Репортаж | Нашествие 2017 | Большое Завидово | 09.07.2017
На третий и финальный день Нашествия показалось долгожданное солнце. Когда оно появилось, все вскрикнули, не столько от радости, сколько от удивления. Музыканты, которые выступали утром, были довольны этим событием.
Первой на сцену вышла группа Ундервуд. Ребята выступали в футболках благотворительного фонда Лыжи мечты. Своё выступление музыканты назвали острым клинком, вспоровшим нижний слой облачности: именно во время сета команды появилось долгожданное солнце. Сет-лист включал в себя, конечно, композицию Гагарин, я вас любила, которую пели дружно все собравшиеся, а также Точку невозврата и другие песни группы. Порадовала песня про Скарлетт Йоханссон, клип на которую вот-вот должен появиться.
«Семейный подряд» Уматурман по их словам «кайфанули» от выступления на Нашествии. Программа группы была стандартной: музыканты чередовали старые хиты и новые песни; а люди, по словам братьев Кристовских, были великолепные. Развесёлый и заводной Владимир Кристовский заехал на сцену на квадроцикле, стащил со своего же музыканты кепку и спел с присутствующими знаменитую песню про Ночной дозор. Также всем полем пели песни Проститься и Ума Турман, которая плавно перетекла в инструментальную импровизацию музыкантов. В шуточной песне Зависть про Шнура ребята все выразили то, что, быть может, приходит в голову многим группам: «Все музыканты завидуют Шнуру, даже Radiohead», — пояснил Владимир Кристовский. Новую композицию Жюль Верн, уже любимую у Владимира, второй раз сыграли на публике.
Группа Слот «поставила галочку» для себя и добралась таки до главной сцены Нашествия. Солисты группы были одеты по-летнему: майки, шорты, надеть которые так мечтали все мы с первого дня фестиваля. Группа только успела взбодрить зрителей, исполнив несколько песен и предложив повеселиться и устроить серкл-пит: «Мне нужен весь ваш огонь, ваше мужество и желание жечь», — попросила Нуки. А желание женщины — закон, и так долго ожидавшие тепла люди хоть немного успели хорошо послэмить. Конечно, распелись с Дарией всем полем, «обнулились» под композицию Одинокие люди, «с огоньком» насладились композицией Две войны. Но, даже по словам музыкантов, сет был короткий: «Целью выступления было за 6 песен вжарить как следует», — пояснил Игорь Лобанов.
Калинов мост были прекрасны и традиционны. Группа представила несколько старых хитов и песни из прошлогоднего альбома Сезон овец. Дмитрий Ревякин, посвежевший и похудевший, передал привет из солнечного Забайкалья: «Люди, people, родня! Всем доброго здравия. Мы договорились с Перуном — скоро туч не будет, договорились с Ярило — сейчас все будет нормально». Ну, знатные шаманы Калинов мост явно поработали над погодой, хотя дыру в облаках первыми все же пробили Ундервуд с Гагариным. Радость неба спели всем полем, а Ревякин мудро заметил: «Петь всегда надо. Каждый человек хочет петь. Иногда стесняется, иногда боится, потому что мегазвезды вокруг сверкают. Надо петь всегда, никого не бойтесь». Ну, Дмитрий Александрович, вряд ли Нашествие кого-то или чего-то может боятся, в третий день так точно, мы в этом уже убедились.
Группа The Matrixxx вышла немного раньше заявленного времени. Они были крайне милы, очень бодро настроены и одеты в стиле The Rolling Stones, напоминая Элиса Купера и Кита Ричардса, а Станислава бросалась в глаза благодаря своему розовому пушистому нечто-шубе. Глеб Самойлов был в своем стиле, а многие успели даже позавидовать бордовому лаку на его ногтях. В принципе, разобрать слова песен было довольно тяжело, но песни Матрикс звучали неплохо. Чего нельзя сказать о двух композициях Агаты Кристи, которые публика воспринимала явно более живо и радостно подпевала, однако Глеб всячески сбивался с ритма. «Поностальгируем, полетаем?» — предложил музыкант. Но с полетом на ковре-вертолете не сложилось. И хотя музыканты всячески пытались выйти из положения, солист или обиделся на них, или ему было все равно. Возможно, это был своеобразный протест против наследия Агаты или самой группы, но тогда и не стоило их исполнять. А историю не перепишешь… А вот эффекты с дымом и огнем из гитары, а также ее разбивание произвели отличное впечатление. «All this is Matrixxx», — верно заметил Самойлов.
А тем временем все больше людей стягивается к главной сцене Нашествия, где начали выступление Танцы минус. К 18:00 даже трибуны уже почти полны. Вячеслав Петкун был краток: поздоровался и сразу в омут. Группа исполнила любимые многими песни, которые активно были приняты и пропеты вместе с музыкантами. Половинку встретили с первых нот, а Вячеслав сел на край сцены ближе к поклонникам и пел вместе с ними. Композицию Город-сказка солист посвятил Воронежу, а финальные Цветы предложил «поорать вместе». Также ребята поддержали фонд Лыжи мечты Натальи Белоголовцевой, который помогает детям с ДЦП и призвали покупать чудесные футболки, о которых уже шла речь. По словам Вячеслава, выступление прошло «без сучка и задоринки». На поле он всячески восхищался людьми, «которые стоят по колено в грязи, обливаемы дождём»: «Спасибо вам за ваше долготерпение и умение получать радость из того, что может вам эту радость доставить. Если бы ни вы, на этой сцене не было бы не только нас, но и вообще никого». А уже после выступления, на пресс-конференции Петкун порадовал фразой: «Если есть божество грязи, нормальной, реальной под ногами, то это божество ликует».
Настоящим героем последнего фестивального дня стал Юрий Шевчук. Сначала он спел вместе с группой Lumen свою песню В бой, затем рассказал журналистам о «промежуточной» программе группы ДДТ История Звука, которая суммирует пройденные этапы творчества коллектива и которую, собственно, музыканты и представили в этот вечер. Также Юрий Юлианович поделился тем, что группа сейчас «живет новым альбомом». Затем случилась История звука — полноценная программа настоящей «народной» группы, которую музыканты сыграли полностью по просьбам зрителей Нашествия и которая длилась больше двух часов, собрав больше всего людей за три дня.
После инструментального вступления музыканты «помянули» СССР, сыграв блок рок-н-роллов 80-х — начала 90-х годов, сопровождаемых архивным видеорядом тех лет, полностью погрузив зрителей в соответствующую атмосферу: «Добро пожаловать в Советский Союз, где портвейн стоил рубль двадцать, каждый второй чувак мечтал быть космонавтом, а туалетной бумаги не было даже у Брежнева». Вообще, в этом выступлении Шевчук много ностальгировал по 90-ым, часто проводя параллели с нынешним временем. Он часто благодарил поклонников и сыпал пожелаланиями Нашествию, называя его «вечной революцией духа»: вечной весны, чистого неба, любви, новой жизни, добра, мира, свободы. Юрий Юлианович много говорил о мире, о разговорах, предчувствии и нежелании войны, многие вещи пели люди на поле:Я получил эту роль, Метель Августа, Просвистела. Отдельным номером программы как мантра прозвучала русская народная песня Стороною дождь в исполнении Алены Романовой; а Роман Невелев сыграл свое соло. Композицией Метель окончился блок песен 90-х, за которым последовал блок песен конца 90-х с «другим саундом» группы.
Затем Шевчук еще раз уточнил, всю ли программу играть («Песен много, а вам еще метро закроют»), и получив утвердительный ответ, отплясал и отскакал (в прямом смысле слова) с Аленой песни про любовь, вклинил стихотворение Когда един в Метель Августа, еще и новую песню В скорой спел, посвятив ее всем врачам Нашествия. Очень трогательным номером стала песня Что нам ветер, когда на экране появились фотографии ушедших рок-музыкантов. Этим номером ДДТ помянули «наших братьев, которых нет с нами» и призвали «хлопать тем, кого любите, на чьих песнях выросли и чье творчество уважаете».
«Жалко, что этих ребят нет с нами. Представляете, какое бы Нашествие сейчас было? Гораздо честнее и острее. Эти ребята были очень свободны» , — таково было посвящение Юрия Шевчука всем ушедшим коллегам. После песни Любовь не пропала Шевчук представил всех музыкантов, поблагодарил зрителей, но никто расходиться не собирался. Поэтому ДДТ спели еще одну песню Дождь, посвятив ее «главному герою этого Нашествия», в конце которой небо освятили огни праздничного салюта, ознаменовавшие окончание этого чудесного моционального действа — Нашествия. А закончим, пожалуй, финальными словами Юрия Шевчука: «Всё-таки выжили! Здесь остались истинные. Вы все — музыканты, и мы заодно. Да здравствуют музыканты Нашествия! Да здравствует живая музыка — музыка без границ!»
Во время выступления хедлайнеров фестиваля часть публики медленно двигалась к сцене Наше 2.0, где как раз выступали непривычные для «типичных» слушателей русского рока исполнители. Если Устюгов в компании девушек с краской вместо футболок пел откровенный шансон, то актёр Гоша Куценко остановил свой выбор на песнях Виктора Цоя.
Назвать Нейромонаха Феофана исполнителем русского рока тоже трудно, но он давно и крепко полюбился публике Нашего радио. Притоптать поле возле сцены в темноте было, пожалуй, сложновато, обошлись без слэма, но хоровод определённо был, «тати-тари-та-та» кричали и веселились настолько, насколько это было возможно. Спасибо Феофану за исключительно душевное тепло, которого так не хватало за эти три дня!
Продолжила греть наши души группа Виктор. Музыканты бережно и точно воспроизвели любимые песни, и это было прямое попадание. Ни Наутилус Помпилиус, ни Король и Шут, ни Агата Кристи, ни Кино на Нашествие больше не приедут, но их песни мы знаем и любим, так что подобные выступления совершенно необходимы, тем более — в последний день. Мы немного танцевали и подпевали любимым песням, знакомым каждому, выплывающим откуда-то из подсознания.
Если Виктор согревали нас морально, то Mordor согрели физически! От огненного шоу из десятка пушек на сцене стало жарко. Так что можно с уверенностью сказать, что закончилось Нашествие просто огненно!