Репортаж | Laibach в Москве | Red | 11.10.2018
Давно не выступавшие в столице словенские легенды Laibach представили московской публике новый альбом Also Sprach Zarathustra и, конечно же, свои классические хиты.
Начать нужно с того, что я ни разу не поклонник Laibach. Но творческий подход и милитаристская эстетика словенских концептуалистов были всегда мне симпатичны. А вот песни, как правило, одновременно и смешили (особенно это касалось многочисленных каверов), и давили мрачным индустриалом. Будто тяжелые солдатские ботинки гулко маршируют по изящной мозаичной плитке какого-нибудь венецианского или генуэзского палаццо. Вот такие всегда были ассоциации.
Все изменил фильм Liberation Day о уже легендарном историческом концерте группы в Северной Корее. Помимо невероятной абсурдистской истории большим откровением для меня стала сама группа, ее богатая история, бескомпромиссная арт-позиция и безусловная уникальность. Действительно, они такие одни. И непонятно кого с ними можно рядом поставить. Разве что с большой-большой натяжкой «духовных сыновей» Rammstein. Тогда-то я решил, что обязательно хотя бы раз в жизни схожу на концерт Laibach.
Ждать пришлось даже меньше, чем я думал. Прошел ровно год, и вот я стою в Главклабе и осмысливаю происходящее. На сцене стоит группа мужчин в черном, а по центру – непотопляемый фронтмен Laibach Милан Фрас в роскошном красном кожаном плаще и вездесущем клобуке чеканит фирменном гроулингом фразы на немецком под индустриальные марши. И хотя первый блок песен из свежайшего альбома Also Sprach Zarathustra впечатлил не сильно, но смотрится все это эффектно и монументально, да и видеоряд подобран удачно.
Дальше выходят вокалисты (мужчина и прекрасная дама), Милан снимает плащ — начинается традиционный сет из серии Greatest Hits и вечер перестает быть томным. Во-первых, это красиво и визуально и мелодически. Во-вторых, профессионально. Laibach – серьезная группы с суперсыгранным составом и до мелочей срежиссированным шоу. И в –третьих, это по-прежнему прежде всего про искусство. Политический перфоманс и манифест. Очень четкий и понятный. Ну и, в конце концов, Laibach – одна из лучших кавер-групп в мире.
Особенно смачной выходит концовка из The Whistleblowers, Rossiya, Sympathy For The Devil и Life Is Life. Песня Rossiya по понятным причинам была принята особенно тепло, хотя именно из-за нее словенские легенды несколько лет не выступали в нашей стране. Да-да, и у нас покорители Северной Кореи одно еще совсем недавнее время были под запретом. Хотя песня сама по себе прекрасна. Лучший кавер на отечественный гимн. Да и зал подпевает охотно. Но лично для меня самым ярким событием стал видеоряд к Sympathy For The Devil, целиком и полностью посвященный новейшей истории России. Кадры советских парадов, царской семьи и дореволюционных событий на припеве сменялись портретом нашего президента с подходящим хищным выражением лица. Это разом затмило и все сверокорейские отсылки, современную графику и прочий предшествующий видео-арт. Интересно, было это сделано специально для российского зрителя, или же это обычная подложка.
В общем, это был один из самых необычных концертов в моей богатой на концерты жизни. Но ощущение перфоманса все же перевешивает, что в случае с Laibach, похоже, является правилом.
Несколько замечаний. Первое, никакого общения с публикой. Даже представлял участников Милан безмолвно, просто указывая рукой. Второе — практически никто не танцует. Да и сложно под такое танцевать. Ощущение перфомативности происходящего это только усиливает. Народу кстати пришло прилично, но не битком. И последнее – я не стану скачивать себе альбомы Laibach, да и вообще слушать их время от времени. Но воспоминания о концерте сохраню однозначно. Такое не забывается.