Репортаж | Презентация книги Игоря Верещагина в Москве | Кинотеатр Пионер | 07.06.2017
7 июня в кинотеатре Пионер состоялась презентация книги фотографий Игоря Верещагина Given & Stolen (Подаренное и Украденное). Это был насыщенный и удивительный вечер, полный интересных знакомств, общения, обсуждений и просмотров. Почетным гостем презентации стал легендарный Хэйдн Бендалл (Haydn Bendall) — рекорд-продюсер студии Abbey Road.
Игорь Верещагин: "Я Костик возраста Хоботова"
Совсем недавно, в рамках Х московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017», отгремела персональная выставка российского фотографа Игоря Верещагина Given & Stolen, подготовленная и проведенная МАММ по инициативе Ольги Свибловой. И вот уже 7 июня Игорь представил книгу фотографий, в которой собраны его лучшие фотоработы с начала творческой деятельности до сегодняшнего дня. Книга напечата в Вероне и включена в каталог издательства Aperture. Тираж, к сожалению, лимитирован, так что всем успевшим очень повезло стать обладателями прекрасного полноценного альбома.
После торжественного начала презентации, которую открыл продюссер проекта Сергей Смолин, состоялся Public talk на тему «Феномен культурной революции 60-70-х годов» при участи Хэйдна Бендалла. Модератором встречи стал журналист, критик и автор книг о музыке Александр Кушнир. Также в обсуждении принял участие арт-критик, главный редактор портала \photographer.ru Александр Евангели. Он и написал вступительное эссе для книги. Вот некоторые интересные пункты обсуждения, а также выводы и воспоминания участников встречи.
Многие могут назвать 60-е временем свободы. В чем же феномен этого времени? Это годы, когда мир казался простым и ясным, и в рамках знаменитого выражения «Make love, not war» выбор очевидно был за первым. Искусство открывало новые горизонты, оно экспериментировало во всех своих видах и проявлениях; оно восхваляло любовь и свободу выбора.
Хэйдн Бендалл — человек, который записывал Тину Тёрнер, Алана Парсонса, Пола Маккартни и многих других; в его копилке также саундтрек к нашумевшему сериалу Твин Пикс. Господин Бендалл назвал 60-е символом свободы: «Музыка стала символом свободы — произошёл взрыв, чтобы выразить эти свободы. 60-е стали тем периодом, когда тинейджеры получили право не быть детьми, но и не быть взрослыми. Музыка стала важным моментом». Сейчас, по словам Бендалла, музыка уже не ассоциируется с молодежью так, как раньше. Сейчас сложно экспериментировать. Хэйдн даже предположил, что сегодня ни одна звукозаписывающая компания ни за что не подписала бы контракт, например, с Игги Попом. Сегодня больше важна картинка и продажи, а не эксперимент или новое звучание. В фотографии того времени появились фотографы, которые начали заниматься фешн-фотографией. Это было новое направление, бум и прорыв, «люди чувствовали свободу, которую можно было выражать».
Хэйдн Бендалл: "Есть поговорка: если вы помните, что происходило в 60-е, вы в них не жили. Я люблю 60-е. Я любил их тогда и люблю сейчас. Я не уверен, что 60-е были настолько фантастическими, как сейчас принято говорить. Мы говорим о мире и любви, но не все было так гладко. Художников обкрадывали агенты, их не берегли так, как сейчас. Сейчас артисты более уважаемы и им уделяется больше внимания"
Хэйдн Бендалл называет поколение 60-70-х своим. По его словам, это поколение ответственно за то, что происходит сейчас. В то время было спокойно: всё было приключением, была надежда на светлое будущее и люди чувствовали себя в безопасности. Бендалл выразил надежду, что в обозримом будущем у людей также будет возможность иметь свободу и экспериментировать.
Хэйдн Бендалл: "Тогда тусовка людей искусства, круг их общения был довольно узок. Лондон был эпицентром искусства и вся жизнь была сконцентрирована в нём. Все обменивались идеями и наркотиками; формировались творческие и романтические отношения. Все было безопасным; была свобода не волноваться, а просто существовать. Все могли жить, учиться, заниматься своими делами, экспериментировать. Единственное, чего мы боялись, была Россия"
Игорь Верещагин поделился воспоминаниями о юности в славном, «далёком от Лондона», городе Братске, где все эти новые веяния также отразились. «Телефонные аппараты были сломаны, а микрофоны использовались для того, чтобы сделать звукосниматели для гитары. Трудно сейчас поверить, что мой одноклассник ходил в школу в клешах, на которых были нашиты лампочки, а в карманах у него были батарейки. Такое потом я видел только у группы Slade». Отсюда и любовь к фотографии: Игорю с детства хотелось видеть людей и узнавать их суть и красоту. Первыми рок-фотографиями стали изображения Beatles и других звёзд, которые юный Верещагин вырезал и собирал, как многие подростки, которым это было доступно. В 90-х он с братом отправился автостопом в Берлин, где волей судьбы (незнакомый человек в кафе подарил билет) оказался на концерте The Rolling Stones, потеряв в той поездке всю технику, но приобрел массу воспоминаний и рулон афиш группы. А важным побудительным мотивом переезда в Москву стал Гарик Сукачев и его «маленькая бейба»: «Я увидел, как Гарик пел бейбу; я был в шоке и решил продвигаться к Москве: Москва мне представлялась такой, как представлялась Костику в Покровских Воротах».
В книге Верещагина много фотографий героев 60-х (особенно западной музыки) и довольно мало новейшей музыки. Фотограф объясняет это тем, что он пытается «догнать то, что было за железным занавесом». Именно эту музыку Игорь считает «корнями» и мечтает успеть снять тех звезд 60-х, кто еще жив.
Игорь Верещагин: "Нет группы, которую я слушал в юности, и она бы мне не нравилась сейчас"
После информативной и немного ностальгической пресс-конференции Игорь Верещагин вручил каждому гостю вечера элегантный черный конверт с одной из фотографий своего производства и угостил присутствующих автографами. После чего все слушатели имели возможность насладиться общением под умиротворяющую музыку и бокал шампанского.
Приятным сюрпризом вечера стал специальный показ короткометражного документального фильма Given & Stolen режиссёра Александра Смирнова, демонстрирующего мнение и воспоминания Игоря Верещагина, а также впечатления о работе с ним Ольги Свибловой, Найка Борзова, Сергея Воронова, Теодора Тэжика и других. Почему же Подаренное и Украденное? Подаренное — «доверие того, кто смотрит тебе в глаза», украденное — это «когда ты крадешь кусочек чьей-то жизни».
Завершением презентации стала демонстрация культового фильма «More» 1969 года режиссёра Барбета Шрёдера на языке оригинала с субтитрами. В фильме используется музыка группы Pink Floyd, а альбом More является саундтреком к фильму.