Репортаж | Jay-Jay Johanson в Москве | ГлавClub Green Concert | 01.03.2018
Весна пришла! И встречать её лучше всего под музыку. Что мы и сделали, посетив концерт шведского музыканта Джей-Джея Йохансона в московском ГлавClub Green Concert.
Смешно сказать, но с творчеством Джей-Джея Йохансона я познакомился абсолютно случайно. Практически наобум послушал его альбом (это был Opium). Уже не помню, что меня привлекло: то ли название, то ли просто хотелось чего-то свежего и трип-хопового. Как бы то ни было, исполнителя я закотировал и уже потом узнал, что он вообще-то весьма популярен и частенько приезжает в Россию с концертами. Этот визит маэстро Йохансона был приурочен к выходу альбома Bury the Hatchet, угодившего в прошлом году в мой личный топ-10. Забегая вперёд, скажу, что и помимо новых песен этим вечером было что послушать.
По сравнению с выступлениями мощных рок-банд, сцена практически пустовала: клавишные, за которыми восседал соратник Джей-Джея Эрик Янссен, и сам Йохансон – худой, как спичка, в привычной безразмерной мятой рубашке и белых кроссовках. Всё остальное забито в минусовку. Отдельно стоит сказать про видеоряд – нарезку типичных городских и сельских сцен из стран третьего мира, прокрученную в обратном направлении. Не совсем ясно, что хотел этим сказать музыкант, но, возможно, на это и был расчёт.
Что же касается музыки, то нет смысла описывать каждый трек в отдельности. Есть ощущение, что Джей-Джей всю жизнь поёт какую-то одну главную песню, в которой в силу разных причин может меняться текст, ритм, мелодия, но суть остаётся той же самой. Поразительно было видеть, как этот щуплый белобрысый паренёк, которому уже почти 50 лет, без ярких внешних эффектов и выдающихся вокальных данных (что не отменяет его хорошего пения), полтора с лишним часа держит зал в напряжении.
Большую часть песен Йохансона по их общему настроению (и при этом не всегда по смыслу) можно охарактеризовать, как «ты ушла от меня, но я всё равно тебя люблю» — этакая меланхолия человека, которого жизнь изрядно повозила по асфальту, но который при этом не несёт в душе гнева, злорадства, мести, и готов зарыть топор войны, как гласит его последний на данный момент альбом. Правда, встречаются и перлы в духе старинной и всеми любимой So Tell the Girls that I’m Back in Town. Заводной хит, куда больше подходящий какому-нибудь знатному сердцееду вроде Фрэнка Синатры. Тем не менее, присутствующие в зале дамы уловили месседж и кинулись к сцене с цветами.
Эмоциональный пик всего концерта – отчаянная She Doesn’t Live Here Anymore. Здесь не только резко меняется настроение происходящего. Очевидно, чтобы добавить драмы, Джей-Джей в этом месте резко меняет видеоряд: на смену реверсивным голозадым пацанам из Индии приходит общественно-политическая проблематика: газетные вырезки и новостные репортажи времён «холодной войны». Личная драма на фоне драмы мировой.
Достойнейшим образом заявили о себе и песни с альбома Bury the Hatchet, став этаким каркасом всего действа. Судя по всему, такие вещи, как November, Paranoid и прозвучавшая одной из первых You’ll Miss Me When I’m Gone, прочно осядут в концертной обойме шведского музыканта.
В самой концовке Джей-Джей ещё раз нашёл, чем всех удивить: весь выход музыкантов на бис незаметно пролетел под ритмичную музыку в стиле «танцуют все», а сам меланхоличный, угловатый Йохансон вдруг превратился в поп-звезду. Оказывается, и на его концертах зрители могут прыгать, кричать, размахивать руками. Ничто человеческое ему не чуждо, даже прыжки в фотопит и массовые братания с обалдевшими от счастья зрителями в первых рядах. Да, и такое тоже бывает.