Первые звуки Glimpse of Love зажигают в зале пеструю и игривую диско-атмосферу с постироничным отношением к 80-м, которой полон Always Ascending.
К сожалению, Franz Ferdinand – не из тех групп, для кого Россия является одним из главных рынков и кто благодаря этому приезжает к нам чаще, чем любящие внуки – к бабушке в деревню. Но во всем чувствуется, что вернуться к нам они действительно рады, и между сценой и залом искрит особенная связь. Алекс скромно улыбается, после каждой песни четко говорит «спасибо» и даже поражает публику менее традиционным трюком в виде представления «Нас зовут Franz Ferdinand. Меня зовут Саша Капранос». Он вспоминает, что живой дебют Walk Away много лет назад состоялся именно в Москве. Посвящает песню Лиле Брик, чьим знаменитым портретом с советского плаката Родченко вдохновлена обложка второго альбома группы. Рассказывает, что русская культура с самого начала сильно влияла на Franz Ferdinand. И это не просто жест вежливости: кто же не помнит ранний визуальный ряд команды с кучей отсылок к разным направлениям советского авангарда? и кто не знает, что Маргарита из Love and Destroy – не какая-нибудь там простая девушка, а та самая, булгаковская?
Для своих 46 лет Алекс Капранос отменно бодр и энергичен – он все так же скачет по сцене, прыгает с ногами врозь, чудно, но очаровательно танцует и даже получает прилетевший на сцену розовый бюстгальтер. Да и все Franz Ferdinand в прекрасной форме: показательно, что новые песни вызывают практически такой же бурный отклик, как и классика вроде Take Me Out, Michael и No You Girls. Последняя на данный момент пластинка группы прекрасно срабатывает вживую. Все-таки славно Franz Ferdinand сделали, что раскрасили свой фирменный стиль и танцевальность электронными ветерками и диско-роковым задором. Не двигаться на их концерте невозможно. А на финальной This Fire Капранос усадил зал на пол, чтобы потом вся эта горящая толпа разом подпрыгнула и на полную катушку насладилась последними минутами концерта. Эта фишка хорошо знакома нам по нередким концертам Kasabian, у которых всегда последней идет аналогично названная Fire с неизменным «сели-прыгнули» и о которых, что иронично, фронтмен Franz Ferdinand недавно отозвался в Твиттере крайне негативно. Неожиданно, но и ладно: нам ведь никто не мешает ходить и на тех, и на других.
Инди-рок нулевых, пожалуй, все-таки ушел на покой, и должно пройти побольше времени, чтобы в нем родилось что-то столь же оригинальное и цепляющее. Но лучшее осталось и цветет. И среди его почетных современных капитанов – Franz Ferdinand, и впрямь идущие только вверх и все еще умеющие удивлять.