Фотоотчет | Спектакль «Моя счастливая жизнь» в Москве | ДК им. Зуева | 15.01.2017
«Я не хочу, чтобы моя жизнь была началом и концом одного анекдота.»
15 января в ДК им. Зуева мы имели удовольствие увидеть спектакль Александра Цоя Моя счастливая жизнь и оценить новые горизонты актрисы Светланы Иванниковой и дебютную актерскую работу Светланы Сургановой.
Моя счастливая жизнь — спектакль, прежде всего, о людях; это прекрасная работа, созданная молодым режиссером Александром Цоем. В роли главной героини выступила актриса Светлана Иванникова, а ее подругу играет музыкант Светлана Сурганова. Премьера состоялась прошлой осенью в Риге и имела большой успех. Она привлекла такое внимание, что спектакль решили иногда показывать в основных городах нашей страны, где поклонников тандема Светлан крайне много. Светланы играют двух подруг, хотя даже не играют — они давно дружат в реальной жизни — поэтому на сцене просто живут, общаются и показывают зрителю ценность этого общения.
В основу спектакля вошла история, описанная Еленой Ерпылёвой в пьесе Диалоги по поводу американского джаза. История проста и понятна, что можно заключить из абсолютно теплой реакции и поддержки зала. Ведь все то, о чем повествует нам главная героиня, встречается у всех и каждого на каждом шагу.
Аскетично оформленная сцена: два стула, чашка — ничто не отвлекает от слов героини. Иванникова, то ли уже в роли, то ли еще примеряясь к залу, периодически спрашивает, есть ли кто и не мешает ли ничего зрителям. По сути происходит не спектакль, а общение. Интересный, порой с нотками иронии, видеоряд периодически берет внимание на себя, но не дает пропустить ни слова. И вот в такой скромной обстановке, с приглушенным светом, вернее, лучом света на актрисе, происходит исповедь. Мы узнаем, что героиня Иванниковой десять лет назад уехала с дочерью из небольшого городка в столицу, оставив на родине мать и мужа, который не захотел менять свой привычный уклад жизни. Она винит себя в невнимании и ранней, на ее взгляд, смерти матери из-за того, что ей не о ком стало заботиться, а «отсутствие заботы есть страдание». Она пытается понять, как могла столько лет прожить вместе с бывшим мужем, когда видит, что этот человек совсем не вписывается в ее каноны; она признается в отсутствии взаимопонимания и общения с повзрослевшей дочерью. Героиня делится и веселыми моментами жизни — в каждом рассказе, которые перетекают один в другой, мы узнаем себя, своих родных, близких, знакомых…
Своеобразная ретроспектива жизни обычного человека. Для чего? Может, чтобы сделать вывод, понять, чего ты добился и зачем. Почему сейчас, добившись высот в профессии, этот человек чувствует какой-то недостаток? Героиню без преувеличения можно назвать успешной — хорошая карьера, взрослая дочь, отношения, интересные друзья. И хотя она говорит «это моя счастливая жизнь», и она выбрала ее сама, есть в этом своя печаль и мысли о том, что существуют вещи, которые можно было изменить, но сейчас уже поздно. «Ни любви, ни радости — одна работа и преодоление трудностей».
В тексте пьесы героиня сама выходит из подавленного состояния благодаря билету на джаз, там музыка спасает человека. Пьеса была взята за основу спектакля и с позволения автора переиграна в некоторых моментах. Как раз над финалом под руководством Александра Цоя поэкспериментировали, и получился уже не моно, а полноценный спектакль: внутренний монолог был разбавлен действенным куском, куском вкусным и живым. Благодаря внедрению персонажа Светланы Сургановой (Соня) появился дополнительный воздух и надежда. «Чего ты тут какую-то богадельню развела?» — переключает Соня внимание на себя, сбрасывая напряжение. Она прилетает из другого города ради того, чтобы увидеть подругу, узнать у нее, действительно ли она рада ее видеть, поделиться новыми стихами и впечатлениями от поездки на Мальдивы и рыбалки и ,в конце концов, спеть вместе с подругой — и здесь музыка победила. И каждый спектакль оживает за счет новых подробностей и импровизации этого момента, пусть короткого, но такого емкого.
«Не бывает потом — бывает никогда. Но иногда в 3 минуты случается чудо».
Такие разные люди, но так нуждающиеся друг в друге, вроде потерявшие веру в людей, но доверяющие одна другой. Люди, которые могут позвонить друг другу среди ночи, поехать куда-то вместе и внезапно, просто поболтать, провести время, пообщаться и не закрываться. И вот нам, по сути, открывается смысл всего действа — кем бы ты ни был, где, как и с кем бы ты ни жил, важно иметь человека, с которым ты являешься самим собой, без лжи и фальши, без болезненной зависимости, оценки, грубости и зависти. Тогда происходит сброс всего напускного, исчезает неудовлетворенность и выпячивается жизнь и радость от нее — чья-либо счастливая жизнь.
«Ты не имеешь права говорить, что мир перестал с тобой разговаривать».
И пара слов о том, что творилось со зрителями после окончания этого прекрасного действа. Подношение цветов и подарков стало очередным актом спектакля. Мало того, что все спешили поздравить Светлан со всеми праздниками после долгой разлуки, так еще и Сурганова припасла немного. Призналась, что пока летела, слушала Radiohead; раньше, говорит, не воспринимала, а теперь поняла, как они чудесны. И еще сказала обязательно читать Веру Полозкову Города и числа — «она великая».