Репортаж | Jay-Jay Johanson в Питере | А2 | 27.01.2017
27 января на излёте января петербургская погода словно «подкручивала настройки» в ожидании сумрачных откровений шведа Йохансона. Джей-Джей далеко не в первый раз приезжает в Россию с визитом, но его неизменно ждут с распростёртыми объятиями. Очарование музыканта не поддаётся разгадке, однако то, почему он так близок населению самой большой страны Земли, вполне объяснимо. Пресловутая мятущаяся русская душа не может жить без рефлексии, коей в избытке на десяти (не считая саундтреков) альбомах Йохансона. Истории о боли, тоске, любви, путешествиях и исканиях снова и снова находят отклик в сердцах слушателей. Аранжировки от альбома к альбому претерпевают стилистические изменения, не давая заскучать. Однако фирменное звучание Джей-Джея — трип-хоп мелодика и печальный и мягкий голос на невысоких децибелах — позволяют безошибочно угадать шведа из множества других любимцев думающей публики.
Двери клуба А2, расположившегося в здании бывшего Полиграфмаша, были открыты в семь вечера, завлекая на концерт. Заходишь внутрь и обращаешь внимание на то, что танцпол не забит под завязку, однако на VIP-трибуне яблоку негде упасть несмотря на разницу в цене билетов.
В 20:35 из зала зазвучали первые аккорды Harakiri, сопровождающиеся абстрактным видеорядом. На сцене появился Джей-Джей, поприветствовав Санкт-Петербург и заявив, что рад вернуться в Россию. И началось «so-итие»: I Love Hom So и следом — It Hurts Me So. Джазовые мотивы Dilemma достаточно интимны, и песня в итоге звучит как монолог-откровение. Затем свет резко становится кроваво-красным с примесью мадженты, и звучит надрывная и пронзительная Escape, нагнетая атмосферу безысходности. Джей-Джей неожиданно отходит в угол сцены, уступая внимание публики клавишам. Мелодичная и печальная She Doesn’t Live Here Anymore очаровывает. Ты стоишь и пару минут не замечаешь ничего. Во время следующей композиции волшебник Йохансон «колдует» над одним из синтезаторов, которыми взят в кольцо клавишник. Затем швед объявляет песню, которую до сих пор не исполнял в Петербурге — Suffering. И это заявление не остаётся без реакции — по залу прокатывается одобрительный рокот. Тягучая и обволакивающая Mr Fredrikson заставляет покачиваться в такт доселе неподвижную публику словно на сеансе одновременного гипноза.
На фоне огромного экрана с изображением небоскрёбов субтильный Йохансон кажется совсем миниатюрным. Лишённая любой оцифровки и сопровождаемая лишь звуками фортепиано, She’s Mine But I’m Not Hers проникает с мурашками под кожу, а затем по кровотоку в сердце, в то время как на экране в реверс-съёмке демонстрируются разрушающиеся здания. Кульминация.
Тут же происходит смена настроения выступления. Milan. Madrid. Chicago. Paris. кажется, знакома большинству присутствующих. В ней слышатся отголоски страстного танго от Gotan Project, Santa Maria (Del Buen Ayre), только совсем приглушённо. Тему поисков и привязанностей продолжает энергичная I Miss You Most Of All, подсвечиваемая алым светом. Следующую песню мистер Йохансон объявляет самолично: «Следующий трек с моего четвёртого альбома Antenna, называющийся Tomorrow«. Согнувшись и практически повиснув на стойке микрофона, Джей-Джей допевает композицию. Он то сдавливает виски, то склоняет голову. И даже не открывает глаза. Затем снова признаётся в любви, говорит о том, какая это «long lovestory» и спрашивает, есть ли здесь кто-то с фестиваля, на котором он выступал в 2004 году. Несколько человек неуверенно тянут руки вверх. Звучит одна из самых популярных композиций, Far Away. И в этот момент осознаёшь, что ты действительно далеко отсюда, хотя и стоишь в толпе других почитателей трип-хопа.
И снова музыкант берёт слово. Он сообщает дату релиза нового сингла — 3 марта 2017. Следом звучит свежий трек с грядущего сентябрьского лонгплея — You’ll Gonna Miss Me When I’m Gone.
Сквозь Paris красной нитью проходит только одна фраза: «I miss you». Закономерно после такой выворачивающей наизнанку песни Джей-Джей берёт old fashion с виски-колой, улыбается. Затем ходит по сцене, размахивая приветственно руками, встаёт к микрофону и исполняет acapella начало Skeletal, продолжая затем под практически симфоническую аранжировку. Зал и сцена почти погружаются во мрак, но из красного тумана прорезаются куплеты Driftwood и Whispering Words. И это воистину чарующе: только нежный голос артиста, а по завершении — шквал аплодисментов от благодарных слушателей.
Десять вечера. С неудовольствием понимаешь, что скоро всему придёт конец, концерт закончится, а зал опустеет до следующего дня. И лишь искренняя Believe In Us и неуверенное «спасибо!», сказанное мистером Йохансоном по-русски, будут греть по дороге домой.
Смотрим фотоотчет ⇒
-
Сет-лист:
Harakiri (intro)
I Love Him So
It Hurts Me So
Dilemma
Escape
She Doesn’t Live Here Anymore
So Tell Thye Girls That I Am Back In Town
Suffering
Mr Fredrikson
NDE
She’s Mine But I’m Not Hers
Milan. Madrid. Chicago. Paris
I Miss You Most Of All
Tomorrow
Far Away
You’ll Gonna Miss Me When I’m Gone (New)
Paris
Skeletal (acapella intro)
Drift Wood / Whispering Words (acapella)
Believe In Us
On The Other SideENCORE:
I Fantasize Of You
On The Radio
Rocks In Pockets
Cookie